Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Он с названием вечно живого вождя,

Историческая справка

Ленинского административного округа города Омска

Смотр-конкурс архивных документов «История, город и я»

Номинация «Наша биография»

Омск – 2010


Вот мой город родной, но милей для меня

Мой старый, как друг, мой район,

Он с названием вечно живого вождя,

Как страница истории он…

Летопись предыдущих поколений нельзя переделать. Но их достижениями можно и нужно гордиться, а их ошибки можно и нужно учесть. Такой логичный и конструктивный подход к историческому опыту любого народа, любой территории всегда начинается с малого. Для начала надо знать историю своей малой Родины.

Наша малая Родина – Ленинский административный округ.

Ленинский округ является одним из старейших в городе Омске, именно ему Омск обязан своим бурным развитием в начале прошлого века. История округа тесно переплетается с историей его промышленных и транспортных предприятий.

Невозможно представить себе Ленинский округ без железной дороги, одного из старейших в Сибири вокзала, речного порта. По сути - это гостеприимно открытые ворота нашего города, через которые ежедневно проходят тысячи людей, тысячи тонн грузов.

Ленинский административный округ города Омска расположен в юго-западной части города Омска, на правом берегу реки Иртыш. Граничит с Октябрьским административным округом, Центральным административным округом, по реке Иртыш – с Кировским административным округом, с Омским районом.

Территория округа составляет 15,3 тысяч гектар.

 

 

Ленинский округ, по сравнению с другими административными округами, имеет свои особенности: в состав округа входят отдаленные территории: 14 военный городок, микрорайоны «Булатово», «Московка-1», поселки Новая Станица, Светлый, Армейский, Черемуховское, Омская Птицефабрика, представляющие собой обособленные жилые массивы, и микрорайон «Входной», включающий в себя 6 жилых массивов: жилой массив 2 882 км., жилой массив 2 884 км., жилой массив Путевая Машинная Станция (ПМС-22, 2 888 км), жилой массив поселок Северный, жилой массив «Кировский детский Дом инвалидов», жилой массив микрорайон «Входной».

Отдаленные территории Ленинского административного округа города Омска возникли как жилые поселки при производственных предприятиях и воинских частях.

Численность постоянного населения, проживающего на территории Ленинского административного округа города Омска, составляет около 202 100 человек.

Страницы прошлого повествуют нам о многих ярких событиях, пережитых Ленинским округом, который расширили его границы и придали ему свои неповторимые черты.

 


Вследствие реформы 1861 года для крестьянства в России существовала проблема малоземелья. Правительство, боясь крестьян­ских волнений, искало спасение в переселении крестьян в Сибирь. Великий Сибирский тракт, который соединил центральную Россию с Сибирью, находился в плачевном состоянии.

Идеи строительства железной дороги все настойчивее стали высказываться современниками. Царь Александр III на докладной барона Корфа «О неотложности постройки рельсового пути» написал: «Необходимо приступить к постройке этой дороги» и поручил цесаревичу Николаю принять участие в закладке первого камня. Произошло это историческое событие в 1891 году. А в 1894 году на станцию Куломзино прибыл первый поезд из Челябинска. В апреле 1896 года был сдан в эксплуатацию мост через реку Иртыш.

В этом же году было открыто постоянное движение по Западно-Сибирской железной дороге. Вокзал станции Омск для обслуживания пассажиров был постро­ен в 1895 году. Станция Омск считалась самой большой на участке Западно-Сибирской железной дороги.

 

 

Железнодорожный вокзал

С проведением Сибирской железной дороги расширился поток переселенцев. Станция Омск становится большим транзитным пунктом для них. Скопление громадного количества народа на станции Омск вызывало необходимость создания большого переселенческого пункта.

В 1896-1900 годах вокруг станции Омск по обе стороны железнодорожного полотна появились первые поселки. Администрация железной дороги отводила в своей полосе участки под индивидуальное строительство. Необходимо было обеспечить сначала строительство, потом эксплуатацию железной дороги рабочими и служащими. Но площадь заселения была ограничена. Смежные земли принадлежали Сибирскому казачьему войску. 19 сентября 1828 года на южной окраине города по приказу командира отдельного корпуса Сибирского линейного войска, генерала И.А. Вельяминова, был основан опытный хутор Казачьего войска. Уже тогда в народе это место именовали Атаманским хутором.

Центром Сибирского казачьего войска был Омск. Омская стани­ца (Казачий форштадт) находилась в черте города, на левом берегу Оми. К началу XX века наличие автономной единицы в самом центре Омска стало мешать развитию городского хозяйства и Омская станица была ликвидирована, ее территория была присоединена к городу. Возник вопрос об образовании нового поселения. По сведениям газеты «Степной край» от 9 апреля 1897 года 23 марта 1897 года состоялась раздача усадебных мест казакам Омской станицы.

Открытие движения по Великой Сибирской магистрали, устройство станции Омск, послужили главными факторами в выборе места под новую станицу – вблизи этой железнодорожной станции. 29 января 1899 года был официально зарегистрирован Атаманский хутор.

В архивном фонде Сибирского казачьего войска хранится постановление присутствия Войскового хозяйственного правления от 18 апреля 1896 года «О разрешении обществу Омского городского поселения образовать новый хутор близ вокзала железной дороги». 7 июля 1899 года по Сибирскому казачьему войску был издан приказ № 116,в котором объявлялось, что Военный Совет 7 мая 1899 года (19 мая по новому стилю) внес в список станиц и поселков Сибирского казачьего войска Атаманский хутор с подчинением его Омской станице. Эта дата считается днем основания Ленинского административного округа.

Территория Атаманского хутора занимала большой район между станцией Омск и рекой Иртыш. Современные его границы: улицы Труда, Лобкова, проспект К.Маркса до площади Серова, берег Иртыша, а также район ближайших за вокзалом улиц.

Росту Атаманского хутора способствовала близость Омска. К 1917 году Атаманская станица превратилась в одну из самых богатых и влиятельных в Сибирском войске, население ее с 1903 года увеличилось в 4 раза. Между городом и станцией была построена желез­нодорожная ветка для перевозки пассажиров и грузов.

Одновременно с Атаманским хутором росли и другие поселки, прилегающие к железной дороге. Названия этих поселков никем не утверждались. Хронология их образования и смена названий указана в справочных данных Народного музея омских железнодорожников:

 

  1. Станица Атаманская
1887 г. - Царский хутор
29.01.1899 - Атаманский хутор  
  2. Ленинский район(в советское время) Чистый городок
1896 г. - Черный городок
  3. Порт-Артур
1897 г. - Порт-Артур пос. Куйбышева  
  4. Омский выселок
1900 г. - Семипалатинский поселок
1913 г. - Омский выселок (ГАОО, д. 571, план г. Омска за 1913 г.)
до 1957 г. - Сталинский поселок
с 1957 г. - Привокзальный поселок
  5. Рабочая слобода
1923 г. - рабочая Слобода (в районе Рабочих улиц)
  6. Поселок Селиверстовский
1914-1915 гг. - пос. Селиверстовский
1923 г. - Сахалин
до 1957 г. - пос. Буденного
01.10.57 г. - пос. Свердлова.

 

В 1916 году Атаманская станица с поселками Селиверстовский, Порт-Артур, Черный городок были включены в городскую черту. Южная граница города, проходившая ранее у таможенной заставы (снесена при строительстве жилого дома по пр. К. Маркса, № 20), ушла за Транссибирскую магистраль. Таможня потеряла свое значение, а выездные ворота, украшенные двуглавыми орлами до 30-х годов XX в., оставались как памятник.

Атаманский хутор, хоть и объединял все стихийно возникшие поселки, самостоятельного управления не имел и подчинялся Омской казачьей станице, управление которой находилось на Атаманском хуторе. «Разночинцы» не раз пытались добиться своего самоуправления, обращаясь к степному генерал-губернатору, посылали своих «ходоков» в Петроград, в Министерство внутренних дел.

Первые выборы в поселковую Думу были проведены лишь 8 октября 1917 года. В ее составе было 75% большевиков. Первым председателем исполкома стал казак-большевик Федор Рассохин. Впоследствии его именем была названа Шпрингеровская улица, ныне улица Серова.

Район наш богат революционными традициями: 1895 г - первая стачка строителей Омского вокзала, 1899 г. - забастовка рабочих железнодорожных мастерских, 1 мая 1902 г.- первая маевка.

По итогам Всесоюзной переписи населения, проходившей в декабре 1926 года, в Ленинске-Омском проживало 34 810 человек. В районе насчитывалось 3 832 жилых дома, не считая множества землянок. В 1927 году закончено сооружение крупного общественного здания – клуба им. З.И. Лобкова с залом на 1200 мест. В 1928 году на привокзальной площади началось строительство первого шлакобетонного 81-квартирного дома. В 1929 году в Ленинске-Омском резко увеличивается численность жителей, что было связано с большим притоком сельского населения.

В 1922 - 1923 годах производилась планировка улиц с подвозкой земли, прокапывались водосточные канавы, сооружались новые тротуары. Тогда же началась электрификация микрорайонов, прокладка водопровода. Все лавки и торгово-промышленные предприятия были взяты на учет.

 

Привокзальные улицы

Широко развернулась борьба с неграмотностью. Райисполкомом Ленинского городка было предложено всем неграмотным от 14 до 16 лет, не состоящим на службе в советских учреждениях, зарегистрироваться в отделе Народного образования пригородов. Уклоняющиеся от регистрации считались труддезертирами. Летом 1922 года только в одном Лагерном городке (в настоящее время 14-й военный городок) имелось 5 школ по ликвидации неграмотности. Была образована 1-я железнодорожная школа имени З.И. Лобкова (в настоящее время школа № 72). На станциях Омск, Московка и Куломзино были открыты детские столовые и больницы.

В 30-е годы в районе происходит всплеск строительства. Появляется целый ряд зданий в стиле конструктивизма, в том числе, построенное в 1932 году здание райсовета. Решением Народного Комиссариата путей сообщения на базе железнодорожных мастерских создается Омский паровозовагоноремонтный завод им. Рудзутака.

В 1936-1945 годы Ленинский район развивался достаточно динамично. 16 ноября 1936 года пущена в эксплуатацию первая очередь трамвайных путей от вокзала до сада им. Куйбышева протяженностью 8,2 км., а в 1940 году трамвайная линия связала район с центром города. В 1937 году введен в строй понтонный мост через Иртыш в районе поселка им. Куйбышева. На площадке четырех кварталов Привокзального поселка началось строительство ТЭЦ-2, построено здание почтамта. 4 июля 1939 года открылась первая сберегательная касса при вагоноремонтном депо станции Омск.

В 1940 году был построен комбикормовый завод. 15 марта 1941 года ТЭЦ-2 дала первый промышленный ток. Закончено строительство кинотеатра «Октябрь» на 600 мест.

Накануне Великой Отечественной войны Ленинский район представлял собой железнодорожный район, состоящий из 5 городков, разделенных линиями железной дороги с населением свыше 107 000 человек и территорией в 6 965 га. В районе работало 25 промышленных предприятий с численностью 16 819 человек, а с учетом рабочих-железнодорожников – до 20 тысяч человек.

С началом Великой Отечественной войны происходит быстрый рост военно-промышленного комплекса и приток эвакуированного населения. В здании Дворца культуры имени Красной гвардии с ноября 1941 года находился штаб формирования 364-й стрелковой дивизии. В помещении школы № 13 с февраля по апрель 1942 года располагался штаб формирования 282-ой стрелковой дивизии.

С первых недель начала боевых действий в город стали поступать раненые. В школах, железнодорожном техникуме разместились госпитали №№ 1254, 1257, 2021. Необходимо было построить индустриальную базу для оборонной промышленности. Для этого использовали корпуса действующих производств, как это было на заводе им. Ворошилова (сейчас завод транспортного машиностроения), или переоборудовали небольшие предприятия под выполнение военных заказов, как на заводе «Штамповщик» (ныне производственное объединение «Иртыш»).

Городской и районные советы, исполкомы работали во много раз интенсивнее, чем до войны. Из Ленинграда, Запорожья и других городов были эвакуированы целые заводы, а с ними рабочие и их семьи. Нужды населения были на первом плане. Жить было негде, и в срочном порядке строились бараки, насыпные дома, общежития, проводилось уплотнение. Остро встали вопросы увеличения мощности электростанций, водопровода, строительства канализации. Открывались пункты бытового обслуживания и мастерские.

В 1943 году основана медсанчасть № 4, в июле на территорию района была перебазирована танковая школа. Благодаря самоотверженному героическому труду заводчан в 1944 году объем производства завода «Штамповщик» вырос почти вдвое. Всего за военные годы объем промышленной продукции, выпускаемой в Ленинском районе, увеличился в 6 раз.

22 июля 1945 года на Омском железнодорожном вокзале встречали первую группу демобилизованных воинов Советской Армии.

В послевоенные годы жизнь района активно перестраивалась. Завод «Штамповщик» освоил выпуск 16 видов новой продукции, в том числе, медицинского оборудования и электроаппаратуры, газовых плит, мебели. 19 сентября 1946 года было создано Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги. Активно стала развиваться речная пристань, в 1948 году она получает звание порта первого разряда. 25 июля 1945 года состоялась закладка сквера имени Серова. Осенью 1949 года в нем были произведены основные работы по посадке деревьев.

 

Сквер (2010 год)

С 1949 года большое внимание стало уделяться строительству жилья, инженерных коммуникаций. Начинается снос землянок, ведется строительство пятиэтажных домов по улице Московской (проспект К. Маркса). В массовом порядке начинают асфальтировать улицы, тротуары.

Развивается социальная сфера, в 1952 году в районе открыты детские ясли на 100 мест, 4 магазина, павильон бытового обслуживания. С 1953 году начата интенсивная работа по озеленению территории вдоль главных магистралей. Открылся родильный дом. В районе работало пять клубов, кинотеатр, библиотека им. Ленина. Проложена вторая линия трамвайного пути от мясокомбината до ул. 7-й Ленинградской по маршруту Железнодорожный вокзал - Городок водников. Началось строительство теплично-парникового комбината.

В 1953 году на Омском отделении железной дороги сдан в эксплуатацию первый электрифицированный участок Московка – Куломзино, на котором курсировали пригородные электропоезда.

Нарастают объемы строительства жилья. В 1955 году появился новый квартал жилых домов на ул. Серова. С 1954 по 1955 год введено в эксплуатацию 5900 кв.м. жилой площади, 770 земельных участков отдано под строительство. Первое телеателье, открытое в Омске в 1956 года, размещалось по адресу Серова, 13. В 1959 году завод «Штамповщик» приступил к серийному выпуску черно-белых телевизоров и переименовался в Омский телевизионный завод. 29 ноября 1963 года на основании решения исполкома № 31/15 от 29 ноября 1963 года был образован бульвар Победы. 5 мая 1965 года решением № 207 исполком городского Совета постановил увековечить память омичей Героев Советского Союза в названиях омских улиц.

Началось развитие крупнопанельного домостроения. Все вновь вводимые дома подключались к центральному отоплению, горячему водо- и газоснабжению.

Серьезно пополнился парк автобусов, троллейбусов, трамваев и такси. В данный период были построены спортивные комплексы объединения «Полет» и телевизионного завода. В 1977 году танкотехническое училище года становится Высшим танковым инженерным училищем, которому годом раньше присваивается имя дважды Героя Советского Союза П.К. Кошевого.

В 1976-1980 годах большая работа проведена по развитию и укреплению материальной базы здравоохранения. Две поликлиники и пристройка к стационару введены в строй отделением железной дороги. Строится большое количество жилья, вводятся тысячи квадратных метров жилой площади. Мероприятия по благоустройству и озеленению стали осуществляться комплексно, вместе с социально-экономическим развитием района.

Были введены в строй подземные переходы по ул. Б. Хмельницкого, пр. К. Маркса, у железнодорожного вокзала. В 1986 году активно осуществлялась телефонизация района, введена в действие АТС-32 в жилом массиве Московка, сдана под монтаж АТС-41. На сто жителей приходилось 12,5 телефонов. В 1989 году на базе Телевизионного завода было создано производственное объединение «Иртыш».

В последнее десятилетие XX века Ленинский округ испытал на себе все сложности перестроечного времени. В 1991 году в стране началась приватизация. В округе создавались акционерные общества, муниципальные предприятия. В 1994 году стал акционерным обществом Омский речной порт. Основная работа администрации округа была направлена на поддержание деятельности систем жизнеобеспечения, содействие развитию малого предпринимательства, благоустройство территории.

В 1993 году на территорию округа был передислоцирован из Литвы 242-й Учебный центр ВДВ. 4 мая 1995 мая в поселке Светлом торжественно открыли памятник воинам-десантникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В 1999 году наметилась тенденция улучшения общеэкономической ситуации. Сформировалась положительная динамика промышленного производства, снизилась задолженность по заработной плате. Было введено в эксплуатацию 20 многоквартирных жилых домов, построены две женские консультации, детский реабилитационный центр, школа № 83, АТС-449 на 10 000 номеров в 14-м военном городке.

Осуществлялась массовая передача ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность. Велись строительство и капитальный ремонт асфальтированных дорог и тротуаров, линий уличного освещения. Создавались новые предприятия малого и среднего бизнеса в сфере торговли, бытового обслуживания, общественного питания. К 100-летию округа заложен сквер «Юбилейный». 30 ноября 2004 года открылся новый железнодорожный вокзал пригородного сообщения.

Округ богат своей историей…

За 110 лет своего существования Ленинский округ успел побывать и Атаманским хутором, и городом Ленинском и Ленинским районом. И мы помним, что за калейдоскопом официальных названий, за силуэтами старых и новых зданий на старых и новых фотографиях, за строчками архивных документов стоят конкретные люди. «Всё было сделано руками жителей округа, живших вчера, живущих сегодня. Сделано для тех, кто будет жить завтра... Летопись нашей малой Родины продолжается…

Станичное правление состояло из одних казаков. Они занимались сбором арендной платы за усадебную площадь и выпас скота. Администрация не заботилась об устройстве поселков, о бытовом и культурном обслуживании населения. Управление осуществлялось на основе положения «Об общественном управлении станиц казачьих войск» 1891 года. Станичное управление состояло из станичных сбора, атамана, правления и суда.

Все важнейшие вопросы общественной жизни - выбор должностных лиц, распределение земельных угодий между членами общества, расходование денежных средств и т. д. решались на станичных сборах. Сбор формировался из станичной администрации и «выборных» - казаков-домовладельцев, избиравшихся на год по одному от каждых 10 дворов.

Высшим должностным лицом в станице считался станичный атаман. Круг его обязанностей был чрезвычайно обширным. Он занимал­ся общественными, полицейскими, военными вопросами. Атаман созывал станичный сбор, приводил в исполнение его решения, следил за исправным содержанием дорог, мостов, перевозов в пределах станичных земель, осуществлял контроль за выполнением жителями станицы земских повинностей, обеспечивал сохранность общественного движимого и недвижимого имущества. В управлении станицей большую помощь атаману оказывало станичное правление, со­стоявшее из выборных помощников атамана, казначея и двух доверенных от общества. Писарей, смотрителей хлебозапасных магазинов, полевых сторожей станичный атаман ча­сто просто нанимал.

Особую роль в жизни станицы играл станичный суд, состоявший из
4 - 6 «лиц, пользующихся в среде станичного общества доверием и уважением, отличающихся безукоризненным поведением и домовитостью».

Весна 1917 года для большинства россиян была временем радостных ожиданий. Желая участвовать в управлении станицей, разночинцы собрались 9 апреля и выбрали «сбор» из 46 человек. Сбор должен был про­вести всеобщее, прямое, равное и тайное голосование, создать общий орган местного са­моуправления. Однако для этого требовалось согласие казаков. Те же явно не спешили, так как, во-первых, смутно чувствовали потенци­альную угрозу своим интересам. Во-вторых, как раз в это время в Омске работал 1-й Войсковой съезд, который специально рассматри­вал положение пригородных станиц. Атаманские казаки послали на съезд 3 своих депутатов: В.П. Никитина, В.В. Водопьянова и С.Л. Морозова.

Торопя события, разночинный сбор 17 апре­ля обратился за содействием к исполкому Омского Совета рабочих и солдатских депутатов. Тот, в обход Войсковой управы, предложил Ата­манскому станичному правлению созвать ка­зачий сбор и присоединиться к начатой раз­ночинцами организационной работе. Тем вре­менем войсковой съезд решил, что в станице Атаманской, «как находящейся в исключитель­ных условиях», станичные сход и исполком должны состоять из равного числа выборных от ка­заков и разночинцев, но при председателе-казаке.

30 апреля общее собрание выборщиков станицы состоялось. На нем приняли решение об объединении станичного и разночинского сборов в единую «Народную думу» (по 46 человек от казаков и разночинцев) и избрании исполкома думы из 3 станичников (Д.Г. Чириков, Г.И. Тустановский, П.Н. Федулов) и 3 разночинцев (Ф.Г. Зиновьев, И.Ф. Коблов, А.И. Митяев). В тот же день казачий сбор признал вновь созданный испол­ком, а прежнее станичное правление постановил упразднить. Так в Атаманской станице на паритетных началах была создана объединенная казачье-разночинская власть. Функции вре­менного председателя исполкома Народной думы стал исполнять бывший Атаманский станичный атаман Д.Г. Чириков. Позже председателем исполкома избрали В.Ф. Бедрина.

В ходе подготовки к перевыборам Омской городской Думы старая Дума вынесла постановление о соединении города и пригородов в один избирательный округ. Кроме того, без учета особого положения ста­ницы, создается Атаманский районный продовольственный комитет, что является уже реальным шагом к присоединению Атаманской станицы к Омску. На этой почве между казаками и разночинцами начались трения.

21 мая 1917 года собрание разночинцев стани­цы решило добиваться включения станицы в один избирательный округ с городом с после­дующим - после выборов - образованием в ней районной думы. Проиграв 27 мая, разночинцы решили неза­медлительно взять реванш. Уже на другой день, 28 мая, они неожиданно в большой спешке со­звали Народную думу. Многих «выборных» из числа казаков на месте не оказалось.

Сельское самоуправление в России, как казачье, так и крестьянское, устраивалось весьма просто, основываясь на общине и за­нимаясь, в основном, вопросами общинного землепользования. Об­щинное односословное управление в сложив­шейся ситуации оказывалось примитивным и не могло справиться с задачами благоустрой­ства поселений. Более того, в ходе промышленного развития большие поселения возника­ли буквально на пустом месте - при вновь по­строенных заводах, станциях, рудниках и т. п. и самоуправления не имели вовсе. Исходя из этого, Временное правительство и приняло 15 июля 1917 года постановление («Положение») о введении в таких пунктах особого поселково­го (почти городского) самоуправления.

Когда 1-й Войсковой съезд весной 1917 года принял решение о введении в войске земского са­моуправления, Войсковая управа поставила этот вопрос перед правительством и начала подготовительную работу на местах. В стани­цах создавались избирательные комиссии, которые составляли списки избирателей. Пра­вительство же под давлением Военного министерства и Всероссийского Учредительного съезда Союза казачьих войск отложило введение земства в казачьих областях и войсках. 12 июля 1917 года Войсковая управа Сибирского войска сообщила об этом избирательным комиссиям. Однако Атаманская избиратель­ная комиссия, руководящие позиции в которой оказались у разночинцев, 18 августа решила самовольно ввести в Атаманской станице са­моуправление, основываясь на законе о воло­стном земстве. То есть, она хотела провести всеобщие прямые, равные, тайные выборы без какого-либо учета особого положения и мне­ния станичников. Вероятно, именно этот шаг разночинцев заставил казаков искать защиты в другом, менее для них опасном законе - Положении от 15 июля об особом поселковом са­моуправлении. Все протесты Войсковой управы, Атаманского станичного исполкома и казаков - членов избирательной комиссии - не помогли. 5 октября заседание Атаманской из­бирательной комиссии постановило провес­ти выборы в течение дня 8 октября, причем явоч­ным порядком, без разрешения вышестоящих властей. 8 октября 1917 года в Атаманском хуторе под охраной Красной гвардии прошли выборы гласных в Атаманское поселковое земство. Убедительную победу одержали на выборах левые социал-демократы: большеви­ки и меньшевики-интернационалисты.

23 декабря Президиум исполкома Омского совдепа признал выборы в Атаманс­кую поселковую думу правильными и постано­вил передать ей всю полноту власти в хуторе. Протест Войсковой управы от 7 января 1918 года остался без ответа. Атаманское станичное правление во главе с атаманом В.Ф. Бедриным продолжало, впрочем, работать, хотя, по сути, стало в тот период бессильным.

Станица Атаманская по сложности отноше­ний и запутанности проблем была, по сути, «гордиевым узлом» для населения Сибирско­го войска и даже города. Коммунисты, придя к власти, не церемонились и разрубили его со всей революционной беспощадностью. Одни казаки-атаманцы, защищая «белую» Сибирь, а с ней и свои дома, семьи, полегли в боях. Других вынудили уйти «в отступ» на Дальний Во­сток, затем в Китай. Из тех станичников, что не бежали в ноябре 1919 года, многие в 1920-е - на­чале 1930-х гг. предпочли уехать подальше от Омска. Туда, где не вспомнят их казачьего про­исхождения и завидного упорства в отстаива­нии своей свободы и земли. Оставшиеся на месте молчали и ушли в мир иной, почти не ос­тавив потомкам того, что хранила их память...

При рассмотрении административно-терри­ториального устройства Омска четко просмат­ривается тенденция от укрупнения к разукруп­нению, а затем снова к объединению. Пример Ленинского округа очень характерен в этом смысле.

В соответствии с постановлением пленума Омского горсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 7 июня 1921 года
(Приложение № 1) на территории Атаманского хутора образовался райсовет, в состав которого вошли 6 отделов: здравоохранения, народного образования, питания и кооперации, социального обеспечения, труда и борьбы с труддезертирством, коммунального хозяйства и жилья.

На первом организационном заседании райсовета, состоявшемся 19 июня, было избрано 12 человек в районный исполком.

2 августа 1921 года постановлением № 6 пленума Омского губисполкома (Приложение № 1) Атаманский хутор переименован в рабочий поселок Ленинск, который в конце 1922 преобразован в город Ленинск-Омский, куда вошли территории прилегающих поселков (Семипалатинский, Сахалин, Порт-Артур, Треугольник, Рабочая слобода, Черный и Красные городки).

Одним из направлений деятельности райисполкома было благоустройство.

Ленинский исполком в 1923 году имел собственную городскую милицию, угрозыск и пожарное депо. К 1925 году территория Ленинска составляла 336 гектаров с длиной улиц в 51 километр. Началось строительство новых государственных жилых домов. Первым застройщиком домов для своих рабочих и служащих явилось управление Омской железной дороги. Тогда же началось возведение двухэтажных домов жилкооперативами.

23 июля 1930 года окружное деление было ликвидировано. Созданы Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский края. В это же время неоднократно менялись границы и названия районов. По этим вопросам действовала штатная административная комиссия по изменению границ и переименованию районов.

14 августа 1930 года Президиум Западно-Сибирского крайисполкома принял решение о вхождении Ленинска-Омского в состав города Омска и образовании Ленинского (Ленинск-Омского) района.

21 июня 1936 года по постановлению Омского городского Совета в Омске был создан Куйбышевский район путем выделения его из Сталинского (Центрального) и Ленинского районов.

В военное время руководящим центром района оставался райисполком. Руководители округа и основные события данного периода отражены в следующей главе.

Постановлением главы администрации Омской области от 11 октября 1993 года № 379-п «О реформировании представительных органов власти и органов местного самоуправления в области» деятельность Советов народных депутатов районов города Омска прекращена, их функции до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления возложены на соответствующие администрации.

Во исполнение данного постановления глава администрации Ленинского района издает постановление от 11 октября 1993 года № 701 «О прекращении деятельности районного Совета народных депутатов» (Приложение № 1).

На основании решения Омского городского Совета от 21 мая 1997 года № 334 и согласно постановлению Главы городского самоуправления от 26 мая 1997 года № 152-п Ленинский район был переименован в Ленинский административный округ города Омска (Приложение № 1).

Постановлением Главы городского самоуправления от 28 января 1997 года № 25-п (Приложение № 1) утверждено Положение об административном округе города Омска. Настоящее положение определяет статус административного округа.

Постановлением главы администрации Ленинского административного округа от 6 июля 1998 года № 803 утвержден регламент администрации.

В соответствии с регламентом администрация округа является структурным подразделением администрации города Омска. Структура администрации округа, расходы на её содержание определяются главой администрации округа и утверждаются Главой городского самоуправления.

На основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске», решений жителей микрорайонов, постановлениями Главы админи­страции с марта 1997 года по июнь 1998 года созданы 12 комитетов территориального общественного самоуправления (КТОСы).

Штатное расписание администрации Ленинского административного округа утверждалось и изменялось апреля 1997 года, 28 ноября 1997 года, отражено документально.

В целях упорядочения структуры, постановлением главы администрации от 28 ноября 1997 года № 2167-1 (Приложение № 1) отдел по защите прав потребителей реорганизован в управление потребительского рынка и услуг с 1 января 1998 года, постановлением главы администрации округа от 15 января 1998 года № 19-1 (Приложение № 1) создан отдел административной практики с 19 января 1998 года.

Постановлением главы администрации от 9 февраля 1998 года № 119-1 (Приложение № 1) создан экономический отдел с 9 февраля 1998 года; ликвидирован отдел предпринимательства и мобилизации местных налогов с 9 февраля 1998 года.

В целях упорядочения структуры администрации постановлением главы администрации от 19 февраля 1998 года № 159 (Приложение № 1) хозяйственная группа переименована в хозяйственный отдел со 2 марта 1998 года, постановлением главы администрации от 30 апреля 1998 года № 528 (Приложение № 1) создан отдел бухгалтерского учета и отчетности с 30 апреля 1998 года.

На основании постановления главы городского самоуправления города Омска «О перераспределении функций, связанных с учетом граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и представлением жилых помещений в городе Омске, между структурными подразделениями администрации города Омска» от 21 сентября 1998 года № 346-п
(Приложение № 1) в администрации создан отдел по учету и распределению жилищного фонда с 1 октября 1998 года.

В целях упорядочения структуры администрации округа поста­новлением главы администрации от 17 августа 1999 года № 979 (Приложение № 1) отдел архитектуры, строительства и землепользования переименован в отдел архитектуры и землепользования.

Во исполнение постановления главы городского самоуправления города Омска «О создании управления общественных связей» от 21 сентября 1999 года № 353 и в целях упорядочения структуры администрации округа создан отдел по работе с обращениями граждан.

Во исполнение постановления Главы городского самоуправления от 12 октября 1999 года № 377 «Об исключении из структуры адми­нистрации города Омска и администраций административных округов отделов записи актов гражданского состояния» и руководствуясь Федеральным Законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ ст. 53 Устава Омской области в администрации округа исключен отдел записи актов гражданского состояния с 1 января 2000 года.

Таким образом, шло формирование структуры администрации округа, постановка задач и целей деятельности.

При осуществлении своей деятельности администрация округа взаимодействует с органами государственной власти, с депутатами Омского городского Совета, избранными населением округа, структурными подразделениями Администрации города Омска, органами территориального общественного самоуправления округа, организациями и предприятиями различных форм собственности.

Взаимодействие и сотрудничество администрации округа с другими структурами города Омска позволяет решать основные задачи, определенные положением об администрации административного округа города Омска.

В течение всего периода, на постоянной основе проводится тщательный анализ итогов работы администрации округа за предыдущие периоды, разрабатываются и корректируются перспективные планы мероприятий по дальнейшему социально-экономического развитию округа, улучшению качества жизни населения.

С округом тесно связаны жизнь и деятельность его руководителей. Строки о жизни руководителей отражают целые вехи в развитии нашей страны, города, округа, неразрывно связывают историю и современность.

Невозможно охватить все события, все перемены. Перемежая общеисторические явления, влияющие на жизнь многих поколений ленинцев, с подробностями прошлых лет, с фрагментами из жизни руководителей, воссоздается символический движущийся во времени портрет человека, жившего и живущ<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...