Методические рекомендации к рабочей программе
Характеристика детей с 1 уровнем развития речи.
Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупотребительной речи. Яркой особенностью дисонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребёнком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания – звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кока» – петушок, «кой» - открой, «доба» - добрый, «дада» - дай, «пи»- пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребёнок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.
Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово «кока», произносимое с разными интонациями и жестами обозначает «петушок», «кукарекает», «клюёт», что указывает на ограниченность словарного запаса. Поэтому ребёнок вынужден использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.
При восприятии обращённой речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию, мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («паки ди» – собака сидит, «ато» - молоток, «тя мако» - чай с молоком).
Наряду с отдельными словами в речи ребёнка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям ещё недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-трёх сложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» - дать, взять; «кика» - книга; «пака» - палка); «контурных» слов их двух-трёх слогов («атота» - морковка, «тяпат» - кровать, «тяти» - мячик); фрагментов слов-существительных и глаголов («ко» - корова, «пи» - пить, «па» - спать); фрагментов слов – прилагательных и других частей речи («босё» - большой, «пака» - плохой); звукоподражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав») и т.п.
Организация коррекционно – развивающей работы с детьми
Уровня развития речи
Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.
Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей данной категории, программу комплексной коррекции составляем таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а с другой – создать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников.
Логопедические занятия с детьми 1 уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами (2 – 3 человека). Это объясняется тем, что они не в полном объёме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращённые только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия поводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей, теневого театра. Это обеспечивает формирование мотивационной основы речи. Мотивы, цель и ситуация игры конкретизируются в зависимости от направленности на овладение словарным запасом, начатками грамматических значений. Подгруппы формируются с целью развития коммуникативной функции речи, на этапе овладения элементарной фразой.
Участие родителей в логопедической работе с детьми
с ОНР 1 уровня значительно повышает эффективность коррекционно – развивающего процесса по преодолению нарушений речи у ребёнка. Обучение родителей приёмам коррекции ускоряет темп работы и способствует закреплению и применению в практической деятельности изученного материала.
Структура занятия.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1. Вводная часть (3мин.). Организация внимания, подведение к теме занятия, сюрпризные моменты.
2. Основная часть (20 мин.) Реализация поставленных целей занятия в игровых ситуациях.
3. Динамическая пауза (3 мин). Снятие физического и эмоционального напряжения (релаксация, психогимнастика).
4. Заключительная часть (4 мин). Подведение итога, домашнее задание, консультирование родителей.
Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы, в зависимости от уровня:
· Развитие понимания речи (импрессивная речь) базируется на развитии у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления (1 уровень).
· Развитие активной подражательной речевой деятельности происходит при создании ситуации, которая вызывает коммуникативно – познавательную потребность в речи (1-2 уровень).
· Развитие высших психических процессов (внимания, памяти, мышления) является базовым компонентов в развитии речи детей (1-4 уровень).
· Формирование фонетической стороны речи на данном этапе не является самостоятельной задачей, но артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения помогают вызывать отсутствующие звуки (1-2 уровень).
Форма проведения занятий: индивидуальные и подгрупповые (2-3 чел.) занятия по 30 мин. 1 раз в неделю с детьми 3 – 7 лет.
Срок реализации программы – 4 года.
Содержание раздела.
Период
| Основное содержание работы
|
1
Сентябрь, октябрь,
ноябрь,
декабрь
| · Развитие понимания речи
Учить детей находить предметы, игрушки.
Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить понимать слова обобщающего значения.
Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой и игровой ситуацией
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задаёт вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребёнок жестом отвечает на него).
Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?
Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.
Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».
· Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).
Учить детей называть имена друзей, кукол.
Учить подражанию:
* голосам животных;
* звукам окружающего мира;
* звукам музыкальных инструментов.
· Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2 -4 игрушки).
Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.
Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).
Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности(2 -3 игрушки одной тематики).
Учить запоминать и проговаривать 2 -3 слова по просьбе логопеда
(мама, папа, тётя).
Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.
|
2
Январь,
февраль,
март,
апрель,
май
| · Развитие понимания речи
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живёт в берлоге, сосёт лапу).
Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать – нож, шить – игла, наливать суп - половник).
Учить определять причинно-следственные связи (снег – санки, коньки, снежная баба).
· Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить детей отдавать приказания: иди! На! Дай!
Учить детей указывать на определённые предметы: вот, это, тут.
Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи!
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи! –спит, иди - идёт).
· Развитие внимания, памяти, мышления
Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определённой последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка,карандаш.
Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь – зонт, снег – коньки.
Учить выбирать предметы определённого цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т.д.).
Учить отбирать фигуры определённой формы (только квадраты, треугольники, круги).
Учить определять лишний предмет из представленного ряда:
* 3 красных кубика и 1 синий;
* кукла, клоун, Буратино – шапка;
* шуба, пальто, плащ – шкаф;
* красная машина, красная лодка, красный пароход – жёлтая машина.
Учить детей складывать картинки из двух, четырёх частей.
Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.
Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные… шары».)
|
Прогнозируемые результаты.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
· понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда», «Моя семья» и т.д.);
· называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши, и т.д.) и одежды (карман, рукав, и т.д.);
· обозначать наиболее распространённые действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т.д.), некоторые свои физиологические и эмоционально – аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т.д.);
· выражать желания с помощью простых проб, обращений;
· отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. Занятия с ребёнком или небольшой подгруппой детей проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. с сентября по май.
Планирование коррекционно - развивающих занятий с детьми.
П\п занятия
| Тема занятия
| Содержание программного материала
| Место проведения
|
1
| Установление эмоционального контакта, обследование особенностей психо – эмоциональной сферы и поведения
| Релаксация, наблюдение за
струящимися пузырьками тактильно – световой трубы, теневой театр, дорожки, игры на развитие мелкой моторики, сухой бассейн. Создание ситуации комфортного общения.
| Игровая комната, логопедичеий кабинет.
|
2
| Развитие форм взаимодействия и обследование общего и речевого развития
| Выполнение инструкций, организация поведения с помощью поставленной цели, обеспечение притока сенсорной информации и обучение простейшим соотносящим действиям (пирамидка, «Почтовый ящик»).
| Игровая комната, логопедический кабинет
|
3
| Обследование и формирование сенсорных эталонов
| Формирование представлений о цвете, форме и размере.
См. приложение №1 Идентефикация предметов и соотнесение с эталоном.
| Игровая комната, логопедический кабинет.
|
4
| Вызывание гласных звуков (а,у,о,и)
| Подражание артикуляциям в игровой ситуации, сопровождение пропевания гласных движением рук – речедвигательная ритмика, голосовые и дыхательные упражнения. Развитие общей и мелкой моторики. Упр. «Лесенки» - закрепление эталона цвета, понятий высоко – низко.
| Игровая комната, логопедический кабинет.
|
5
6
| Звукосочетания гласных звуков (ау,уа,иа)
| Обыгрывание сочетаний гласных: «АУ», «УА», «ИА».
Понятия «один - много», артикуляционная гимнастика, расширение пассивного предметного словаря.
| Логопедический кабинет.
|
7
8
| Активизация звукоподражаний:
- голоса животных
| Имитация голосов животных и птиц в игровых ситуациях. Понимание вопросов, выясняющих местонахождение предметов.
Игры на развитие внимания,
памяти и мелкой моторики. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
| Логопедический кабинет
|
9
10
| Активизация звукоподражаний:
-звуки окружающего мира
| Имитировать звуки окружающих предметов: «ТИК - ТАК», «ТУК - ТУК» и т.п. Понимание вопроса: чем? Атикуляционная и дыхательная гимнастика, развитие слухового внимания. Эталоны цвета и формы.
| Логопедический кабинет, игровая комната.
|
11
12
| -звуки музыкальных инструментов
| Звукоподражания музыкальным инструментам: «БОМ», «ДИНЬ»,
«ДУ - ДУ».
Развитие ритмико-интонационной стороны речи. Складывание разрезных картинок из 2-х частей. Понимание вопроса:
«кому?». Развитие мыслительных процессов.
| Музыкальный зал, логопедический кабинет.
|
13
14
| -Вызывание междометий
| Обыгрывание ситуаций, требующих эмоциональных высказываний: «АХ», «ОХ», «УХ» и т.п. Запоминать и выполнять в определённой последовательности действия, договаривать в стихотворении возгласы и междометия. Вызывание звука(i).Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.
| Игровая комната, логопедический кабинет.
|
15
16
| -Предложения из аморфных слов
| Научить ребёнка соединять аморфные слова во фразу, выражать желания (дай! хочу!). Дидактические и сюжетно – ролевые игры, театральные импровизации. Понимание вопросов, поставленных к сюжетным картинкам. Совершенствование эталонов цвета, формы. Стимуляция к произношению новых звуков и слогов с ними.
| Игровая комната, логопедический кабинет.
|
17
18
| -Формирование двусложных слов из одинаковых слогов.
| Работа над речевым ритмом. Проговаривание слов с «замочком», обучение приёму. Расширение словаря. Узнавание предметов (игрушек) по их описанию. Соотнесение слов «один – много - мало» с количеством предметов. Развитие в.п.п. в ходе игрового взаимодействия. Проговаривание цепочки слогов.
| Логопедический кабинет.
|
19
20
| Формирование двусложных слов из разных слогов с ударением на 1 слоге
| Речевые ритмы. Проговаривание слов с «замочком». Величина предметов и соотнесение со словом. Развитие общей моторики в сопровождении речи, выполнение инструкций, игры на переключаемость движений,
| Логопедический кабинет.
|
21
| Формирование двухсловных предложений из отработанных слов
| Объединение заученных слов в предложения (вот, тут, где?). Понимание форм ед. и мн. числа сущ. в им. падеже на Ы - И. Выполнение инструкций. Развитие внимания, памяти, мышления.
| Игровая комната, логопедический кабинет.
|
22
23
| Глаголы повелительного наклонения
| Научить отдавать команды в игровых ситуациях, употребляя глаголы повелительного наклонения ед. числа. Сочетание речи с движениями. Обучение пользованию словами в предметно – манипулятивной деятельности. Развитие артикуляционной моторики.
| Игровая комната, логопедический кабинет.
|
24
25
| Составление двухсловных предложений (обращение + глагол повелит. наклонения)
| В игре учить объединять два слова в одно предложение. Складывание картинки из
4-х частей. Учить пониманию обобщающих слов. Вызывание новых звуков, проговаривание их в слогах.
| Логопедический кабинет.
|
26
27
| Формирование двухсловных предложений (глагол повелит. наклонения + сущ. вин. п. с окончанием «у»)
| Учить употреблять сущ. в вин. падеже в предложениях. Развитие моторики и пространственных представлений. Различать в пассивном словаре ед. и мн. число существительных с окончаниями – Ы – А. Развитие в.п.п. Постановка звуков по подражанию.
| Логопедический кабинет.
|
28
29
| Дифференциация форм им. п. и вин. п. в предложении.
| Сравнение предложений: «Дай мяч!» - «Дай куклу!», учить употреблять форму им. п. и вин.п. с окончанием «у» одних и тех же слов. Понимание утвердительных и отрицательных приказаний с «не». Совершенствование сенсорных эталонов и мелкой моторики. Учить находить предмет по одной его детали.
| Логопедический кабинет.
|
30
31
| Глаголы настоящего времени ед. числа
3 лица
| Научить отвечать на вопросы: Кто? Что делает?
Накопление глагольной лексики. Развитие внимания, памяти. Работа над слоговой структурой слова с «замочками». Выработка целенапрвленной воздушной струи.
| Игровая комната, логопедический кабинет.
|
32
| Подбор существительных к глаголам
| Накопление активной лексики, развитие смысловой стороны речи, мыслительных процессов в ходе речевых игр. Работа над ритмико – интонационной стороной речи.
| Игровая комната, логопедический кабинет
|
33
| Подбор глаголов к существительным
| Накопление активной лексики, развитие в.п.п. Развивать понимание слов, близких по звучанию. Игры на развитие зрительного контроля и мелкой моторики.
| Логопедический кабинет.
|
34
| Составление простых предложений по вопросам: кто? Что делает?
| Активизация фразовой речи. Составление предложений по демонстрации действия и по вопросам с опорой на картинку. Научить понимать действия, изображённые на сюжетных картинках. Формирование слоговой структуры слов.
| Игровая комната, логопедический кабинет.
|
35
36
| Разучивание стихов, потешек с добавлением слов
| Сопряжённое проговаривание доступных стихов, стимуляция речевой активности. Работа над интонацией. Выделение лишнего предмета из представленного ряда.
| Логопедический кабинет.
|
Всего: 36 часов
|
|
|
|
Методическая литература и пособия.
1. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М., 2010.
2. Давидович Л. Р., Резниченко Т.С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? М.,2001.
3. Дедюхина Г.В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. М., 1997.
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
5. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. М., «Сфера», 2011.
6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. ДЕЛЬТА, 1977
7. Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.
8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.
9. Нищева Н.С. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
10. Новикова – Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжёлой речевой патологией. М., 2006., 2010.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи – М.: Просвещение,2009.
12. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 2000.
Приложение №1
Методические рекомендации к рабочей программе
«Коррекционная работа по сенсорному воспитанию детей с ОНР
Уровня».
Воспользуйтесь поиском по сайту: