Методы изучения особенностей личности дошкольников с общим недоразвитием речи
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Метод наблюдения Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Он позволяет получить представление о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности, при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Исследователи выделяют два вида наблюдения: > пассивное наблюдение, когда исследователь не вмешивается в деятельность ребенка; > активное наблюдение или естественный психолого-педагогический эксперимент, разработанный А.Ф. Лазурским (1911), при котором преднамеренное вмешательство в жизнь ребенка совмещается с изучением его психических функций и личности в целом. Применение данного метода требует соблюдения определенных условий: наблюдение должно быть длительным; > наблюдение должно проводиться целенаправленно; > материалы наблюдения необходимо фиксировать; > наблюдение должно проводиться в естественных условиях; > наблюдение должен осуществлять специалист, знающий особенности детей. При изучении детей с тяжелыми нарушениями речи очень важно осуществлять наблюдение за коммуникативным поведением детей. Основными параметрами такого наблюдения являются: > стремление ребенка к контакту; > желание ребенка общаться со сверстниками, взрослыми; > преимущественный вид контакта; > ситуации, вызывающие коммуникативные трудности; > наличие переживания дефекта; > формы, в которых это переживание выражается; > негативные поведенческие проявления при попытках установить контакт; > наличие паралингвистических средств общения (жест, мимика и т.д.). Методика «Несуществующее животное»
«Несуществующее животное» - одна из наиболее популярных рисуночных методик, данные которой позволяют выдвинуть определенные гипотезы об особенностях личности. Этот метод исследования построен на теории психомоторной связи. Автор методики И.С. Дру-каревич (1947). Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем». Оборудование: лист бумаги (формат А4; при рисовании расположение листа вертикальное); простой карандаш средней мягкости; ластик; набор цветных карандашей. Различные аспекты анализа и интерпретации результатов данной методики представлены в работах следующих авторов: Л.Ф. Бурлачук, Н.С. Бурлакова и В.И. Олешкевич, Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина, д.Я. Райгородский, Е.И. Рогов, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и др.
Методика «Дом — дерево — человек» (ДДЧ) Для изучения эмоционального состояния дошкольников с ОНР целесообразно использовать рисуночный тест «Дом - дерево - человек». Автором теста является американский психолог Дж. Бак (1948). Данная методика позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». Оборудование: лист бумаги (формат А4), простой карандаш (желательно карандаш 2М, так как при его использовании хорошо видны изменения в силе нажима); ластик. Особенности анализа и интерпретации рисунков теста ДДЧ представлены в работах таких исследователей, как Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и др.
Методика «Моя семья» Цель рисуночной методики «Моя семья» - выявление особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на нарушение общения. Рисунок семьи для диагностики внутрисемейных отношений использовали исследователи Р. Берне, В. Вульф, А.И. Захаров, Л. Корман, С. Кауфман, В. Хьюс и др.
Инструкция: «Нарисуй, свою семью». (При этом не рекомендуется объяснять детям значение слова «семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию.) Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш; ластик; набор цветных карандашей. После выполнения задания ребенку предлагают ответить на вопросы: «Кто это?», «Им весело или грустно?», «Кто из нарисованных здесь самый счастливый? Несчастный? Почему?» и т.д. Особенности интерпретации рисунка семьи представлены в работах вышеназванных авторов, а также современных исследователей (Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова и О.Ф. Потемкина, С.С. Степанов, Е.Т. Соколова и др.).
Методика Розенцвейга Тест «рисуночной фрустрации» Розенцвейга является достаточно известным диагностическим инструментом и имеет широкое применение в отечественной психологической практике. Его первое издание появилось в 1944 г. и предназначалось для исследования взрослых. В 1948 г. была опубликована специальная версия этой методики для детей 4-14 лет. Тест Розенцвейга предназначен для диагностики особенностей поведения в ситуациях фрустрации. Под фрустрацией понимается состояние человека, возникающее в ситуациях, когда его деятельность сталкивается с непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями. Ситуация фрустрации - это ситуация блокирования деятельности, ситуация, в которой затруднено достижение цели или удовлетворение потребности. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Здесь дети нарисованы в разных сложных ситуациях. Взрослые, видимо, их ругают или что-то требуют от них, а ребенок им что-то должен ответить. Как ты думаешь, что говорит ребенок в данной ситуации?» (Ответы не требуют развернутых речевых высказываний, что определяет целесообразность использования методики при изучении детей с ОНР.) Оборудование: стимульный материал теста - 24 контурных рисунка, на которых представлены различные фрустрирующие ситуации. Специальные показатели, на основании которых производится оценка и интерпретация данных (профиль фрустрационных реакций, паттерны и т.п.), представлены в авторском варианте (С. Розенцвейг, 1948), а также дополнены Н.В. Тарабриной (1974). Показатели фиксируются в протоколе определенного образца.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|