Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внедрение регионального компонента в школьное образование




 

Образовательный процесс рассматривается как сложное историческое и педагогическое явление, представляющее собой совокупность исторических, социальных, психологических, культурных явлений, как единство среды и обучаемого.

Основы нормативной базы в области общего образования для субъектов Российской Федерации зафиксированы в Конституции РФ и Законе «Об образовании» (ст. 7). Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» установленный государственный образовательный стандарт, как «обязательный минимум основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требований к уровню подготовки выпускников», подразделяется на два компонента, учитывающих федеральный характер устройства России: федеральный и национально-региональный компоненты [2].

Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Региональный компонент государственного образовательного стандарта, установление которого находится в компетенции субъектов РФ, определяет по ступеням общего образования те нормативы в области изучения родного языка и литературы, природы, истории, экономики и культуры, которые учитывают особенности и интересы региона.

Таким образом, ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентом.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что ответственность за содержание образования, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников возлагается на государственные органы власти. К компетенции же образовательного учреждения относится разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, а также рабочих программ учебных курсовых дисциплин. Органы управления образованием субъектов РФ осуществляют с помощью сформированных ими экспертных советов контроль за содержанием создаваемых по инициативе педагогов оригинальных авторских программ, учебных пособий и других дидактических материалов [2]. Поэтому, учитывая, что и сам педагог, и обучаемый им ребенок в равной мере защищены законом, возможно педагогическое творчество образовательного учреждения в части обновления содержания образования, в частности, использования возможностей федерального и регионального компонентов в целях национального образования учащихся, тем самым способствуя интеграции личности в национальную и мировую культуру; формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Что же касается школьного компонента, включающего обязательные занятия по выбору, факультативные занятия, то его содержание и структура находятся в ведении образовательного учреждения и позволяют еще более полно использовать специфику и направленность учебного заведения, усилить национально-ориентированную направленность содержания образования. По мнению Новикова В.Б., базисный учебный план, предложенный Министерством образования, разграничивает компетенции между федеральным, национально-региональным и школьным компонентами следующим образом (таблица 1):

 


Таблица 1

Разграничение компетенций между федеральным, национально-региональным и школьным компонентами

Компонент

Ступени обучения

  Начальная школа 1-4 классы Основная школа 5-9 классы Средняя школа 10-11 классы Итого
Федеральный 53 94 18 165(47,4%)
Региональный 48 77 58 183(52,6%)
Итого 101 171 76 348(100%)

 

Федеральный компонент включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы обшекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют русский язык (как государственный), математика, информатика, физика, астрономия, химия. 47% учебного времени, отводимого на федеральный компонент, дают возможность и для региональной ориентации содержания образования, позволяют реализовать задачи по формированию личности с гуманистическим национальным самосознанием.

Содержание школьного курса естественно-научных дисциплин определяется значимостью данных наук в создании и развитии человеческой цивилизации, в формировании интеллектуальной и эмоциональной сфер деятельности человека, значимостью приобретаемых знаний в повседневной жизни, их необходимостью для изучения других предметов. Данные дисциплины позволяют решить одну из основных задач, стоящих перед современной школой, - воспитание у подрастающего поколения «продуктивного, парадоксального, нестандартного ума, совершенствование характера и интеллекта каждого человека» [4].

В условиях внедрения новых информационных технологий на первый план выходит задача формирования комплексных интеллектуальных умений, позволяющих эффективно работать с информацией и оценивать ее социальную значимость. В связи с этим необходимо изменить акценты в учебной деятельности школьников, а именно:

значительно увеличить удельный вес заданий практического содержания, связанных с описанием реальных ситуаций, подготовив таким образом учащихся к свободному использованию математических знаний и умений в жизненных ситуациях;

более широко использовать в обучении виды деятельности, направленные на интеллектуальное развитие учащихся путем уменьшения доли репродуктивной деятельности;

как можно раньше дать школьникам знания в области естественнонаучного образования, необходимые для решения личных и социальных проблем.

Анализируя программы учебных курсов цикла с точки зрения наполнения региональным содержанием, мы пришли к выводу, что это возможно за счет включения в каждый курс региональной составляющей, что подразумевает:

акцентирование внимания школьников на значимости вклада ученых - соотечественников в развитие мировой науки и цивилизации;

иллюстрирование программного материала региональными примерами с включением данных о развитии экономики области, решением задач краеведческого характера, составленных на основе природоведческого, материала, а также направленных на оценку текущего состояния дел в регионе;

нахождение в изучаемых фактах, законах и т. д. аналогов с жизнью человека, в частности, самого школьника [2].

При этом главное - не только дополнение содержания образования, а освоение новых подходов, способов и форм педагогической деятельности по всем предметам учебного плана. Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом (продуктом духовного усилия) становится интеллект каждого субъекта урочного общения, духовное обогащение. Урок разворачивается как последовательное, в рамках учебной темы, исследование, познание, оценка жизни во всех ее проявлениях [6].

На основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 47,14, 29 п. 2), разрабатывается национально-региональный компонент, отражающий конкретные исторические, культурные, национальные, географо-демографические, этнические, природно-экологические, социальные особенности региона, обеспечивающий удовлетворение особых потребностей и интересов в области образования различных групп населения и включающий в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие.

Выработка регионального компонента государственного образовательного стандарта, объем которого (в часах) задается на федеральном уровне, составляет компетенцию региона [7].

Можно выделить следующие основные подходы к разработке регионального компонента:

Содержательная структура знания, воплощаемая в региональном компоненте, должна находиться в общей логике закономерностей, определяющих структуру содержания общего образования.

Для последовательного обеспечения всестороннего развития человека необходимо выстроить содержание регионального компонента таким образом, чтобы можно было осуществить корреляцию между базовой инвариантной структурой деятельности и структурой содержания фундаментального образования.

Регион как объект изучения, отражаемый в региональном компоненте содержания общего среднего образования, следует рассматривать как часть предметной области фундаментального образования. Поэтому основная структура изучения объекта-региона должна быть отражена и в предметной структуре научного знания.

Конкретный набор образовательных областей (учебных курсов), отражающих содержание регионального компонента общего образования, может быть составлен, исходя либо из комплексного влияния двух факторов

структуры изучаемого объекта и разновидностей культуры, отражающих структуру деятельности, либо по крайней мере одной из этих детерминант.

Содержание регионального компонента общего образования структурируется по «вертикали» с учетом логики изложения учебного материала в условиях непрерывного образования и возрастных особенностей усвоения учащимися знаний, формирования умений и навыков [4].

Логично предположить, что компоненты учебного плана, как единого комплекса, где-то могут и должны пересекаться. Нельзя проводить границу между компонентами стандартов, группируя соответствующие образовательные области, граница между федеральным и региональным компонентами содержания образования проходит, как правило, внутри образовательных областей. Большая часть учебных курсов объективно «скроена» так, что включает в себя как федеральную, так и региональную составляющие образования. Хотя можно выделить учебные курсы, полностью относящиеся к федеральному или региональному компоненту [3].

Соотношение между федеральным и национально-региональным компонентами определяется базисным учебным планом (таблица 2).

 

Таблица 2

Базисный учебный план (фрагмент) (по Щербакову А.В.)

Образовательные области

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

  Всего В т ч. Регион. Всего В т. ч. Регион. Всего В т. ч. Регион.
Язык и литература 28 16 47 32 8 8
Математика 16   24   6 1
Природа 8 2 22 3 8 2
Общество     13 2 8  
Искусство 8 2 8 4 6 1
Физкультура 8 1 10 2    
Трудовая подготовка 8 2 12 5 4 2
Информатика     2   40 14
Итого 76 23 141 47    
Обязательные занятия по выбору

14

15

24

Факультативные занятия

11

15

12

 

Из приведенной выше таблицы можно сделать выводы:

. Нормирование инварианта остается за Российской Федерацией, нормирование регионального компонента - сфера компетенции субъекта Российской Федерации.

. Доля учебных часов в неделю, отведенных на региональный компонент по отношению к федеральному, изменяется в зависимости от образовательной области и ступени обучения.

. Явно прослеживается тенденция нарастания роли региона в определении содержания образования от начальной к старшей школе.

Возможно выделить четыре различных способа реализации регионального компонента содержания школьного образования, в том числе и в курсе «Экономика»:

. полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;

. монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов, которые войдут в инвариантную часть регионального базисного учебного плана;

. монопредметный интегративный - это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи;

. школьный вариант регионального содержания образования - элективные учебные курсы по отдельным образовательным областям.

Функцию синтеза, обобщения знаний по дисциплинам регионального компонента в таком случае может выполнять, к примеру, «Экономика края» [3]. Введение данного предмета в содержание регионального компонента предполагает не только усвоение школьниками теоретического материала, но и формирование их мировоззренческих установок, принципов личностной ориентации в среде современного общества.

В региональном базисном учебном плане дисциплины могут быть представлены тремя основными видами учебных занятий:

) обязательные занятия, составляющие базовое ядро регионального компонента общего среднего (полного) образования и представленные в инвариантной части регионального базисного учебного плана, обеспечивающей приобщение к региональным значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным потребностям;

) обязательные занятия по выбору учащихся и

) факультативные занятия, составляющие вариативную часть регионального учебного плана, обеспечивающей индивидуальный характер развития школьников, учитывающей их личные особенности, интересы и склонности [3].

Включение сквозных региональных образовательных областей, изучаемых на начальной, средней и старшей ступенях школы, позволяет, несмотря на различия в содержательной специфике региональных областей, выделить универсальный для образовательных областей набор целей. К ним могут быть отнесены: реализация национально-региональной политики в области образования; конкретизация, расширение и углубление знаний и умений, предусмотренных федеральным компонентом; формирование системы знаний, расширение воспитательных и познавательных задач.

региональный экономика краеведение образование

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...