Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Основы микроэкономики




Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения

Семинар 1

1. Спрос. Зависимость величины спроса от цены. Кривая спроса.

2. Предложение. Зависимость величины предложения от цены.

3. Рыночное равновесие. Государственное регулирование цен: «пол» и «потолок» цен.

 

4. Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения.

Основные понятия

Величина (объем) спроса Величина (объем) предложения Закон спроса Закон предложения Рыночное равновесие Излишек потребителя Излишек производителя Цена Неценовые факторы спроса (предложения) Эластичность Эластичность спроса Эластичность спроса по цене Эластичность по доходу Кривые Энгеля Неполноценные товары Полноценные (нормальные) товары Товары первой необходимости Индивидуальный спрос Рыночный спрос Товар Гиффена Эффект Веблена Эффект сноба Статистическое равновесие Динамическое равновесие «Потолок цены» «Пол цены» Товары роскоши Перекрестная эластичность спроса Эластичность предложения Эластичность предложения по цене Перекрестная эластичность предложения Товары второй необходимости

Вопросы для самопроверки

1. Какую функциональную зависимость отражает закон спроса; закон предложения?

2. Чем отличается цена спроса от рыночной цены?

3. Под влиянием каких факторов происходит изменение рыночной цены и объема продаж?

4. В чем различие между мгновенным, краткосрочным и долгосрочным периодами?

 

Вопросы для обсуждения

1. «Чем ниже цена, тем больше товара будет продано. Чем больше продаж товара, тем ниже цена» - справедливо ли данное высказывание? Не противоречит ли оно закону спроса?

2. Отличается ли величина спроса на товар от количества этого товара, который приобрели покупатели?

3. Во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Как связаны неравновесие и недостаток информации?

4. Есть ли различие между ограниченностью и дефицитом.

5. Могут ли существовать излишки ограниченного блага?

6. Прокомментируйте высказывание А.Маршалла: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц»?

7. На своем приусадебном участке семья вырастила 100 кг картофеля для своего потребления. Как этот урожай отразиться на объеме рыночного предложения картофеля?

8. Состояние равновесия существует до тех пор, пока одно из предположений «прочих равных условиях» не изменится. Оцените правильность данного высказывания.

9. «Прогресс технологии в производственных отраслях, приносит выгоду производителем, а не потребителям данного блага». Согласны ли Вы с этим утверждением?

10. Правительство предполагает ввести налог на продажи. Его можно взимать с покупателей или продавцов. Какой вариант предпочтительнее для населения?

Темы рефератов:

1. Теории цены товара.

2. Модели рыночного равновесия.

3. Общественная выгода от конкурентного равновесия.

4. Практическое применение теории эластичности.

5. Дуговая эластичность спроса.

Тема 5. Теория поведения потребителя

Семинар 1.

1. Полезность. Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

2. Кривые безразличия. Предельная норма замещения и ее экономический смысл.

3. Бюджетное ограничение потребителя. Влияние изменений в доходах и ценах на положение бюджетной линии.

4. Равновесие потребителя. Графическая интерпретация.

Основные понятия

Бюджетная линия Кривая Энгеля
Полезность Общая полезность
Карта кривых безразличия Эффект замещения
Кривая безразличия Потребительский выбор
Предельная норма замещения Предельная полезность
Кривая «доход-потребление» Товар Гиффена
Кривая рыночного спроса Функция полезности
Кривая «цена- потребление Эффект дохода

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем обусловлено введение экономистами знака «минуса» в утвердившееся в микроэкономической литературе определение предельной нормы замещения: соображениями «удобства», теоретическими соображениями или другими?

2. Объясните, в чем сходство и в чем отличие:

a. кривых «доход-потребление» и кривых Энгеля для нормальных товаров и некачественных товаров;

b. кривых Энгеля и кривых индивидуального спроса;

c. кривых «цена-потребление» и кривых «доход-потребление».

3. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «В случае нормального блага – кривая спроса убывающая, так как эффекты замены и дохода – отрицательные, а в случае низшего блага кривая спроса – возрастающая, так как отрицательный эффект замены перекрывается положительным эффектом дохода»?

 

Вопросы для обсуждения

1. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным? Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

2. В чем различие кардиналистского и ординалистского подходов к анализу предпочтений потребителя?

3. Чем определяются форма и месторасположение кривых безразличия? Могут ли кривые безразличия пересекаться?

4. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения?

5. В чем состоит различие условий оптимума потребителя в случае внутреннего и углового решений?

 

Темы рефератов:

1. Проблема оценки полезности потребляемых благ. Кардиналистский и ординалистский подходы к оценке полезности.

2. Полезность и спрос. Правило максимизации полезности.

3. Влияние изменения доходов и цен на потребление населения Республики Беларусь.

 

 

Тема 6. Теория фирмы

Семинар 1.

1. Производство. Продукт как результат производства. Производственная функция. Равновесие производителя.

2. Издержки производства в краткосрочном периоде.

3. Издержки производства в долгосрочном периоде.

4. Доход и прибыль фирмы. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции.

5. Максимизация прибыли в условиях, монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Основные понятия

Бухгалтерские издержки Предельная полезность

Доход Предельный продукт

Издержки производства Прибыль

Изокванта Производственная функция

Изокоста Производство

Общая полезность Средний продукт

Общий продукт Технологическая эффективность

Полезность Функция полезности

Потребитель Экономическая эффективность

Потребительские предпочтения Экономические издержки

Потребительский выбор Эффект масштаба

Атомизация рынка Вход на рынок Конкурентная фирма Конкурентность рынка Кривая предложения конкурентной фирмы   Производственная эффективность Рыночная структура Совершенная конкуренция Правило максимизации прибыли Несовершенная конкуренция  

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Что лежит в основе потребительского поведения? Чем руководствуется потребитель при осуществлении выбора?

2. В чем состоит специфика рыночных условий, влияющих на поведение фирм?

3. В чем суть различий между законом убывающей отдачи и убывающим эффектом масштаба? Какие причины их обусловливают?

4. Дайте определение технически неэффективного способа производства.

5. Каковы границы государственной активности? Назовите основные формы и методы государственного регулирования.

Вопросы для обсуждения

1. Если удовлетворение потребителя в процессе увеличения потребления блага растет, то является ли это опровержением предпосылки об убывании предельной полезности?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным? Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

3. Объясните экономическую природу выделения краткосрочного и долгосрочного периодов производства. Приведите пример производства с длительностью краткосрочного периода не менее года.

4. Дана зависимость Q = K2L3. Докажите, что эта зависимость не может характеризовать производственную функцию.

5. Определите, при каком условии совпадают значения выпуска, максимизирующего общую выручку и общую прибыль.

Темы рефератов:

1. Роль предельных издержек в формировании стратегии фирмы.

2.Выбор оптимального размера предприятия в долгосрочном периоде.

3.Эффект масштаба и его влияние на структуру отрасли. Формы, методы и стратегия конкурентной борьбы.

4.Реклама как метод неценовой конкуренции и способ дифференциации продукта.

5.Модели олигополии.

6.Ценовая дискриминация и ее виды.

7.Особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...