Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие биографические сведения о руководителях округа, оставивших добрый след в развитии Ленинского административного округа – нашей малой Родины.

МОЛОТОВНИКОВ Сергей Петрович (1921-1922 гг.)


Родился 9 сентября 1879 года в селе Боровлянке Курганского уезда Тобольской губернии в Сибири, воспитывался матерью крестьянской - вдовой. В 11 лет окончил сельскую школу, в этом же году, по случаю неурожая и голода с матерью ушли в город Омск. В Омске до 15-летнего возраста занимался разными работами, учил детей дошкольного возраста грамоте, торговал в розницу булками, работал печником, работал на постройке насыпи железной дороги и на постройке Иртышского железнодорожного моста, работал на табачной фабрике. В 1894 году (15 лет) поступил кузнечным подмастерьем в Омское техническое училище, в 1896 году поступил в Кузнечный цех Омских главных железнодорожных мастерских, где проработал до 1906 года.

В 1898 г. в Омске был организован первый социал-демократический рабочий кружок. Руководитель - Грозный Е.А. В него входил Молотовников С.П. Группа Грозного являлась организатором и руководителем забастовки рабочих Омских железнодорожных мастерских в 1899 г.

В 1902 г. группа кузнецов в Омских железнодорожных мастерских во главе с цеховым старостой С.П. Молотовниковым объединилась «для взаимной поддержки друг друга». Организованная Молотовниковым группа стала основой для создания подпольного рабочего социал-демократического кружка.

Первый Омский комитет РСДРП был создан весной 1903 года, в его состав входил Молотовников С.П.

В 1905 и 1906 годы Молотовников С.П. два раза подвергался аресту и обыскам, был уволен с железной дороги, как политически неблагонадежный, циркуляром без права поступления на железную дорогу и на заводы. В 1907 году был административно выслан в Ишимский уезд Тобольской губернии, в 1908 работал нелегально на заводе Переселенческого управления станция Петухово, состоял в Петуховской организации РСДРПБ,в этом же году уехал в село Чистоозерье Ишимского Уезда, где прожил до 1916 года, работая кузнецом в деревне, был выбран Председателем Маслодельной артели и кооперативной лавки. В 1916 году был мобилизован как ратник ополчения, служил в 7 Западно-Сибирском стрелковом полку в городе Омске. После Февральской революции был избран председателем ротного комитета и членом полкового, был избран членом Омского Совета Рабочих и солдатских депутатов.

В июне 1917 года полк был демобилизован, откомандирован в Омские мастерские железной дороги кузнецом, где был избран Представителем Цехового Комитета, а в конце сентября 1917 года Комитетом Партии Омской организации РСДРП и Областным Исполкомом был послан по подготовке выборов в Учредительное Собрание как агитатор в Петропавловский и Кокчетавский уезды Комитета Партии от Областного Комитета Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. По возвращении из командировки в октябре был избран председателем узлового Комитета Омской железной дороги и членом райкома партии большевиков Омской организации железнодорожников.

Январь 1918 года член Омского Совета Городского хозяйства. В июне 1918 года, после захвата в Омске власти белыми, бежал в деревню Борисовку Омского уезда, в июле вернулся в Омск, проживал нелегально, приступил к организации оставшихся в Омске членов Партии, но был арестован и сидел в Омской тюрьме.

22 декабря 1918 года был освобожден из тюрьмы восставшими солдатами Омского Гарнизона и бежал в Омский уезд, проживал в киргизских аулах и в немецкой деревне Привольное Омского уезда, проживал по паспорту эстонца Иозефа Гордона, ведя агитацию среди киргизов и немцев. В ноябре 1919 года вместе с Советскими войсками вернулся в Омск, в декабре 1919 года по поручению Комитета РКПБ и Омского Губревкома организовал революционный Комитет при станции Омск город Ленинск-Омский, стал его Председателем. В апреле 1920 года был отозван работать в Омский Губревком в качестве Инструктора. В мая 1920 года был назначен Председателем избирательной Комиссии по выборам в Советы в Кокчетавский район. Проведя выборы Сельсоветов и Волисполкомов, на уездном Съезде Советов был избран Председателем Кокчетавского уездного Исполкома. В январе 1921 года отозван в Омский Губком ВКПБ, где работал в качестве Инструктора. В мае 1921 года был избран членом 3-го железнодорожного Райкома ВКПБ и работал заведующим орготделом. В июне 1922 года был избран Председателем Ленинского Горсовета и Райисполкома и членом Президиума Омского Губисполкома. На 9 Всероссийском Съезде Советов был избран кандидатом в члены ВЦИК. В августе 1922 года был назначен заместителем заведующего Омской Губ.Раб.Кр. Инспекции. С апреля 1923 года по апрель 1925 года был заведующим Акмолинской Губ.Раб.Кр. Инспекции и Председателем Акмолинской Губернской Контрольной Комиссии. В апреле 1925 года приехал в г. Омск и около двух месяцев работал инспектором Омской Губернской РКИ. С июня 1925 года по июль 1926 года был председателем правления объединения коллектива безработных в городе Омске.

С июля 1926 года по 18 декабря 1927 года был председателем Омского Окружного кооператива. В феврале 1928 года вследствие болезни был послан для лечения в Москву. По приезду в Омск с 26.04.1928 по 03.03.1929 работал заведующим Омским Домом Крестьянства. В феврале 1929 года был осужден Омской Контрольной Комиссией за пьянство и некоммунистическое поведение, исключен из рядов ВКПБ, постановление обжаловал и в мае 1930 года Центральной Контрольной Комиссией членом партии восстановлен, но за некоммунистическое поведение был объявлен выговор. В апреле 1929 года Омской лечебной комиссией был признан нетрудоспособным и переведен в инвалиды IIIгруппы и до января 1930 года жил на пенсии, не работал. В январе 1930 года организовалась артель инвалидов «Металлист» по обработке металла, до декабря 1930 года Молотовников С.П. был председателем. В декабре 1930 г. поступил на железную дорогу на завод Рудзутак кузнецом, в мае 1931 года был переведен в школу ученичества ФЗУ завода в качестве инструктора по кузнечным работам, состоял членом и заместителем председателя Бюро группы содействия Испарту - общества бывших красных партизан и красногвардейцев при Омском горсовете по партработе, членом комиссии по приему в партию при заводском партколлективе. С 1937 г. - на пенсии. Умер в 1944 году.

События 1921-1922 гг.

На 1921 г. население Ленинска-Омского составляло 25 тысяч человек.

Высоким был наплыв беженцев с детьми и беспризорников из голодающих районов. Они заполонили вокзал, их расселяли в ближайших к нему домах. Переполнены были четыре детских дома. В 1921 г. Атамановским Наробразом был открыт Детский Дом с изолятором для больных детей.

Было плохое продовольственное снабжение, не хватало одежды, средств на организацию элементарного быта.

С августа 1921 г. в Сибири распространился тиф, а затем и холера. Для борьбы с эпидемиями проводилась дезинфекция и объявлялись карантины, оказывалась помощь медикаментами.

Крайне ухудшилась работа железнодорожного транспорта. Подвижной состав износился, топливный кризис парализовал движение. Положение на железной дороге еще более ухудшилось в связи с пожаром в Омских железнодорожных мастерских в ночь с 11 на 12 ноября 1921 г. Мастерские были восстановлены к 1 января 1922 г. С февраля 1922 г. стала постоянно возрастать пропускная способность дороги.

В сентябре 1921 г. была введена новая система тарифов и исчисления заработной платы, которая жестко увязывала производительность труда и заработную плату.

Широко развернулась борьба с неграмотностью. Райисполкомом Ленинского городка было предложено всем неграмотным пригородов от 14 до 16 лет включительно, не состоящим на службе в советских учреждениях, зарегистрироваться в отделе Народного образования пригородов. Уклоняющиеся от регистрации считались труддезертирами. Летом 1922 г. только в одном Лагерном городке (ныне 14-й военный городок) имелось 5 школ по ликвидации неграмотности.

 

 

РЕШЕТОВ Виктор Петрович (1922-1923 гг.)


1885 года рождения.

Профессия - счетовод.

23.02.1922 - избран делегатом в Горсовет по 3-му Избирательному району.

24.02.1922 - произведены выборы в исполком, назначен на должность Председателя Ленинского районного исполкома 25.03.1922. В должности до 21.12.1923.

События 1922-1923 гг.

Ленинский исполком поставил вопрос о создании собственного бюджета, без которого невозможно было проявить инициативу при решении вопросов.

Продолжалась борьба с эпидемиологическими заболеваниями. Были развернуты больницы, налажены отношения между железной дорогой, общегражданскими, военными медиками. В 1922 г. - открыто похоронное бюро.

Ленинский исполком проводил распоряжения центра о всеобщем обложении в пользу голодающих.

Предметом особой заботы были дети. На станциях Омск-Московка и Куломзино были открыты детские столовые и больницы.

Развернулись работы по благоустройству Ленинск-Омского - производилась планировка улиц с подвозкой земли и балластировкой шлаком, прокапывались водосточные канавы, сооружались новые тротуары. Началась электрификация.

Все лавки и торгово-промышленные предприятия были взяты на учет. На территории Омска-Ленинска находилось три кооперативных объединения: 1) объединение служащих и рабочих железной дороги; 2) «Труженик» - служащих и рабочих советских учреждений и предприятий; 3) «Инвалид».

 

 
 
КОЗИК Никифор Антонович (1923-1927 гг.)

 

 


1883 года рождения. Место рождения - деревня Ильня Могилевской губернии. С ранних лет работал по найму. Образование - домашнее.

С 1900 г. работает на железной дороге ремонтным рабочим. В 1904 г. был призван в армию и отправлен на восточный фронт. Демобилизован в 1907 году в г.Омск, где поступил на работу в главные железнодорожные мастерские молотобойцем, был переведен кузнецом.

В марте 1917 года вступил в ряды Коммунистической партии, принимал активное участие в становлении Советской власти в г. Омске. В 1918-1919 гг. сидел в Колчаковских тюрьмах и лагерях. После освобождения Омска принимал активное участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. До 1923 года работал в железнодорожном профсоюзе.

25.12.1923-1927 - председатель Ленинского Районного Исполнительного Комитета.

В 1927 г. - становится заведующим окружной инспекции труда.

В 1930 г. по партийной мобилизации идет работать на железную дорогу. До 1956 г. работает помощником начальника строительного отдела по массовой работе, заведующим планово-экономическим отделом доржилсоюза, заместителем дорожно-транспортного совета Осоавиахима. С 1956 г. - персональный пенсионер.

События 1923-1927 гг.

На 1923 г. в Ленинск-Омске население составляло 31 тыс. жителей, которых обслуживало 3 врача.

Ленинский исполком в 1923 г. имел собственную городскую милицию, угрозыск и пожарное депо. Их содержал местный бюджет, и они подчинялись только горисполкому. Ленинск-Омский горисполком был тесно связан с правлением железной дороги при решении вопросов. Вопросы здравоохраниния исполком решает с здравотделом железной дороги. В Ленинск-Омском был малый штат пожарной охраны. На помощь приходила пожарная часть железной дороги.

В 1925 году в пристанционных поселках Ленинска-Омского проживало 34,9 тысяч человек и территория Ленинска составляла 336 гектаров с длиной улиц в 51 километр.

В 1925-1928 гг. начато строительство жилья для железнодорожников. Строительство новых государственных жилых домов началось в 1925 г. Первым застройщиком домов для своих рабочих и служащих явилось управление Омской железной дороги. Тогда же началось возведение двухэтажных, четырех- и шестиквартирных домов жилкооперативами. Однако основными застройщикам жилья были рабочие и служащие.

С 1925 года стало особенно интенсивно развиваться индивидуальное строительство. Летом 1924 года 137 застройщиков попросили земельные участки. Им отвели их в поселках Порт-Артур и Сахалин.

В 1927 году в Ленинске было 3832 жилых дома, не считая множества землянок.

В 1927 году закончено сооружение крупного общественного здания- клуба им. З.И. Лобкова с залом на 1200 мест.

В 1928 году в Ленинске на привокзальной площади велось строительство первого шлакобетонного 81-квартирного дома.

В 1929 года в Ленинске-Омском резко увеличивается число населения, что было связано с тем, что в сельском хозяйстве проходила коллективизация и люди, лишенные собственности, двинулись в город.

Борьба с неграмотностью шла очень активно, открывались новые библиотеки, клубы. В 1923 г. в ведении райисполкома находились 24 школы. В 1927 г. в Ленинске-Омском открылся рабочий университет. В 1929 г. было введено всеобщее общедоступное четырехлетнее образование.

С 1927 года идет развертывание работы Нарпита, было построено здание общественной столовой на ул. Лобкова. 1928-1930 гг.- принимаются меры по улучшению торговли и общественного питания.

В 1927 г. наряду с городской железнодорожной больницей (с тремя отделениями: терапевтическим на 34 койки, хирургическим - на 26 и родильным - на 8 коек) уже имелись приемные покои в ряде районов, к примеру, в Порт-Артуре. В 1927 году в Ленинске-Омском работало 11 аптек, 3 амбулатории.

К 1924 г. расширилось судоходство реки, работали 2 мельницы. В Ленинске находился единственный в Западной Сибири убойно-холодильный пункт. Находился Центральный склад Сибнефторга. Было два кирпичных завода, электростанция. В Ленинске в 1926 г. был пущен крахмалопаточный завод, а в 1927 г. построен первый в Омске механизированный хлебобулочный завод.

 

 

Как и весь советский народ, трудящееся Омска с огромный энтузиазмом включились в выполнение задач первой пятилетки. Между коллективами в начале 1929 г. развернулось социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана.

В планах второй пятилетки были предусмотрены крупные работы по реконструкции к развитию железнодорожного транспорта.

С 1924 по 1928 г. в Ленинске прокладывался водопровод, сооружались пожарные краны. Крайне необходима была канализация. Практически не было автобусного сообщения с Омском. 1928-1930 гг.- ведется посадка деревьев, сооружение тротуаров, улучшение санитарного состояния округа. Ведется дорожное строительство, уличное освещение.

Слияние городов Ленинск-Омский и Омска в г. Омск в 1930 дало сокращение административных расходов, укрепило обслуживание городов из одного центра.

 

 

 
 
ПЕШЕХОНОВ (1930-1931 гг.)

 

 


События 1930-1931 гг.

В 1930 году решением Народного Комиссариата путей сообщения на базе железнодорожных мастерских создается Омский паровозовагоноремонтный завод им. Рудзутака. Развивается производство, реконструируются старые цехи, строятся новые, внедряется новая техника. Летом 1930 года было начато, а к маю 1932 года закончено сооружение окружной железной дороги. В 1933 году завершается строительство второго пути железной дороги на участке Омск - Исилькуль. Вскоре почти полностью обновляется паровозный парк Омского депо.

1931-1932 гг. - стоит вопрос по изысканию средств на строительство жилья, о приведении состояния улиц в порядок.

В 30-е годы в Ленинске-Омском, уже присоединенном к Омску в качестве района, происходит всплеск строительства 1930 г. начата земельная регистрация планировки города. Появляется целый ряд зданий в стиле конструктивизма, в том числе, построенное в 1932 г. здание райсовета.

Велось проектирование канализации и реконструкции водопровода с новым водозабором.

1932-1933 гг. - оживление строительства, улучшение снабжения строительными материалами, обеспечению населения водой, санитарной очистке города. Размещение любых предприятий стало согласовываться с Саннадзором.

 

 

 
 
ПРОСКУРЯКОВ (1934-1935 гг.)

 

 


События 1934-1935 гг.

1935 год - завершено строительство второго железнодорожного моста через р. Иртыш. Построена механизированная станция «Сортировочная», вагонное депо.

К 1935 году была закончена первая очередь реконструкции паровозо-вагоноремонтного завода в Ленинске. Одновременно был разработан проект соцгорода при заводе. Для первой очереди строительства был выбран участок площадью в 11 гектаров, ограниченный улицами Труда, Коммунистической, 8-й Пролетарской, 5-й Пролетарской. Здесь имелось в виду расселить 3740 человек, в многоэтажных дамах. Один из них, на 116 квартир, был построен и теперь одиноко стоит среди окружающей одноэтажной застройки.

В 1935 году на ул. Лобкова возводится жилой дом с большим гастрономом на первом этаже.

В 1935 году начато строительство канализации.

Остро встал вопрос здравоохранения - из-за быстрого роста численности населения больницы района были не в состоянии госпитализировать нуждающихся.

 

 

БОНДАРЕНКО (1936-1937 гг.)


События 1936-1937 гг.

Борьба с оппозицией. Виток репрессий против бывших кулаков, антисоветских элементов. В 1937 г. развернута борьба «с последствиями вредительства» на железной дороге.

В этот период следствие щедро раздавало обвинения сибирским казакам в принадлежности к повстанческой организации. По версии следствия, в каждом казачьем поселке формировался взвод, в станице - рота. Сообщалось, что в городе Омске большие группы сформированы в бывшей станице Атаманской, ставшей уже Ленинском, и станице Захламинской. В протоколе «тройки» от 22 ноября 1937 г. названы 43 казака, обвинявшихся в принадлежности к повстанческой организации в Омске. К расстрелу приговорен 41.

16 ноября 1936 г. пущена в эксплуатацию первая очередь трамвайных путей от вокзала до сада им. Куйбышева, протяженностью 8,2 км.

В 1936 году запущен на Омском паровозовагоноремонтном заводе им. Рудзутака в строй локомотивный комбинат, деревоотделочный корпус, лесосушилка.

В 1936 г. введена автоматическая электрическая сигнализация, централизация стрелок на станциях «Омск-пассажирская» и «Московка». В паровозном депо построена станция теплой промывки паровозов. Коренной реконструкции подверглись главные железнодорожные мастерские, превратившиеся в крупнейший в стране паровозо-вагоноремонтный завод.

Вырос общий грузооборот по железной дороге.

В 1936 г. был реконструирован причал.

Намного улучшилась связь с Кировским районом после того, как в 1937 г. был введен в строй понтонный мост через Иртыш в районе поселка им. Куйбышева Ленинского района.

Строительство ТЭЦ-2 началось в 1937 году на площадке четырех кварталов Привокзального поселка, расположенной в непосредственной близости от территории ПВРЗ и станции Омск-Сортировочная.

 

ЕРЫКАЛОВ Александр Степанович (1938-1939 гг.)


Родился в 1907 году в городе Свердловске в семье рабочего доменного цеха Ворошиловградского завода.

Образование:

1915-1919 - начальная школа, г. Свердловск;

1930-1931 - советская партшкола (студент), г.Киев;

1931-1932 - военно-политическая школа им. «Фрунзе», г.Полтава.

Сведения о работе:

06.1921-05.1923 - подмастерье столяра горстройконторы - горкомхоз, г.Свердловск;

05.1923-06.1925 - столяр - Уральский практический институт, г. Свердловск;

06.1925-07.1926 - столяр железнодорожных мастерских, г.Свердловск;

07.1926-01.1927 - первая госкинофабрика, г.Ленинград;

01.1927-08.1927 - Уральский горный техникум, г.Свердловск;

08.1927-11.1929 - театр оперы и балета, столяр, г.Свердловск;

11.1929-05.1934 - служба в РККА, г.Киев, Полтава, Томск;

05.1934-01.1935 - комиссар военсовхоза СибВо, г.Новосибирск;

01.1935-04.1936 - начальник 1-го сектора - Обкомхоза, г.Омск;

04.1936-08.1937 - начальник отдела кадров завода № 166, г.Омск;

08.1937-10.1937 - инструктор Ленинского РК 13 КП (б), г.Омск;

10.1937-12.1939 - председатель Ленрайсовета, г.Омск;

02.1940-08.1940 - служба в РККА, г.Сталинск, Тамбов;

09.1940-05.1941 - управляющий Заводоуковского леспродторга, Ялуторвский район Омской области;

05.1941-11.1941 - заместитель директора буфета ст.Омск, г.Омск;

11.1941-09.1945 - служба в РККА, действующая армия. По болезни со снятием с воинского учета демобилизован в августе 1945 года;

09.1945-05.1946 - начальник Куста ОРСа ДН-3 при управлении дороги, г. Омск;

07.1946 - директор Мясокомбината Большереченского района.

События 1938-1939 гг.

В предвоенные годы в Ленинском районе было построено звуковое кино на 500 мест и здание почтамта (1939 г.).

А первая сберегательная касса в Ленинском районе открылась 4 июля 1939 года при вагоноремонтном депо станции Омск.

В 1939 г. был осуществлен переход на всеобщее семилетнее образование.

Развернуто строительство ТЭЦ-2.

 

ОСОКИН Виталий Григорьевич (1940-1941 гг.)

 

 

Родился 27.07.1906. Место рождения - д. Богомолово Аысковского района Горьковской области в семье литейщика на заводе Красное Сорково г. Горский.

Образование:

Омский педагогический институт им. А.М. Горького - преподаватель истории;

Омская областная партийная школа - партработник.

Сведения о работе:

Разнорабочий завода в чугунно-литейном цехе, электромашинистом, г. Горький;

07.1924-02.1930 - заведующий столом учета пайщиков ОРК, г. Горький;

02.1930-10.1931 - служба в армии в 9-й стрелковой дивизии, г.Ленинград;

06.1932-06.1932 - секретарь энергокомитета, г.Горький;

06.1932-02.1933 - заведующий отделом кадров Сорковского РК ВЛКСМ, г. Горький;

02.1933-04.1937 - помощник начальника политотдела по комсомолу Москаленского зерносовхоза Марьяновский район, Омская область;

04.1937-10.1937 - секретарь Ленинского РК ВЛКСМ, г.Омск;

10.1937-01.1938 - секретарь Омского ГК ВЛКСМ, г.Омск;

01.1938-06.1938 - секретарь парткома завода, г.Омск;

06.1938-01.1940 - заведующий отделом пропаганды Ленинского РК КПСС, г.Омск;

01.1940-11.1941 - председатель райисполкома Ленинского района, г.Омск;

11.1941-03.1942 - служба в армии, высшие курсы главного политического управления;

03.1942-05.1942 - резерв политуправления, г.Иваново;

05.1942-07.1942 - военком штаба 3 противотанковой бригады, Брянский фронт;

07.1942-04.1943 - военком штаба 2-й инструментальной противотанковой дивизии, Брянский фронт;

04.1943-07.1944 - заместитель командира полка по политчасти 543 п., 65 Армейская Бригада;

07.1944-11.1944 - заместитель командира полка по политчасти 231 гвардейского полка 75 Гвардейской Бригады, 1 Белорусский фронт;

11.1944-05.1945 - госпиталь г.Омск;

05.1945-09.1946 - заместитель председателя горисполкома, г.Омск;

09.1946-07.1948 - слушатель областной партшколы, г.Омск;

07.1948-12.1948 - заведующий военным отделом Омского обкома КПСС, г.Омск;

12.1948-07.1950 - начальник политотдела Омского отделения железной дороги, г.Омск;

07.1950-04.1954 - председатель Дорпрофсожа Омской железной дороги, г.Омск;

04.1054-11.1954 - инструктор политотдела Омской железной дороги, г.Омск;

11.1954-05.1956 - начальник политотдела Ишимского отделения железной дороги, г.Ишим;

05.1956-07.1958 - помощник начальника ОРСа по кадрам, г.Омск;

07.1958 - помощник руководителя по кадрам, г.Омск.

03.1960-1968 - заместитель директора по кадрам.

Награды:

Орден Отечественной войны II степени 1943 г. За боевые действия на фронте - Медаль за Победу над Германией 1945 г.

 

События 1940 г.

В 1940 г. решена была проблема транспортной связи Ленинска с центром города (сад им. Куйбышева - теперь кинотеатр им. Маяковского) - построена трамвайная линия, сданная в эксплуатацию к 19-й годовщине Октября.

1940-1941- построено вагонное депо станции Сортировочная. В 1940 г. был построен комбикормовый завод в Ленинске.

В 1940 году закончено строительство ТЭЦ-2 в Ленинском районе стоимостью 17 млн. руб. 15.03.1941 - ТЭЦ-2 дала первый промышленный ток.

Было построено 10 жилых домов, в том числе 116-квартирный дом на 5060 кв.м, 4 кирпичных 8-квартирных дома на 1200 кв.м, два деревянных дома 8-квартирных. Построена фабрика-кухня самая крупная в городе. Закончено строительство кинотеатра «Октябрь» на 600 мест.

В 1941 г. Ленинский район представлял собой железнодорожный район, состоящий из 5 городков, разделенных линиями железной дороги с населением свыше 107 000 человек и территорией в 6965 га. В районе работало 25 промышленных предприятий с численностью 16 819 человек, а с учетом рабочих-железнодорожников - до 20 000 человек. Руководящим центром района военного периода оставался райисполком, он организовывал работу по укреплению обороны страны.

С первых недель боевых действий в город стали поступать раненые. Нужно было срочно открывать новые госпитали, а также размещать эвакуированных. Для раненых, как правило, отводились помещения, которые занимали учебные заведения. В школах, в Железнодорожном техникуме разместились госпитали № 1254, 1257, 2021. Школы № 100 и 162 стали госпиталями.

Необходимо было построить индустриальную базу для оборонной промышленности, используя или корпуса действующих мощностей, как было на заводе им. Ворошилова (сейчас Завод транспортного машиностроения), или переоборудуя небольшие предприятия под выполнение боевых задач, как на «Штамповщике» (ныне производственное объединение «Иртыш»), а то и просто выгружая станки в открытом поле и уже потом возводя над ними крышу.

Великая Отечественная кардинально изменила род деятельности предприятия Омский паровозовагоноремонтный завод им. Рудзутака, в ноябре 41-го перешел в ведение Наркомата танковой промышленности. Сюда эвакуируется Ворошиловградский паровозостроительный завод, часть предприятий того же профиля из Конотопа и Брянска. Организовывалось производство танков.

С началом Великой Отечественной войны начинается быстрый рост военно-промышленного комплекса и приток эвакуированного населения.

Из Ленинграда, Запорожья и других городов были эвакуированы целые заводы, а с ними рабочие и их семьи.

Жить было негде и в срочном порядке строились бараки, насыпные дома, общежития, проводилось уплотнение.

Нужды населения были на первом плане. Встали остро вопросы увеличения мощности электростанций, водопровода, строительства канализации, разветвления трамвайных линий, обеспечения топливом, подготовки жилья и всего хозяйства к зиме. В полном смысле слова прямо или косвенно все работали на оборону. И конечно, городской и районные советы, исполкомы работали во много раз больше и интенсивнее чем до войны.

Возлагалась обязанность и на заводы - строить и увеличивать ввод жилья, в частности простейшего типа - бараков.

Острая нехватка транспорта по перевозке грузов вынуждала переоборудовать для этих целей даже трамваи, строить подъездные пути к заводам, заниматься водоснабжением и канализованием строящихся заводов, сооружать железнодорожные тупики.

 

 

РЕМЕННИКОВ Николай Сергеевич (1942-1943 гг.)

 

Родился в марте 1908 года в городе Омске в семье рабочего Мариупольского пивоваренного завода.

Образование:

1924-1927 - профессионально-техническая школа, г.Омск.

Сведения о работе:

1927-1928 - фрезеровщик главных железнодорожных мастерских, г.Омск;

04.1928-11.1929 - секретарь комитета ВЛКСМ и заведующий отделом горкома ВЛКСМ, главных железнодорожных мастерских, Локомотивное депо Омск, г.Омск;

11.1929-01.1931 - курсант, секретарь полкового бюро ВЛКСМ желдорполка, г.Улан-Удэ;

01.1931-11.1931 - заведующий массово-экономическим отделом и орготделом горкома и райкома ВЛКСМ, г. Омск;

11.1931-03.1933 - инструктор-методист, отдел кадров Управления Омской железной дороги, г. Омск;

03.1933-06.1934 - начальник школы ФЗУ ст. Омск, г. Омск;

06.1934-03.1937 - начальник технической школы Омской железной дороги, г.Омск;

03.1937-10.1937 - помощник начальника службы по кадрам Службы движения Омской железной дороги, г.Омск;

10.1937-04.1938 - слесарь-инструктор электроцеха депо, г.Омск;

04.1938-07.1939 - инспектор-методист отдела набора кадров Управления Омской железной дороги, г.Омск;

07.1939-04.1940 - председатель месткома Управления Омской железной дороги, г.Омск;

04.1940-12.1942 - отдел кадров при начальнике дороги Омского Управления железной дороги - заместитель начальника.

12.1942-11.1943 - председатель Исполкома Ленинского райсовета города Омска.

22.11.1943 по 13.03.1944 - Председатель исполкома горсовета.

События 1942-1943 гг.

В мае 1942 г. райисполком активно участвует в решении вопросов, связанных с восстановлением понтонного моста через Иртыш, который был разрушен в 1941 году ледоходом. Тогда же райисполком выходит с ходатайством об отводе участка под новое кладбище. Под новое кладбище отводилось 20 гектаров земли на незастроенном участке к юго-востоку от городка им. Буденного.

Встает вопрос о необходимо использования теплофикационных турбин на ТЭЦ ПВРЗ - для отопления промышленных предприятий Ленинского района.

 

 

 
 
ЧИКИН Александр Васильевич (1943-1944 гг.)

 

 


Родился в 1898 году в городе Кунгур Молотовской области, социальное происхождение - мещанин.

Образование:

1915 г. - четырехклассное высшее начальное училище в г. Кунгуре Пермской губернии;

1933 г. - один курс заочного института счетно-финансовых и экономических наук в г. Свердловске;

1933-1934 - заочный всесоюзный институт счетно-финансово-экономических наук.

Сведения о работе:

08.1915-01.1917 - ученик депо, конторщик;

01.1917-02.1917 - помощник счетовода;

02.1917-03.1918 - военная служба, Северный фронт;

03.1918-07.1919 - конторщик конторы депо;

07.1919-08.1919 - помощник коменданта комендатуры;

21.01.1919-04.02.1919 - служил в железнодорожной военной комендатуре Колчака на станции Кунгур Пермской железной дороги в качестве писаря коменданта;

08.1919-10.1921 - счетовод конторы, заведующий;

10.1921-10.1922 - член правления;

10.1922-05.1928 - заведующий конторой;

05.1928-04.1929 - заведующий конторой строительства, ст.Усольская;

04.1929-04.1930 - заведующий конторой строительства, ст.Чусовская;

04.1930-09.1930 - главный бухгалтер г.Пермск;

09.1930-01.1931 - инструктор РК КРКИ г.Свердловск;

01.1931-03.1933 - главный бухгалтер треста УралВтузстрой, г.Свердловск;

03.1933-06.1933 - член правления РТНО, г.Свердловск;

06.1933-02.1934 - главный бухгалтер Уральского обкома ВКПБ, г.Свердловск;

02.1934-12.1934 - заведующий особым сектором обкома ВКПБ, г.Тюмень;

12.1934-01.1935 - заведующий обкома ВКПБ, г.Омск;

01.1935-09.1937 - заведующий особым сектором, заведующий финансово-хозяйственным отделом обкома ВКПБ, г.Омск;

09.1937-10.1938 - главный бухгалтер управления Омской железной дороги г.Омск;

10.1938 - главный бухгалтер паровозной службы Омской железной дороги, г.Омск;

03.1942 - секретарь партбюро управления Омской железной дороги, г.Омск;

02.1942 - Управление дороги - секретарь торгового отдела.

09.1943-09.1944 - председатель Райисполкома Ленинского ЧК ВКПБ;

09.1944 - секретарь партбюро Депо-Омск ЧК ВКПБ;

12.1944 - Управление дороги - заместитель начальника Управления дороги, начальник финансового отдела.

События 1943-1944 гг.

Встал вопрос о выделении дополнительных земельных площадей для посадки картофеля, огородничества. Остро стоял вопрос по изготовлению предметов первой необходимости для людей. Открывались пункты бытового обслуживания и мастерские. Кроме того, проводилось изыскание местных сырьевых ресурсов.

1943 г. - вступила в строй ТЭЦ-2.

В 1944 году объем производства «Штамповщика» вырос почти вдвое, хотя численность персонала, в основном за счет ушедших на фронт, несколько уменьшилась. Завод успешно выполнял плановые задания по выпуску продукции для фронта и не имел ни одной рекламации на отгруженные изделия.

Омская танковая школа появилась на омской земле в самый разгар Великой Отечественной войны - в июле 1943 года.

 

КОТЕЛЕВСКИЙ Иван Васильевич (1945-1947 гг.)

 

Родился в семье крестьянина - бедняка Запорожской области, дер. Софиевка в июне 1887 года, социальное происхождение - крестьянин. С 10 лет работал по найму. В 1901 и 1902 годах работал разнорабочим. Был помещен в ученую семинарию на казенную стипендию.

Образование:

1902-1905 - окончил учительскую семинарию г.Днепропетровска Запорожской области;

1931-1936 - окончил Омский филиал Томского электромеханического института железнодорожного транспорта;

1939-1941 - окончил Омский генинститут Марксизма-Ленинизма.

Сведения о работе:

09.1905-1906 - учитель начальной школы Екатеринбургского ученого совета, с.Андреевка, Запорожье;

09.1906-1910 - учитель начальных классов Екатеринбургского ученого совета;

09.1910-1917 - учитель Министерства Народного Правительства, с.Азово Омской области;

12.1917 г. - организовал отряд Красной гвардии, был его командиром, участвовал в вооруженной борьбе против мятежа в Чехословакии - в районе Омска в парашютистском отряде Громова;

11.1917-1918 - член волостного исполкома Азовской волости, Омской области;

Май-июнь 1918 года - участвовал при защите подступов к г. Омску при ликвидации Чехословатского казачьего мятежа;

03.1918-06.1918 - член областного исполкома Омской области;

06.1918-12.1919 - в период правления Колчака в Сибири находился на нелегальном положении, затем - Омские концентрационные лагеря, побег из концентрационных лагерей. По декабрь 1919 года нелегальное положение и участие в партизанском движении против Колчаковских сил;

12.1919-12.1920 - Предволревком и военком с. Медведское;

02.1920-1923 - член вомрема и затем исполкома, с.Азово, Омской области;

09.1923-1925 - заведующий школы и учитель железнодорожной школы, ст.Колония Омской области;

09.1925-1927 - заведующий школой и учитель железнодорожной школы № 10 и (неосвобожденный) председатель Участка комитета рабпроса Омской железной дороги ст.Омск;

1927-1930 - заведующий школой и учитель железнодорожной школы № 10 и выборная (не освобожденная) депутат Ленинского горсовета -председатель секции по народному образованию, ст.Омск;

1930-1931 - начальник отдела подготовки кадров Омского ПВРЗ;

1931-1933 - начальник административной части школы ФЗО ПВРЗ и студент-вечерник Омского филиала Томского электромеханического института;

1933-1936 - студент с отрывом от производства Омского филиала ТЭМ.

1936-1940 - начальник технической школы и школы паровозного машиниста, Омская область;

01.1941 - директор школы ФЗО № 7, г. Омск;

03.1942-01.1945 - директор ремесленного училища № 6, г.Омск;

01.1945-03.1947 - председатель Ленинского райисполкома, г.Омск.

 

События 1945-1947 гг.

Закончилась война. После войны на заводе паровозовагоноремонтном им. Рудзутака занялись реализацией гражданских проектов. Завод «Штамповщика» стал переходить на мирные рельсы. Он рос, менялся его профиль. В период с 1946 г. по 1958 г. «Штамповщиком» были освоены 16 видов продукции: медицинская и электроаппаратура, сборка газовых плит, выпуск мебели с гигиеническим покрытием и другие изделия. Для сельского хозяйства выпускалось 15 наименований запасных частей к тракторам и сельхозмашинам.

В мае 1946 года танковое училище преобразуется в танкотехническое училище.

Всего, за военные годы, объем промышленной продукции, выпускаемой в округе, увеличилась в 6 раз.

В 1946 г. была построена новая баня в Буденовском поселке (прежнее название Сахалин, затем - поселок им. Свердлова). Начато асфальтирование улиц, тротуаров, асфальтирование привокзальной площади.

 

 

 
 
СМОЛЕНСКИЙ Константин Никитович (1947-1949 гг.)

 


1912 года рождения, место рождения: Северо-Казахстанская область, социальное происхождение - рабочий.

Образование:

Окончил неполную среднюю школу в 1928 году в г. Казалинске. Школа ФЗУ в г. Кизин-Арват в Туркменской СССР в 1930 г. 1 курс института г. Магнитогорск. 06.1927-09.1930 - ученик транспортной школы, г. Кизил-Арват Туркменской республики.

 

Сведения о работе:

10.1930-08.1931 - помощник машиниста ст. Карши;

08.1931-10.1932 - к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...