Детский апперцептивный тест (ДАТ)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Детский апперцептивный тест - одна из проективных методик исследования личности. Является модификацией методики ТАТ (Тематического апперцептивного теста). Тест детской апперцепции имеет несколько вариантов: CAT, CAT-H, CAT"S. Основным является тест CAT, предложенный Е. Kris в 1949 г. Позже для углубленного исследования детей были разработаны еще десять карточек, которые положены в основу теста CAT"S. В 1969 г. разработан вариант САТ-Н с изображением людей. Методика дает возможность провести комплексную Диагностику. С ее помощью можно исследовать не какое-то одно качество, а структуру личности ребенка 3— 10 лет. И в отличие от рисуночных методик детский апперцептивный тест дает возможность не только выя вить отклонения, но и понять некоторые причины и: появления. Инструкция: «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, что здесь происходит». В процессе детского рассказа задают дополнительные вопросы, затем ребенка просят сказать, что предшествовало этой ситуации и чем она закончится, кто и героев ему нравится, а кто нет. Оборудование: стимульный материал ДАТ состоит из десяти стандартных черно-белых таблиц-рисунков Рисунки выполнены в манере, характерной для детски: книг. В качестве персонажей изображенных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случае выполняют человеческие действия. Т.Д. Марцинковская (1997) указывает на картины А-7 (тигр и обезьяна), А-9 (зайчик в кроватке), А-8 (семья обезьян), А-4 (кенгуру с кенгурятами), S-6 (бегущие лисята), как на наиболее диагностически значимые. При изучении дошкольников с нарушениями в раз витии необходимо помнить, что дети затрудняются: оречевлении полного объема наглядного материала методики, демонстрируют астенические проявления, требуют дозирования нагрузок.
Теоретические основы психокоррекционной работы по преодолению нарушений личностного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи Психокоррекционная работа, направленная на развитие и совершенствование личностной сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, У.В. Ульенкова), строится с учетом следующих методологических принципов. Принцип единства коррекции и развития, который означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами. Коррекция и компенсация - это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом - компенсацией нарушения. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий их реализации. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.). Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веру в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют его зону ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями. Психокоррекционная работа с ребенком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимосвязи психолога, педагога с ребенком и его родителями, при активной роли самого ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|