Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование креативности в педагогическом процессе




 

Современные условия развития общества, науки и искусства актуализируют систему образования на индивидуальную работу с детьми. Будущее любой страны зависит от наличия в данном обществе критической массы талантливых и творческих людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс.

Актуальной также является проблема развития творчески активной личности, формирования креативного подхода учащихся к собственной жизни и деятельности.

Согласно современным исследованиям, наиболее эффективно креативность развивается в творческой деятельности.

В связи с этим перед современным учреждением образования встает задача целенаправленного формирования креативности учащихся, как необходимого условия становления творческой личности, способной выходить за пределы имеющихся знаний, взглядов и мнений, создавать новое.

Личность учителя является ведущим фактором обучения. Учебную деятельность направляет, организует, мотивирует учитель. Педагог определяет задачи, исходя из уровня готовности ребенка, контролирует усвоение знаний и приобретение умений учащимися, определяет цели обучения и воспитания. Следовательно, если учитель поддерживает и организовывает развитие креативности одаренного ученика в ходе обучения - создаются условия для актуализации его творческого потенциала.

Существенную роль в становлении основ творческой личности играет характер взаимодействия педагога с учащимися. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию креативности, должно носить характер помощи, поддержки, не директивности. Выявлено, что творческие проявления чаще обнаруживают учащиеся, воспитывающиеся у педагога с демократическим стилем общения. Особенно это касается детей с выдающимся интеллектом, высоким уровнем способностей - одаренных.

Исследователи данной проблемы отмечают, что учитель для детей должен обладать исключительной "эго - силой", должен быть личностью, умеющей принимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Учитель должен получать удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Но самое главное - учитель должен сам быть креативен, т.е. иметь высокий творческий потенциал, развивать его и умело пользоваться им.

Нами был разработан тренинг для повышения уровня креативности у преподавателей начальных и средних школ.

Тип мероприятия: Мастер-класс.

Тема: " Креативность - путь к успеху"

Для преподавателей начальной и средней школы.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, мячи, бумага, маркеры, карточки с несложными картинками, повязки для глаз.

Цели: Активизация творческого потенциала педагогов при взаимодействии с окружающими путём специально смоделированных игровых ситуаций, формирование у педагогов навыков командной творческой работы.

Задачи:

. Тренировка беглости мышления, умения быстро реагировать на неожиданные вопросы.

. Совершенствование навыков взаимопонимания.

. Развитие умения действовать в ситуациях неполноты доступной информации, а также средств для ее передачи.

. Развитие навыков вербального и невербального общения.

Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют обучающиеся в ходе мероприятия: Навыки эффективного взаимодействия с окружающими.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: Креативность, беглость мышления, умение действовать в ситуациях неполноты доступной информации.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного мероприятия: Развитие навыков вербального и невербального общения.

Описание хода мероприятия.

( Участники сидят полукругом)

Добрый день, уважаемые коллеги! Одним из приоритетных направлений нашей профессиональной деятельности является работа по формированию доброжелательных отношений в группе детского сада.

На мой взгляд, совершенно очевидно, что формирование навыков конструктивного взаимодействия между детьми невозможно без участия воспитателей. Ведь это именно они являются непосредственными свидетелями построения группового взаимодействия.

Однако, для того, чтобы достичь полного взаимопонимания между детьми, педагогу необходимо, прежде всего, самому владеть навыками групповой работы, обладать умением нестандартно решать возникающие между воспитанниками ситуации.

"Каждый ребёнок - это человек, а каждый человек в глубине души навсегда остаётся ребёнком. Только приняв ребёнка в самом себе, можно воспитать настоящего человека".

Работая под таким девизом, я считаю для себя необходимым способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, развитию у них эмпатии, умения встать на позицию ребёнка.

Способность к творчеству или, другими словами, креативность не является уникальным психологическим качеством, в той или иной степени она свойственна каждому человеку. Но для более продуктивного взаимодействия с окружающими её необходимо активизировать и тренировать.

Тем более что тренировка креативности в каком-то одном виде деятельности ведёт к тому, что она начинает ярче проявляться и в других областях жизни человека.

Я хочу предложить вашему вниманию специально смоделированные игровые ситуации, направленные на:

формирование у педагогов навыков командной творческой работы,

активизацию творческого потенциала при взаимодействии с окружающими.

Суть предлагаемых мной упражнений не сводится к передаче знаний и умений в неизменном виде, а предполагает обучение на практике.

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю"

Конфуций

Итак, уважаемые коллеги, сейчас у вас появится возможность на собственном опыте испытать эффективность предлагаемого мной метода.

Уверена, что у вас всё получится!

Первое упражнение называется "Мячик".

Описание упражнения.

Для этой игры необходимо сесть в круг. Сейчас вы будете перекидывать друг другу мячик.

Тот, кто бросает мяч, придумывает название какого-либо места, а тот, кто его поймал, очень быстро, не раздумывая, называет три предмета, которые он возьмёт с собой. После этого мяч перекидывается любому другому участнику, пока не побывает в руках у каждого.

Напоминаю, прежде чем бросить мяч, необходимо придумать название какого-нибудь места. Внимание! Нельзя повторять предметы и подсказывать! Я начну первая: например, "магазин".

Обсуждение.

Поделитесь, пожалуйста, чувствами, которые вы испытали во время упражнения.

Можете ли вы привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение так же быстро реагировать на неожиданные вопросы?

Психологический смысл упражнения.

Во время этого упражнения тренируется беглость мышления, умение быстро реагировать на неожиданные вопросы. Так же упражнение служит неплохой разминкой перед остальными игровыми ситуациями и может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.

Следующее упражнение называется "Формализм в искусстве".

Описание упражнения.

Ваша задача - разбиться на пары. Один человек из каждой пары располагается за столом (там, где лежат бумага и маркер), а второй садится к нему спиной.

Второму участнику из каждой пары я даю карточку с несложным изображением. Вам необходимо рассказать партнеру о том, что на ней нарисовано. Внимание! Говорить можно только названия геометрических фигур и слова - указания на их расположение ("вверху - внизу", "справа - слева", "в центре" и т.п.). Любые другие слова использовать запрещено!

Человек, сидящий за столом, по описанию партнера, пытается нарисовать то, что изображено на карточке.

Обсуждение.

Вернитесь, пожалуйста, в круг и сравните изображения.

Как вы считаете, что удалось изобразить правильно и почему, а где возникли ошибки, и что послужило их причиной?

Упражнение можно провести еще один раз. При этом партнеры меняются ролями и получают новые карточки с изображениями.

Психологический смысл упражнения.

Помимо развития креативности, упражнение является хорошим способом совершенствования навыков взаимопонимания.

И последнее упражнение, которое я хочу представить, называется "Глаза, рот и руки".

Описание упражнения.

Теперь вам нужно разбиться на тройки.

В каждой команде один человек будет "руками" - присядьте, пожалуйста, за стол,

где лежит повязка для глаз;

второй - "глазами" - сядьте напротив "рук" (с другой стороны

стола);

третий будет "ртом" - встаньте рядом с "руками".

"Глазам" я выдаю карточку с изображением постройки, "рукам" - строительный материал для её создания.

Послушайте внимательно инструкцию!

"Глаза" - вы видите карточку с изображением постройки и саму постройку, но не можете говорить. Вы жестами показываете "рту", что нужно построить.

"Рты" - вы не видите изображение на карточке, но будете видеть создаваемую постройку. Ваша задача - рассказать "рукам", что им нужно делать.

"Руки" - наденьте, пожалуйста, повязку. Теперь вы ничего не видите. Вы только слушаете и выполняете указания "рта".

Задача каждой команды - создать постройку, которая изображена на карточке.

Обсуждение.

Уважаемые участники, вернитесь, пожалуйста, в круг. Удалось ли вам выполнить задание: создать постройку, которая изображена на карточке?! С какой жизненной ситуацией можно сравнить проблему, с которой вы столкнулись в этой игре?

Психологический смысл упражнения.

Упражнение развивает умение действовать в ситуациях неполноты доступной информации, а также средств для ее передачи. Кроме того, происходит развитие навыков вербального и невербального общения.

Считаю важным отметить, что предложенные мной игровые ситуации являются универсальными и могут использоваться не только в работе с педагогами, но также с родителями и с детьми.

Рефлексия. А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение: насколько полученный здесь и сейчас опыт был для вас новым, интересным? Возникло ли у кого-нибудь желание использовать его в своей практической деятельности?

Спасибо за внимание!

Мы считаем, что данное мероприятие способствует развитию творческого потенциала педагога, неординарности мышления и как следствие формированию креативности, ведь любой педагог, он в первую очередь должен быть личностью творческой, что бы эффективно взаимодействовать с детьми и способствовать их гармоничному развитию.


Заключение

 

Актуальность темы данной курсовой работы связана с тем, что на данный момент многие педагоги не обладают качествами присущими креативному педагогу и как следствие не в силах развить данное качество у детей. Решение задачи развития креативного потенциала ребёнка связано с потребностью школ в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.

В первом параграфе нам удалось в полном объеме раскрыть сущность понятия "креативность", его типологию и рассмотреть ряд исследований посвящённых данному вопросу. В данной главе мы пришли к выводу, что актуальность нашего исследования велика, так как нет единой точки зрения на понятие "креативность".

Во втором параграфе мы раскрывали роль креативности в педагогическом процессе, его актуальность. Так же нами были рассмотрены такие понятие как "креативная педагогика" и "креативное образование". Нами были выделены приоритетные тенденции развития "креативной педагогики" и определенны основные условия реализации "креативного образования".

Результатом нашей работы стал разработанный мастер-класс по развитию креативности для преподавателей и студентов педагогических специальностей.

На наш взгляд данная разработка имеет практическую пользу в педагогической практике, так как позволяет повысить уровень креативности преподавательского состава.


Список использованной литературы

 

1. Анастази, А. Психологическое тестирование. Кн.2: Пер. с англ [Текст] / Под ред.К.М. Туревича, В.И. Лубовского - М.: Педагогика, 1982. - 365 с.

. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 320 с.

. Богоявленская, Д.Б. Проблемы диагностики креативности [Текст] / Д.Б. Богоявленская / Журнал практического психолога. - 2007. - №3. - с.133-148.

. Венгер, Л.А. Педагогика способностей [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1973. - 117 с.

. Гальперин, П.Я. К психологии творческого мышления [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1982. - №5.

. Готсдинер, А.Л. К проблеме многосторонних способностей [Текст] / А.Л. Готсдинер / Вопросы психологии. - 1991. - №4.

. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин.3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.

. Дружинин, В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1994. № 4. - С.15-21.

. Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей [Текст] / Р.Я. Имаметдинова // Одаренный ребенок. - 2006. - № 6. - с.99-101.

. Красило, Т.А. Взаимосвязь уровня креативности и отношения к продуктам творческой деятельности [Текст] / Т.А. Красило // Психологическая наука и образование. - 2005. - №3 - с.56-67.

. Кыштымова, И.М. Психосемиотика креативности [Текст] / И.М. Кыштымова - Иркутск.: Наука, 2008. - 267с.

. Лубовский, Д.В. Диагностика креативности дошкольников [Текст] / Д.В. Лубовский // Психология обучения. 2005. - №8, с.82-87

. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 246с.

. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Педагогика, 1986. - 179 с.

. Маркова, А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. 1987. - № 5.

. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления [Текст] / Я.А. Понамарев - М.: Академия пед. наук, 1960. - 197с.

. Пономарёв, Я.А. Психология творчества: перспективы развития [Текст] / Я.А. Пономарёв // Психологический журнал. - 1994 - № 6. - С.38-50.

. Практический интеллект [Текст] / под. ред.Р. Дж. Стернберга. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

. Рждественская, Н.В. Креативность: пути развития [Текст] / Н.В. Рождественская - СПб.: Питер, 2006. - 178 с.

. Стрейнберг, Р. Инвестиционная теория креативности [Текст] / Р. Стрейнберг, В. Григоренко // Психологический журнал. Том 19. - 1998. - №2

. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления [Текст] / Е.Е. Туник - М.: Парус, 2006. - 352с.

. Хабибуллина, Л. K. Современное образование: проблемы и перспективы [Текст] / под ред.Г. Г. Габдуллина. Казань: РИЦ "Школа", 2005. - 384с.

. Хильгенхегер, Н. Иоганн Фридрих Гербарт [Текст] / Н. Хильгенхегер // Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. М, 1994. Т.2. - № 1-2 (87-88).

. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. СПб.: Питер, 2002 г. - 272с.

. Ярмакеев, И.Э. Социокультурная направленность педагогического образования [Текст] / И.Э. Ярмакеев // Материалы Приволжской региональной научно-практической конференции. - Казань: Казанский государственный университет им.В.И. Ленина, 2005. - 323с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...