Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Кафедра экономической теории
ПЛАНЫ
семинарских занятий по курсу " Экономическая теория "
(для студентов специальности «Государственное управление и право»)
Минск 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа по дисциплине «Экономическая теория» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования для специальности 1-26 01 02 “Государственное управление и право” и типовой учебной программы “Экономическая теория” для высших учебных заведений для неэкономических специальностей (рег. № ТД-СГ.012/тип., 15.04.2008). Учебная программа дисциплина рассчитана на объем 138 часов, из них 76 аудиторных. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – 42 часа, практических занятий – 34 часа. Основными целями преподавания дисциплины являются: · развитие экономического мышления студента; · формирование фундамента экономических знаний на основе изучения достижений мировой экономической мысли; · выявление специфики экономических отношений в Республике Беларусь; · формирование и развитие у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально-экономического развития национальной и мировой экономики.
Задачи изучения дисциплины: · усвоение основных экономических понятий и проблем; · изучение основных законов (принципов) функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов; · выяснение функций и границ эффективности рыночной системы, а также основных форм регулирования экономики;
· изучение белорусской экономической модели.
В результате изучения дисциплины студент должен: знать и уметь объяснить: · основные экономические понятия и категории; · тенденции развития объективных экономических процессов; · основные задачи экономики; · основные экономические цели общества; · основы поведения потребителя и производителя в рыночной экономике; · основные формы фискальной и денежно-кредитной политики; · особенность экономических процессов в Республике Беларусь; уметь: · анализировать экономические процессы в Республике Беларусь и за рубежом; · использовать экономические знания для принятия рациональных экономических решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей; · осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников; · различать объективный и субъективный анализ экономической информации; · аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения экономических проблем; · решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические науки. Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы. Экономическая теория, прогнозы и политика. Экономические цели общества. Позитивная и нормативная экономическая теория. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории. Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов. Системная методология. Предельный анализ. Функциональный анализ. Равновесный анализ. Экономическое моделирование. Экономический эксперимент.
Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристики ресурсов. Труд. Земля и невозобновляемые природные ресурсы. Капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Предпринимательская способность. Ограниченность ресурсов.
Экономические блага: классификация, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Редкость экономических благ. Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производить? Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек. Сравнительные преимущества и специализация. Общественное разделение труда. Проблема эффективности. Производство и экономический рост. Экономическая эффективность и социальная эффективность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|