Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы краеведения в курсе «Экономики родного края»




 

Краеведческий компонент при изучении экономики родного края включает в себя ряд составляющих, которые позволяют изучить приоритетные направления экономического развития региона. Одним из значимых среди них является производство.

Производственное предприятие является первичным звеном общественного разделения труда, производящим определенную продукцию, обладающим известной экономической самостоятельностью, технологической завершенностью по производству своей продукции с характерными для данного вида предприятий потребностями в сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов, с определенной социальной и экономической характеристикой.

В условиях краеведения объектами изучения являются отдельные предприятия, расположенные в данном пункте (фабрика, завод, рудник, филиал объединения, порт, пристань, железнодорожная станция и т. п.).

В некоторых отраслях промышленности (лесной, торфяной, нефтяной) и в сельском хозяйстве (леспромхоз, торфопредприятие, совхоз, колхоз и т. п.) предприятие может состоять из некоторых территориально разобщенных единиц (отделений, участков, разработок и т. п.). Краеведческое изучение таких предприятий, очевидно, будет выходить за пределы одного населенного пункта.

В данном же контексте происходит и изучение сельского хозяйства региона, представленного сельскохозяйственными угодьями и предприятиями по обработке земли и сельскохозяйственной продукции. В них входят земельные фонды, их размеры и состав; неиспользуемые земли; улучшение земель (осушение, орошение); ведущие отрасли хозяйства; внутрипроизводственные связи; растениеводство; посевные площади, их размеры и состав, урожайность и меры по ее повышению; площади под садами и виноградниками; продукция растениеводства; животноводство; поголовье скота по видам; качественные показатели и меры по их повышению; кормовая база; механизация животноводства и ее эффективность; техническая вооруженность производства и использование техники.

Важной составляющей изучения экономического разбития региона является ее территориальное деление. Каждый край (республика, область) - это малая часть нашей страны, это живое целое, комплекс, в котором сочетаются территория, люди с их жизнью и деятельностью, дома и прочие материально-вещественные сооружения. Для того, чтобы изучить свой родной край в целом, необходимо последовательно и всесторонне исследовать город или село (деревню) во всем многообразии слагающих их элементов (природа и территория, люди, их жизнь, культура и быт и хозяйственная деятельность), их связи с другими краями и со страной в целом.

Любое поселение, и очень крупный город и небольшое село, своеобразны и отличаются от всех других историей своего возникновения и развития, экономико-географическим положением и природными условиями, планировкой, спецификой архитектуры, застройки и другими свойственными ему чертами.

Первейшей задачей краеведческого изучения поселения как раз и является раскрытие его экономического своеобразия и характерных особенностей. Вместе с тем поселения, будучи составной частью края, могут изучаться в разных аспектах - экономико-географическом, историческом, архитектурно-градостроительном. Это зависит главным образом от аспекта изучения всего края. Если изучается экономическая география края, то поселение рассматривается как составная часть народного хозяйства края. В этом случае предметом изучения служат: экономико-географическое положение поселения, специализация его народного хозяйства и занятия жителей, важнейшие предприятия сферы материального производства и учреждения сферы обслуживания, связи с окружением.

Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса экономики и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края.

Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний - главное назначение учебного краеведения. Но для этого учителю необходимо иметь в своем распоряжении достаточный краеведческий материал и уметь сделать из него для уроков соответствующий отбор всего, что будет способствовать усвоению и пониманию учебного предмета.

Таким образом, учебное краеведение в курсе экономики родного края преследует две задачи. Одна задача - всестороннее изучение своей местности, другая - использование краеведческого материала в преподавании. Они тесно связаны: решение первой открывает путь второй. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание экономики родного края на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного - к неизвестному», «от близкого - к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче понять экономику более отдаленных районов страны, а также зарубежных стран.

Конкретное проявление процессов развития экономической среды в ближайших окрестностях помогает формированию правильных представлений о многих составляющих экономических процессов и, в том числе и о тех, которые недоступны непосредственному наблюдению учащихся. Местный краеведческий материал, таким образом, служит тем уже известным образцом (эталоном), к которому учитель прибегает для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании всех курсов экономики, а работа учащихся по изучению своего края - средством непосредственного познания многих экономических явлений. Опираясь на конкретные знания о своем крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания общих закономерностей экономической науки.

Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью, например роль засухи для местного сельского хозяйства, роль предприятий и их развития для экономики региона, особенности местного рынка труда и пр. Преподавание экономики, таким образом, строится не на «словесных схемах», а на наблюдениях подлинной действительности и в соответствии с жизненными потребностями. Из этого вытекает, что краеведение должно служить преподаванию экономики повседневно и непрерывно, а не только во внеклассной работе, в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся. На краеведческом принципе должны строиться обычные уроки. К сожалению, в настоящее время многие учителя учебное краеведение связывают только с организацией факультативов или внеклассной работы.

При правильной организации школьного экономического краеведения должен обеспечиваться тесный контакт учебных занятий с внеклассной краеведческой работой.

Многогранность окружающей жизни позволяет найти различные объекты краеведческого экономического изучения края: естественные богатства, состав и деятельность населения, хозяйство, рынок труда и пр.

Таким образом, принципы краеведения в обучении в курсах экономики являются важной составляющей, которая позволяет более подробно вникать в экономические процессы на примере изучения экономических особенностей родного края.

 


Заключение

 

Таким образом, было выявлено, что функция региональных компонентов стандартов состоит не в простом дополнении содержания федерального компонента школьных курсов, а в решении задач мотивации и организации работы школьников с близким, доступным, эмоционально окрашенным историческим материалом, что должно способствовать развитию познавательной сферы, ценностных ориентиров и социализации личности школьников в целом.

Анализируя программы учебных курсов цикла с точки зрения наполнения региональным содержанием, мы пришли к выводу, что это возможно за счет включения в каждый курс региональной составляющей, что подразумевает:

акцентирование внимания школьников на значимости вклада ученых - соотечественников в развитие мировой науки и цивилизации;

иллюстрирование программного материала региональными примерами с включением данных о развитии экономики области, решением задач краеведческого характера, составленных на основе природоведческого, материала, а также направленных на оценку текущего состояния дел в регионе;

нахождение в изучаемых фактах, законах и т. д. аналогов с жизнью человека, в частности, самого школьника.

В курсе экономических дисциплин краеведение является важной составляющей, ориентированной непосредственно на познание специфики экономического развития края, в котором проживают дети. Экономическое направление в краеведении рассматривает вопросы и современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть:

современное население края;

состояние народного хозяйства края в целом и отдельных его отраслей;

населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края;

отдельные предприятия и учреждения, составляющие народное хозяйство края (фабрики и заводы, рудники, совхозы и колхозы, порты, железнодорожные станции, научные учреждения, учебные заведения, учреждения культуры, здравницы и т. д.).

Краеведческий принцип предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса экономики и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края.

Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний - главное назначение учебного краеведения.

Таким образом, учебное краеведение в курсе экономики родного края преследует две задачи. Одна задача - всестороннее изучение своей местности, другая - использование краеведческого материала в преподавании.

 


Список литературы

 

1.  Автономов В.С. Введение в экономику. - М.: Лань, 2008. - 214 с.

2. Бадаян.И. Региональная система образования: своя стратегия развития // Учитель. - 1997. - № 2.- С.30;

.   Воронцова Т.В.. Проект региональной информационной системы мониторинга образования// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 4. - С.33;

.   Гаризова Р.С. Дополнительное образование школьников средствами национально-регионального компонента // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 2. - С. 41;

.   Демин А.М. Модель построения содержания национально- регионального компонента образования в средней общеобразовательной школе // Региональный компонент в школьном образовании.- Барнаул.-2006.- С.43;

.   Кара, А.П. Региональный компонент в базовом школьном образовании / А.П. Кара // Из опыта регионоведческой работы в школе: сборник. - Армавир, 2007. - Вып. 1. - 198 с.

.   Кидрасов Р.Х. Региональный центр развития образования в Федеральном образовательном пространстве // Методист. - 2001. - № 1. - С. 38;

.   Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе / Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин, Л.Ф. Иванова, О.В Кишенкова, С.И. Козленко [и др.] // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - № 9. - С. 20-30.

.   Костин А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики // Педагогика - 2005. - № 8. - С.26;

.   Липсиц И.В. Экономика для школьников. - М.: Дашков и К, 2011. - 347 с.

.   Новиков. В.Б. Концепция создания регионального учебного курса// Педагогика. - 2000. - № 4. - С.8;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...