Креативность в современном образовании как необходимое качество личности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Креативность как актуальное качество личности: педагогический аспект
Выполнила: студентка Журавская Наталья Юрьевна Научный руководитель: Шумовская Альфия Гамировна.
Иркутск - 2013 Оглавление Введение 1. Сущность понятия "креативность" 2. Креативность в современном образовании как необходимое качество личности 3. Формирование креативности в педагогическом процессе Заключение Список использованной литературы Введение
Для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью, креативностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. Личность каждого педагога индивидуальна, уникальна, самобытно реализующаяся в творческой деятельности. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребёнка. Чем больше среди педагогов окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств. В наше время актуальным для общества считается вопрос развития способностей ребенка, его талантов, и креативности как качества современной личности. Обратимся к правовому аспекту данного вопроса. В Конвенции о правах ребенка выделена значимость реализации индивидуальных способностей формирующейся личности ребенка. В современной педагогике все большее внимание уделяется принципу гуманизации в обучении и формированию гармонично и всесторонне развитого ребенка. В России 1 января 2014 года вступит в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ.
Стандарт утверждает основные принципы образования такие как: сохранения индивидуальных особенностей каждого ребенка; Создание благоприятных социальных, эмоциональных и предметно-материальных условий развития ребенка; и другие. Многие отечественные и иностранные исследователи такие как: С. Л Рубинштейн, А. Маслоу, М.Б. Теплов, Д.Б. Богоявленская, В.Ф. Вишнякова, занимались осмыслением темы "креативность как качество личности". Н.Н. Поддъяков, Л.А. Вергер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А. В Запорожец: все эти люди занимались вопросом изучения креативности в дошкольном возрасте. Но, несмотря на большое количество исследований имеющихся по данному вопросу, многообразие методов, аспектов и подходов, немалый круг вопросов остается недостаточно изученным. В частности, это относится к разработке проблемы диагностирования уровня креативности студентов педагогических специальностей и учителей. Так же актуальность проблемы подчёркивается возрастающей потребностью общества в людях, способных нестандартно и неординарно решать существующие проблемы, творчески подходить к различного рода изменениям связанных с ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей к жизни в постоянно меняющихся условиях. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной изученностью проблемы развития одаренности, стимулирует рост интереса к проблеме формирования креативности у детей. Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что на данный момент многие педагоги не обладают качествами присущими креативному педагогу и как следствие не в силах развить данное качество у детей. Решение задачи развития креативного потенциала ребёнка связано с потребностью школ в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.
Объект - креативность в научном поле. Предмет - креативность как качество личности в педагогике. Целью данного исследования является обоснование креативности как актуального качества личности. В процессе достижения цели перед нами стоят следующие задачи: . Раскрыть сущность понятия "креативность" . Обосновать креативность в современном образовании как необходимое качество личности. . Определить пути формирования креативности в педагогическом процессе (на примере тренинга креативности). Методы, выбранные для решения поставленных задач и достижения цели данной работы следующие: анализ литературы по данной проблеме, интерпретация, сопоставление, конкретизация, обобщение. креативность образование личность педагог 1. Сущность понятия "креативность"
В наше время существует множество понятий и определений креативности, мы постараемся рассмотреть некоторые из них: Согласно большому энциклопедическому словарю: Креативность - это творческая, новаторская и созидательная деятельность личности. В философском словаре дается следующее определение: Креативность (от лат. create - творить) - порождающая способность, характерная черта творческой личности, проявляющаяся в изменении универсума культуры, опыта индивида, сферы культурных значений и смыслов. Психологическая энциклопедия понятие креативность рассматривает как: творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Таким образом, обобщив все вышесказанное можно предположить, что креативность - это способность человека к новаторской деятельности, проявляющаяся в мышлении, чувствах, общении и отдельных видах деятельности. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Прежде всего, он изучал зависимость креативности от интеллектуальных способностей. Но также указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. Таким образом, Д. П Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.
Дивергентное мышление определяется как "тип мышления", ищущего в различных направлениях. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Большинство тестов креативности ориентировано именно на выявление дивергентных способностей. Разработанные тесты креативности имеют следующие критерии: - они не предполагают определенного числа ответов; - оценивают не их правильность, а соответствие заданию; - поощряют поиск нетривиальных и неожиданных ответов; - количество идей, возникающих в единицу времени; - способность переключаться с одной мысли на другую; - способность переключаться с одной мысли на другую; - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов; - чувствительность к проблемам в окружающем мире. Д.П. Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Он выделил четыре основных параметра креативности: ) Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне, способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; ) Семантическая гибкость - способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; ) Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны.
) Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. Он также упоминал шесть параметров креативности: . Способность к обнаружению и постановке проблем; . Способность к генерированию большего числа идей; . Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи; . Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; . Способность усовершенствовать объект, добавляя детали; . Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу. На основе этих предпосылок Д.П. Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей, которые тестируют преимущественно дивергентную продуктивность. Дальнейшее развитие теория Д.П. Гилфорда получила в работах Э.П. Торренса. Э.П. Торренс определяет креативность как процесс решения проблем, начинающихся с появления чувствительности к проблемам (ощущения дефицита или несоответствия имеющейся информации), обнаружения и определения (формулирования) проблем, выдвижения гипотез о возможных способах решения, их проверку, изменение или отклонение, выдвижение и проверку новых гипотез, нахождение решения (решений) и формулирование, интерпретацию и сообщение (публикацию) результатов. Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить структуру креативности (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных Э.П. Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей. Наиболее последовательную критику работ Д.П. Гилфорда, П. Торренса и их последователей дали М. Воллах и Н. Коган. Они попытались еще сильней развести понятия креативности и интеллекта, чем это сделала Д.П. Гилфорд, введя разделение на дивергентные и конвергентные процессы, которые при всем их различии все же представляют собой разные плоскости одной и той же кубической структуры. На основании своих экспериментальных исследований М. Воллах и Н. Коган пришли к выводу о возможности разного соотношения уровней развития интеллекта и креативности. Ими были выделены и описаны различия в способах адаптации к внешним условиям и решений жизненных проблем у четырех групп людей: . С высоким уровнем креативности и интеллекта;
. С низким уровнем обоих показателей; . С высоким уровнем креативности и с низким уровнем интеллекта; . С высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности. Разделение конвергентных и дивергентных процессов является далеко не единственным подходом к созданию теорий и тестов креативности. Известный тест отдаленных ассоциаций С. Медника основан на развиваемой им ассоциативной теории творческого процесса, он постулирует, что в основе креативности лежит способность выходить за рамки стереотипных ассоциаций, и возможность работать с широким семантическим полем [11, с.143]. Проведенный К. Урбаном анализ тенденций в американских и европейских исследованиях креативности привел его к выводу о том, что рассмотрение креативности с какой-либо одной позиции - либо с позиции теории познания, либо с позиции теории личности - неизбежно приводит к неразрешимым противоречиям. Поэтому при создании своей теории креативности, названной им теорией "4П", он попытался обобщить все аспекты понимания креативности: проблему, которую нужно решить творчески; процесс, ведущий от постановки проблемы к результату ее решения; продукт этого творческого решения и, наконец, персональные (личностные) качества творца. Автор предполагает, что все эти аспекты во взаимодействии с внешними предпосылками и условиями творческого мышления должны дать исчерпывающее представление о креативности и ее развитии. Внешними влияниями автор считает экономические, культурные, национальные и другие факторы микро - (семья, школа, регион), макро - (общество, страна) и мегаокружения (природа, история). Модель "4П" позволяет автору проанализировать факторы и условия развития креативности в любой среде, системе образования и профессиональной деятельности. При этом он считает, что все усилия по развитию креативности должны быть направлены на расширение кругозора ребенка, так как одними воздействиями извне сделать кого-то креативным нельзя. Человек должен сделать себя таким сам, но не по чьим - то рецептам, а на основе своих собственных вопросов и своей собственной активности. Поскольку в развитии креативности все внутренние и внешние факторы взаимозависимы, постольку невозможно сформулировать и рассмотреть отдельные вопросы в отрыве от целого. Другой взгляд на креативность представлен в одной из последних, по времени возникновения, концепций креативности. Это так называемая, "теория инвестирования", предложенная Р. Стенбергом и Д. Лавертом. Данные авторы считают креативным такого человека, который стремиться и способен "покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой". То есть, задача креативного человека состоит в том, чтобы верно оценить потенциал развития идей и их возможный спрос. Креативность, с точки зрения Р. Стенберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Не мало важное значение они придают творческой среде, считая, что без нее проявление креативности невозможно. Подводя итоги исследований в области креативности, Ф. Баррон и Д. Харрингтон, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности: . Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. . Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации. . Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент. . Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др. В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев. Суть креативности, с точки зрения Я.А. Пономарева, как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности, интенсивности поисковой мотивации и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна. Творческий акт Я.А. Пономарев рассматривает как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активное сознание, затем, на этапе решения - бессознательное, а на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильного решения - вновь активизируется сознание. Другим отечественным исследователем, Д.Б. Богоявленской была выделена единица измерения творчества, названная "интеллектуальной инициативой". Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Большой вклад в исследование креативности внесли В.Н. Дружинин и Н.В. Хазратова, они провели исследования, касающиеся адаптационных особенностей детей с разной степенью выраженности интеллекта и креативности. Т.В. Галкина, Л.Г. Алексеева, А.Н. Воронин, Л.И. Шрагина проводили экспериментальные исследования вербальной (речемыслительной) креативности. Они подходят к ассоциации как к одному из возможных механизмов вербальной креативности. Но, несмотря на различные исследования креативности, подход к ней остается полимодальный. Креативность рассматривают как креативный процесс, креативный продукт, креативную личность, креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Включаясь в креативный процесс, человек активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и затем актуализируется в креативном продукте. Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей позволяет сделать вывод о том, что в современной психологической и педагогической науке на сегодняшний день не существует однозначной интерпретации понятия креативность и единой типологии данного понятия. Рассмотрим некоторые из них. Э.П. Торренс выделяет наивную креативность, присущую детям в силу отсутствия у них опыта, который бы довлел над ними, и культурную креативность, суть которой в преодолении опыта, "в сознательном стремлении уйти от стереотипов обыденного сознания, от шаблонов здравого смысла". Ряд исследователей, например Фельдман соавторами, Р. Стернберг считает, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. В связи с этим различают интеллектуальную и художественную креативность, а также предпринимательскую креативность, которая отражает потребность создавать новый продукт, новые услуги или организации, на которые человек имеет право собственности. В западной психологии различают так называемую большую и малую креативность.М. Боден перевел это в термины "исторической" и "личностной" креативности. Первая имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество, вторая относится к обыденной жизни и обыденным ситуациям (например, применение монеты для нарезки сыра, когда нет ножа). Говорят также о коммуникативной креативности, под которой понимают проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности, способность мотивировать творчество других и способность аккумулировать творческий опыт других (Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов) А.В. Гуськова изучала креативность при решении задач психологического содержания: ) понимание и объяснение эмоционального состояния человека в ситуациях, степень неопределенности, которых варьировалась (общее и детальное описание ситуации); ) понимание различных смыслов высказывания; ) прогноз психологических последствий конкретной жизненной ситуации. Оказалось, что эта креативность не коррелирует с уровнем дивергентного мышления (по методике Гилфорда). Характерно, что решения не психологов носят более творческий характер при решении предложенных задач. Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что понятие креативность изучали в различных направлениях, как с позиции анализа жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности, так и с позиции анализа творческого мышления и его продуктов. Но еще многие аспекты такого широкого понятие как креативность остаются нераскрытыми, так же как и не единой типологии креативности. Многие отечественные и зарубежные ученные занимались вопросом развития данного личностного качества человека, что подтверждает актуальность выбранной нами темы.
Креативность в современном образовании как необходимое качество личности
Креативная педагогика <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0> - наука и искусство творческого обучения. Это - разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0>, критическая педагогика. Креативная педагогика учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего. Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, психологи, ученые считают, что преподавание есть искусство, а не ремесло. Вполне естественно, что человек. Осуществляющий творческую деятельность, должен быть личностью творческой. Любая творческая деятельность всегда замыкается на личности, на индивидуально-творческих способностях человека, который её выполняет. Поэтому. Для того чтобы поднять педагогическое ремесло на уровень педагогического искусства, прежде всего, необходимо развить и раскрыть творческий потенциал личности педагога. Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность каждого человека. Педагогическое творчество станет подлинным искусством только в том случае, если оно разовьется из глубины внутренних потребностей и индивидуальных способностей личности учителя. По нашему мнению, источником педагогического творчества, возрастания творческого потенциала педагога может стать так психологическое знание, умение использовать его в каждой конкретной ситуации в работе, общения с каждым конкретным учеником, практическая психология самого педагога. Движущей силой развития педагогического творчества является самопознание, самореализация, самоутверждение педагога. Ученый-психолог Я. А Пономарев успешно проводил исследования в области творчества. Он разработал схему структурно-уровневой организации психологического механизма творчества и установил три уровня развития творчества: созерцательно-объяснительный, эмпирический и действенный (ум, чувство, практическая деятельность). При этом, по его мнению, чувство не просто звено в цепи, а органическая часть целостной личности, так как без них немыслимо эффективное развитие ума и самой практической деятельности. Оно не просто соединяет ум с практической деятельностью, а придает им энергию действия. Вот поэтому формирование чувств является необходимым условием развитья педагогического творчества. Чувства и эмоции тесно связанны со всеми познавательными процессами, но прежде всего, с ощущениями и восприятиями. Педагогическое творчество - это процесс проектирования и создания учителем своего опыта, направленного на совершенствования педагогического мастерства. Специфику креативной педагогики определяет понятие творчества. Можно выделить пять основных групп определений творчества: . Творчество как всеобщая форма развития. . Творчества как форма труда. . Творчество как форма создания нового. . Творчество как реализация внутреннего мотива деятельности. . Творчество как мировоззрение. С одной стороны, креативная педагогика должна быть отделена от обучения творчеству как предмету. Так, например, можно обучать даже творчеству совершенно нетворчески, то есть традиционными методами. Креативная педагогика, напротив, может быть применена к любому предмету, будь это математика, физика, языки или экономика. До определенной степени можно сказать, что предмет изучения не имеет значения, а вот методология (тип педагогики) имеет: именно поэтому введение творческих методологий изменяет процесс обучения/изучения. С другой стороны, нужно отделить креативную педагогику от творческого обучения, как такового. Так, например, учитель может быть очень творческим человеком и может быть даже лучшим учителем в школе, но может делать свое дело интуитивно (без знания и без преподавания специальных методов творческого развития), и тогда ученики будут любить и знать его предмет, но это не значит, что они сами станут творческими людьми или начнут творить в этой области знания. В связи с тем, что большое количество развиваемых современных педагогических технологий декларируемых, как креативные, обладают недостаточными креативными возможностями, разработаны критерии креативности учебных программ, учебников и учебных пособий, одобренные и используемые педагогическим сообществом. Некоторые из них: . Формирование цели обучения как достижения некоторого созидательного результата. . Наличие системы учебных проблем, отражающих реальные противоречие науки и практики. . Наличие методов и средств, обеспечивающих субъект - субъектные отношения между педагогом и учащимися. . Наличие методов, средств и задач по преодолению психологических барьеров мышления. . Наличие специальных методов и средств, повышающих мотивации к обучению. . Наличие эвристических стратегий, тактик, методов, приемов и задач, предполагающих их использование. . Наличие методов, приемов и задач, развивающих ассоциативное мышление. . Наличие методов, средств и задач, позволяющих выявлять и использовать аналогии свойств и отношений для технологий, техники, изделий в живой и неживой природе, обществе и технической сфере. . Использование функционального подхода при изучении объектов и постановке задач на их совершенствование. . Формирование у обучающихся осознания социальной значимости творческой деятельности, потребности в творчестве и осознания себя как субъекта творчества. . Наличие методов, средств и задач выявления и формирования у обучающихся скрытых продуктивных знаний. . Наличие методов и средств конвергенции (сближения, переноса) знаний между различными предметными областями. . Наличие методов и средств контроля и оценивания творческих способностей обучающихся. . Наличие методов и средств развития у обучающихся абстрактного мышления. . Наличие методов, примеров и заданий для формирования у обучающихся метафорического мышления, развивающего способность распознавать сходство и различие между объектами. . Наличие методов и средств выбора и/или генерации новых потребностей человека при совершенствовании или создании новых поколений технологий, техники, изделий. . Наличие методов и средств выбора и/или генерации новых потребительских свойств технологий, техники, изделий. . Наличие методов и средств последовательного моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности обучающего (элементы контекстного обучения). . Использование элементов деловой игры. . Наличие методов и средств генерации творческих задач. . Наличие методов и средств для уменьшения и\или нивелирования ригидности и конформизма обучающихся. . Наличие методов и средств оценки полученных творческих решений. . Использование способов психофизиологической активации творческой деятельности. . Наличие примеров работы ("секретов творчества") великих творцов в технике, науке, образовании, искусстве. . Представление в учебных материалах законов и закономерностей развития технологий, техники и изделий, а также указаний и примеров их использования для качественного совершенствования и \ или разработки новых поколений технологий, техники, изделий. . Наличие методов и средств для реализации базового принципа эвристики. . Использование методов и средств для формирования у обучающихся чувства красоты и гармонии в технике, природе, искусстве, науке. . Наличие методов и средств формирования у обучающихся оптимизма, умения предотвращать фрустрации, защищаться от "краха последней надежды". Для достижения эффекта креативной ориентации необходимо: 1. Создать в учебном процессе фон центробежного, открытого, надкритического (допускающего только доброжелательную, развивающую критику) взаимодействия, способствующего раскрытию и развитию творческих способностей учащихся; 2. Реорганизовать учебный процесс, в ходе которого учащийся становится создателем, а основной ученый материал - средством достижения созидательной цели; . Ввести дополнительный учебный материал, включающий эвристические стратегии, тактики, методы и прием, позволяющие учащемуся резко повысить эффективность творческой деятельности. Рассмотрев такие понятия как: "креативное образование" и "креативная педагогика" можно сделать вывод, что современное педагогическое сообщество видит острую необходимость в создании методик и программ, направленных на развитие творческих и креативных способностей учащихся, но в то же время ученные понимают, что реализация разработанных программ не возможна в полном объеме если педагоги не обладают развитым творческим потенциалом и как следствие не способны развить данные качества у учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|