Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детский апперцептивный тест (ДАТ)




Детский апперцептивный тест - одна из проектив­ных методик исследования личности. Является моди­фикацией методики ТАТ (Тематического апперцептив­ного теста).

Тест детской апперцепции имеет несколько вариан­тов: CAT, CAT-H, CAT"S. Основным является тест CAT, предложенный Е. Kris в 1949 г. Позже для углубленно­го исследования детей были разработаны еще десять карточек, которые положены в основу теста CAT"S. В 1969 г. разработан вариант САТ-Н с изображением лю­дей.

Методика дает возможность провести комплексную Диагностику. С ее помощью можно исследовать не ка­кое-то одно качество, а структуру личности ребенка 3— 10 лет. И в отличие от рисуночных методик детский апперцептивный тест дает возможность не только выя вить отклонения, но и понять некоторые причины и: появления.

Инструкция: «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, что здесь происходит».

В процессе детского рассказа задают дополнительные вопросы, затем ребенка просят сказать, что предшествовало этой ситуации и чем она закончится, кто и героев ему нравится, а кто нет.

Оборудование: стимульный материал ДАТ состоит из десяти стандартных черно-белых таблиц-рисунков Рисунки выполнены в манере, характерной для детски: книг. В качестве персонажей изображенных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случае выполняют человеческие действия.

Т.Д. Марцинковская (1997) указывает на картины А-7 (тигр и обезьяна), А-9 (зайчик в кроватке), А-8 (семья обезьян), А-4 (кенгуру с кенгурятами), S-6 (бегущие лисята), как на наиболее диагностически значимые.

При изучении дошкольников с нарушениями в раз витии необходимо помнить, что дети затрудняются: оречевлении полного объема наглядного материала методики, демонстрируют астенические проявления, требуют дозирования нагрузок.

Теоретические основы психокоррекционной работы по преодолению нарушений личностного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи

Психокоррекционная работа, направленная на раз­витие и совершенствование личностной сферы дошколь­ников с тяжелыми нарушениями речи (И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, У.В. Ульенкова), строится с учетом следующих методологических принципов.

Принцип единства коррекции и развития, который означает, что целенаправленная коррекционная рабо­та осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних ус­ловий развития ребенка, с учетом возрастных законо­мерностей развития и характера нарушений.

Принцип единства диагностики и коррекции раз­вития. Цели и содержание коррекционной работы мо­гут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребен­ка, его дифференциально-диагностического обследова­ния. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ре­бенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компен­сировать нарушения в развитии и направлена на реаби­литацию и социальную адаптацию ребенка с проблема­ми. Коррекция и компенсация - это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обус­ловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредствен­но связана с результатом - компенсацией нарушения.

Принцип учета возрастных психологических и ин­дивидуальных особенностей развития определяет ин­дивидуальный подход к ребенку и построение коррек­ционной работы на базе основных закономерностей пси­хического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных ста­дий для формирования личности ребенка.

Принцип комплексности методов психолого-педа­гогического воздействия позволяет оказать помощь ре­бенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.

Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной ра­боты. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для воз­раста деятельности является движущей силой его раз­вития (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.).

Принцип оптимистического подхода в коррекцион­ной работе с ребенком предполагает организацию «ат­мосферы успеха» для ребенка, веру в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощ­рение его малейших достижений.

Принцип активного привлечения ближайшего со­циального окружения к коррекционной работе с ребен­ком. Ребенок развивается в целостной системе соци­альных отношений, субъектом которой он является (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людь­ми, взрослыми. Особенности межличностных отноше­ний, общения, форм совместной деятельности и спосо­бов ее осуществления составляют важнейший компо­нент развития, определяют его зону ближайшего раз­вития. Успех коррекционной работы с ребенком, наря­ду с другими составляющими, зависит и от сотрудниче­ства с родителями.

Психокоррекционная работа с ребенком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основ­ные принципы, реализуется во взаимосвязи психолога, педагога с ребенком и его родителями, при активной роли самого ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...