Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия предприятия vs бизнес-модель предприятия

February 21st, 2011Leave a commentGo to comments

Стратегия предприятия vs бизнес-модель предприятия.
Данная статья попытка провести различия и сходства между бизнес-моделью предприятия и его стратегией.

Начнем изложение с определения понятий стратегия и бизнес-модель.

Стратегия предприятия.
Смотрим определении из Википедии:
Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов.

Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.

Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

Определений стратегии есть великое множество.
Стратегия это четкий План и Принципы поведения, Позиция и Прием, и Перспектива.
И каждый еще может выделить некое свое видение.

Кроме того, за последние лет 50 понятие стратегии постоянно меняется, дополняется и переосмысливается. Как только новая компания выходит в мировые лидеры все тут же начинают искать причины ее лидерства на рынке. И в результате исследования появляется новое понимание стратегии.

И как бы мы ни называли стратегию, на каком бы определении ни делали акцент в любом случае мы приходим к тому, что

Стратегия предприятия – это способ достижения поставленной цели и то, как будут использоваться для ее достижения имеющиеся ресурсы предприятия.

Причем тут мы говорим как о формальных ресурсах: деньги, люди, машины. Так и неформальных: личные связи, корпоративная культура (как неформальные связи между сотрудниками), лидерские качества персонала и прочее….

Что такое бизнес-модель предприятия?
Модель – (от лат. modulus — мера, образец, норма) — а) в самом широком смысле — любой мысленный или знаковый образ модели­руемого объекта (оригинала). К их числу относятся гносеологиче­ские образы (воспроизведение, отображение исследуемого объек­та или системы объектов в виде научных описаний, теорий, фор­мул, систем упражнений и т. п.), схемы, чертежи, графики, планы, карты и т. д.
Модель (model) – упрощенное представление действительности.

Бизнес – (англ. business, enterprise – дело, антрепренерство) – предпринимательская деятельность, дело, приносящее доход или другую материальную выгоду.

Бизнес-модель (по Алексу Остервальду) логически описывает каким образом организация создает, поставляет клиентам и приобретает стоимость — экономическую, социальную и другие формы стоимости.

Процесс разработки бизнес-модели является частью стратегии бизнеса.

В соответствии с Magretta бизнес-модели являются, по сути, описанием – описание, которое объясняет, как работает предприятие. Хорошая бизнес-модель дате ответы на извечные вопросы, поставленные Питером Друкером:
Кто является заказчиком?
Какова потребительская ценность продукта?
Бизнес-модель также отвечает на фундаментальные вопросы, которые должен знать каждый менеджер:
Как мы зарабатываем деньги в этом бизнесе?
Что лежит в основе экономической логики, которая объясняет, как мы можем приносить пользу клиентам?

Мало кто будет спорить, что эти же вопросы могут быть заданы в описании стратегии фирмы, и в таком случае бизнес-модель и стратегия концептуально очень похожи.
Но Magretta делает некоторые различия:
бизнес-модель не одно и то же, что стратегия, хотя многие люди используют термины как синонимы.
Бизнес-модели, описываются, как система, как части бизнеса сочетаются друг с другом.
Но они не учитывают один из важнейших факторов – конкуренцию. Рано или поздно и, как правило, каждое предприятие сталкивается с конкурентами. Работа с этой реальностью поле для стратегии.

Итак, бизнес-модель это абстрактное представление некоторых аспектов стратегии фирмы,
В ней излагаются существенные детали необходимые, чтобы понять, как фирма может успешно приносить пользу своим клиентам и владельцам (инвесторам).

Стратегии у каждой компании неповторимы, потому что как таковые ресурсы не повторяются (в особенности человеческие).
А вот бизнес-модель у разных предприятий может быть абсолютно одинаковой.

Предположим точка общественного питания продает своим клиентам – общение, другими словами обеспечивает для своих клиентов максимально удобную среду чтобы общаться.

В эту среду входит и обслуживание и еда, наличие wi-fi, мягкие удобные диваны, приглушенный свет, мягкая музыка…. Ресторан (или кафе) в данном случае зарабатывают на том, что люди достаточно долго находятся в помещении.
И это ядро бизнеса, его мотор – бизнес-модель. А вот то, как управляющий этой сети общественного питания будет развивать свою сеть: где ставить точки, какой интерьер он выберет, как будет учить персонал, какие финансовые цели поставит и так далее – это уже стратегия.

Альтернативой общению является бизнес-модель фастфуда. В ней для клиентов важно дешево и быстро, потому что они приходят в кафе не общаться, а кушать. Поэтому управляющий такой сети особо не обращает внимания на интерьер, меню ограничено десятком позиций, в таких сетях практикуется самообслуживание, иногда в них мало посадочных мест, но они обязательно находятся в “проходных” местах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...