Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Законодательные основы кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций




Оглавление

 

Введение 2

Глава 1. Законодательные основы кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций  5

Глава 2. Кредитные кооперативы и микрофинансовые организации: сходства и различия 12

Глава 3. Проблемы и перспективы развития кредитных кооперативов в России 19

Заключение    30

Список использованной литературы 32

 


Введение

кредитование небанковский кооператив микрофинансовый

Прежде всего, дадим определение понятию «кредитная организация» - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.

Кредитные организации подразделяются на две группы - банки и небанковские кредитные организации.

Банки - это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции в совокупности: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Коммерческие банки аккумулируют и мобилизуют денежный капитал, осуществляют посредничество в кредите, проверяют расчеты и платежи в хозяйстве, организуют выпуск и размещение ценных бумаг, оказывают консультационные услуги.

Небанковские кредитные организации - это кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством. Сочетание этих операций устанавливает Банк России. К специализированным банковским институтам, действующим по лицензии, относятся: брокерские и дилерские фирмы; инвестиционные и финансовые компании; пенсионные фонды; кредитные союзы; кассы взаимопомощи, ломбарды; благотворительные фонды; лизинговые и страховые компании. Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через различные акции, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

Принципы кредитования - целевое использование, срочность, возвратность, платность, обеспеченность - в наиболее полном варианте применяются в банке. Банковские кредиты в редких случаях бывают нецелевыми, необеспеченными. Этими двумя принципами банк пренебрегает при сравнительно небольших объемах кредитов, предоставляемых надежным заемщикам, подтвердившим качество кредитной истории. Срочность, возвратность и платность - незыблемые принципы банковской кредитной организации.

Небанковские кредитные организации имеют свои преимущества, несмотря на ограниченность перечня разрешаемых операций (вполовину меньше, чем для банка). Небанковские кредитные организации все же имеют возможность оказывать достаточно широкую номенклатуру услуг своим клиентам. Они достаточно устойчивы именно по причине ограниченного перечня оказываемых услуг и не подвержены большинству банковских рисков. По законодательству небанковские кредитные организации имеют право на размещение привлеченных денежных средств клиентов с использованием банковских инструментов, имеющих нулевой коэффициент риска, в том числе предоставлять кредиты на завершение расчетов по совершенным сделкам, в порядке, установленном Центральным Банком РФ. Банки, в свою очередь, размещают привлеченные денежные средства клиентов от своего имени и за свой счет с использованием различных банковских инструментов.

Цель данной курсовой работы - раскрыть теоретические и правовые аспекты деятельности кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

определить правовые основы деятельности кредитной кооперации, а также микрофинансовых организаций;

выявить сходства и различия в формах организации кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций;

определить основные проблемы современного состояния системы кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций.

Предметом исследования явились экономические отношения и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций.

При написании данной работы использовался обширный научно-практический материал отечественных авторов. Проблемам кредитной кооперации посвящены работы многих российских исследователей, их работы внесли важный вклад в представления о кредитной кооперации. Наиболее часто использовались труды по общей теории кооперации И. Бубнова, А.В. Чернышовой, В.Меркуловой, М.Ф. Шкляра и т.д.

Курсовая работа включает: введение; 3 главы; заключение; список использованных источников и литературы

 


Глава 1. Законодательные основы кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций

 

Правовые основы микрофинансовой деятельности, а также деятельности кредитных кооперативов определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и соответствующими законами.

В соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ от 18 июля 2009 года «О кредитной кооперации» кредитным потребительским кооперативом называется добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

«Кредитный кооператив - некоммерческая организация. Поэтому он не платит большую часть налогов. Общие принципы работы у всех видов кредитных кооперативов одинаковые. Главной целью их является обеспечение своих членов финансовыми ресурсами, которые могут быть использованы для разных нужд - покупок потребительских товаров, недвижимости, вложения в бизнес. По нынешнему законодательству деятельность кредитных кооперативов не подлежат лицензированию, и потому они могут выдавать не кредиты, а займы (ссуды), что разрешено Гражданским Кодексом любому физическому и юридическому лицу».

Таким образом, кредитные кооперативы можно считать достаточно стабильным субъектом финансового рынка. Причина этого кроется в том, что деятельность кредитных кооперативов ограничена законом - кооперативы привлекают сбережения своих членов исключительно для предоставления займов только своим же членам. Основой финансовой устойчивости кредитного кооператива является соблюдение баланса между привлечёнными средствами и предоставленными займами. Перекос как в одну, так и в другую сторону может послужить причиной финансового краха кооператива.

Правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются:

. Гражданский кодекс Российской Федерации.

. Федеральный закон № 190-ФЗ от 18.07.2009 г. «О кредитной кооперации», в котором определены правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов. Действие данного закона не распространяется на сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и их объединения.

. Федеральный закон № 117-ФЗ от 07.08.2001 г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Предметом регулирования данного закона являются отношения, возникающие в процессе создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кредитных потребительских кооперативов граждан. Он закрепляет принципы, ограничения и особенности деятельности кредитных потребительских кооперативов граждан, права и обязанности членов кредитных потребительских кооперативов граждан, предусматривает меры по защите интересов членов кредитных потребительских кооперативов граждан, регулирует взаимодействие кредитных потребительских кооперативов граждан и органов государственной власти.

. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. №717 г. Москва «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации».

Микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность.

Микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

Микрофинансирование физических лиц проводится при предоставлении самой полной информации о выплатах и их сроках. То есть каждый человек должен получить полную информацию о суммах выплат и сроках до подписания соответствующего договора. Кроме того, согласно закону на преждевременное погашение долга не налагается штраф.

Микрофинансирование физических лиц оставляется на усмотрение каждой конкретной организации. То есть после рассмотрения заявки на предоставление финансовых средств, компания может отказать в предоставлении средств без объяснения причины.

Закон о микрофинансировании был принят 23 июня 2010. Этот закон упорядочил деятельность организация по предоставлению кратковременных кредитов без залога и поручительства.

В соответствии с «Информационным письмом ВАС РФ от 10.08.1994 N С1-7/ОП-555 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» нерегулярная деятельность по временному представлению финансовых средств организации даже на условии возврата с процентами не требует лицензирования. Много хуже обстояло дело с регулярными займами.

Закон о микрофинансировании, созданный в свете программы по развитию и поддержке малого бизнеса, установил порядок регистрации и деятельности микрофинансовых организаций. Микрофинансовые организации не только получили официальный статус, но и стали подконтрольны Министерству финансов РФ, благодаря чему зарегистрированная микрофинансовая организация получила юридическую поддержку, а микрофинансирование физических лиц приобрело более безопасный характер. Выиграли все: и организации, готовые предоставлять деньги в долг, и заемщики, риски которых также стали ниже.

Также деятельность микрофинансовых организаций регламентируется:

. Постановленим Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1149 г. Москва «О мерах по реализации Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»»

. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2012 г. № 37н «Об утверждении форм и сроков представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации», который утверждает

форму отчета о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации (Приложение N 1), форму отчета о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (Приложение N 2), сроки представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (Приложение N 3).

. Постановленим Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации», который обеспечивает передачу Федеральной службе по финансовым рынкам сведений из государственного реестра микрофинансовых организаций, государственного реестра кредитных потребительских кооперативов, государственного реестра саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, а также документов, связанных с выполнением государственных функций в сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности.

. Приказом Минфина России от 19 апреля 2011 г. № 43н «Об утверждении экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов», который утверждает экономические нормативы достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов.

. Приказом Минфина России от 3 марта 2011 г. № 26н «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций», который разработан в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151 -ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»: введение государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

. Микрофинансовые организации входят в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В связи с этим, они обязаны исполнять все требования законодательства о противодействии легализации, в том числе по специальному обучению персонала. Эти требования указаны в Приказе Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (ред. от 01.11.2010) «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Таким образом, на федеральном уровне нормативная база регулирования микрофинансовой деятельности базируется на Гражданском кодексе РФ, где определено положение потребительских кооперативов, некоммерческих организаций, а так же урегулированы основные виды договоров, в частности, договоры займа и кредита, договор поручения, на Федеральном законе «О кредитной кооперации» и на Федеральном законе «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Кроме того действует ряд федеральных законов, определяющих статус, цели деятельности и другие условия работы отдельных участников микрофинансового рынка. Нами собрана нормативно-правовая база документов, сопряженных с деятельностью микрофинансовых организаций:

Гражданский кодекс Российской Федерации - 1 часть;

Гражданский кодекс Российской Федерации - 2 часть;

ФЗ «О кредитной кооперации» от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ;

ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ;

ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ в редакции от 24.07.2008 N 161-ФЗ;

ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N 395-1 в редакции от 27.10.2008 N 175-ФЗ;

ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 в редакции от 21.03.2002 N 31-ФЗ;

ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ в редакции от 19.07.2009 N 205-ФЗ;

ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации «от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ в редакции от 02.08.2009 N 217-ФЗ;

ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 8 августа 2001 года N 129-ФЗ в редакции от 27.10.2008 N 175-ФЗ;

ФЗ «О персональных данных» 27 июля 2006 года N 152-ФЗ в редакции 25.11.2009 N 266-ФЗ;

ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 года № 102-ФЗ в редакции от 17.07.09г. № 166-ФЗ;

ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами 3 июня 2009 года № 103-ФЗ в редакции от 28.11.2009 N 289-ФЗ;

ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 21 июля 1997 года № 122-ФЗ в редакции от 17.07.2009 N 174-ФЗ;

ФЗ «Об исполнительном производстве» 2 октября 2007 года N 229-ФЗ в редакции от 27.09.2009 N 226-ФЗ;

ФЗ 2О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ в редакции от 17.07.2009 N 163-ФЗ;

ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ в редакции от 18.07.2009 N 181-ФЗ;

ФЗ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 в редакции от 23.11.2009 N 261-ФЗ;

ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ в редакции от 27.09.2009 N 228-ФЗ;

ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ в редакции от 28.04.09г. № 62-ФЗ.

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ:

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. N 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства».

Нормативные акты ведомств:

Приказ Минэкономразвития РФ от 30 января 2009 г. N 31 «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» в редакции Приказа от 20.03.2009 N 94;

Приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 г. N 96 «Об утверждении административного регламента исполнения министерством юстиции российской федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»;

Приказ Минюста от 31 марта 2009 г. N 97 «об утверждении административного регламента исполнения министерством юстиции российской федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений»;

Центральный Банк РФ 3 октября 2002 г. N 2-П «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» в редакции Указаний от 22.01.2008 N 1964-У;

Центральный Банк РФ 24 декабря 2004 г. N 266-П «Положение Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» в редакции Указаний от 23.09.2008 N 2073-У;

Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Письмо от 1 апреля 2008 г. N 01/2973-8-32 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов»;

Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Письмо от 24 июля 2008 г. N 01/7907-8-27 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей в сфере предоставления кредитов (дополнение к письму от 01.04.2008 № 01/2973-8-32)».

Судебная практика

Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона "Об исполнительном производстве"в случае возбуждения дела о банкротстве»;

Постановление Пленума ВАС РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» в редакции от 11.05.2007 N 24.

Глава 2. Кредитные кооперативы и микрофинансовые организации: сходства и различия

В России набирают силу процессы естественной дифференциации и структурирования все усложняющегося финансового рынка. В последние годы они стали заметны не только в банковском секторе, но и за его пределами - в среде иных финансово-кредитных организаций (кредитных кооперативов, лизинговых и факторинговых компаний, частых и государственных фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и пенсионных фондов, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг).

На сегодняшний день в системе институтов кредитования сформировалась группа организаций, для которых важнейшей проблемой является поиск источников средств для расширения кредитной деятельности. Среди столкнувших с данной проблемой организаций следует выделить:

частные фонды поддержки малого бизнеса, созданные на целевые средства спонсоров и учредителей,

муниципальные и государственные региональные фонды поддержки малого бизнеса, перспективы, развития которых связаны, в том числе, с ходом реформы местного самоуправления,

кредитные кооперативы второго (регионального) и третьего (федерального) уровня, потенциально способные аккумулировать средства, объем которых сравним с показателями малых и средних кредитных организаций.

Одним из возможных путей решения проблемы нехватки ресурсной базы могла бы стать трансформация перечисленных институтов в небанковские кредитные организации (НКО).

Второй важный аспект проблемы НКО касается перспектив создания системы распределения кредитных рисков при кредитовании малого и среднего бизнеса. Используя механизмы банковских гарантий, составной частью такой системы могли стать «банки поручительств», осуществляющие операции, алогичные деятельности германских Burgschaftbanken.

Третий существенный аспект проблемы НКО связан с завершением процесса отбора банков в систему страхования вкладов и определением судьбы банков, оставшихся за ее пределами.

И наконец, четвертая причина, связанная с ростом актуальности темы НКО, проистекает из запросов нарождающегося финансового бизнеса. Так, по мнению экспертов, в форме НКО специального вида в России могли бы функционировать дилинговые центры, оперирующие на рынке FOREX. Данная организационная форма может быть также интересна для организаций, занимающихся факторинговой деятельностью или приемом платежей граждан. Более того, учитывая международный опыт, для отдельных видов НКО можно было бы допустить одновременное осуществление страховой или торговой деятельности (совмещение видов деятельности).

Внимательный анализ темы НКО невозможен без окончательного ответа на вопрос о строгом разграничении класса кредитных организаций и прочих финансовых организаций, включая кредитные кооперативы всех видов, факторинговые организации, фонды поддержки и т.д.

Комплексный подход состоит в том, чтобы объединить все действующие финансовые организации в единую архитектуру, единую финансовую систему, в которой первый группа сформирована микрофинансовыми организациями; вторая группа представлена НКО/СКО различных видов, а третья группа образована собственно банками (кредитными институтами в европейском смысле). При этом следует принимать во внимание, что в каждую из групп включается большое число разнообразных институтов, различающихся как организационно-правовой формой, так и перечнем совершаемых операций. Основанием группировки этих институтов является сходство режимов регулирования и надзора со стороны уполномоченного органа (Банка России): фактическое отсутствие надзора в отношении первой группы, жесткое регулирование, надзор и максимально полная отчетность для третьей группы и некоторое «промежуточное положение» - для второй группы.

Место НКО в финансовой системе и их экономическая функция могут быть наглядно показаны на примере построения системы кредитования малого бизнеса. Проблема поиска «промежуточной ступени» между универсальным банком и кредитным кооперативом (микрофинансовой организацией и пр.) в данном случае стоит особенно остро, поскольку сегмент потенциальных НКО занимает срединное положение и обеспечивает связь между различными уровнями системы кредитования. В его отсутствии все множество финансовых посредников распадается на две практически не взаимодействующие части. Вторая крупная проблема связана с отсутствием адекватных организационно-правовых и договорных форм, используемых в схемах распределения кредитного риска (гарантийные фонды, «банки поручительств», кредитные деривативы, страхование кредитных пулов и т.п.).

Одним из основных микроэкономических параметров, позволяющих обосновать различия в подходах к регулированию банков и НКО, является отношение собственного капитала организации к заемным средствам. В случае запрета на привлечение депозитов и ограничение иных операций по привлечению заемных средств, по нашему мнению, невозможно обосновать требования к собственному капиталу НКО, отличные от требований, предъявляемых к (коммерческим) предприятиям, которые занимаются любым иным видом деятельности (производством, торговлей и т.д.). Более сложным представляется вопрос о требованиях к собственному капиталу НКО, наделенных правом привлекать депозиты от юридических лиц.

Анализируя деятельность НКО, осуществляющих деятельность по кредитованию малого и среднего бизнеса, можно прийти к следующим выводам. По сравнению с размером кредитного риска можно пренебречь рыночным риском, а также процентным и операционным рисками. Учитывая полное отсутствие или минимальный объем операций, относящихся к торговым книгам (trade book), допустимо освобождение данного вида организаций от определения норматива достаточности капитала и замена его коэффициентом платежеспособности (Solvenz) (Директива ЕС 89/647/ЕЕС о коэффициенте платежеспособности). Кроме того, пересмотра заслуживает подход к рискам ликвидности НКО и снижения числа соответствующих нормативов.

Главной задачей банковского регулирования является ограничение излишне рискованной банковской деятельности в рыночной экономике, основанной на свободной конкуренции. Кредитная организация создается на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или общество с дополнительной ответственностью) и совершает банковские операции на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной ЦБ.

Правовое регулирование различных форм кредитных кооперативов осуществляется несколькими специальными законодательными актами.

В ст.116 ГК РФ дается понятие потребительского кооператива, относящегося к некоммерческим организациям. Потребительский кооператив - это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Вместе с тем на членов кооператива возлагается обязанность покрывать образовавшиеся у кооператива убытки путем внесения дополнительных взносов. Члены кооператива несут солидарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.

Исходя из определения кредитного кооператива, а также исследуя законодательство в этой сфере, можно выделить несколько видов кредитных потребительских кооперативов, существующих в России. К ним относятся:

кредитные потребительские кооперативы граждан,

сельскохозяйственные кредитные кооперативы,

общества взаимного кредитования.

Микрофинансирование может осуществляться любыми организациями: банками, небанковскими кредитными организациями, кредитными кооперативами, кредитными союзами, обществами взаимного кредитования, различными (государственными или частными) фондами. В настоящее время сложилась система индивидуального правового регулирования каждого из вышеуказанных институтов, что приводит к выводу о необходимости более глубокого изучения вопроса о целесообразности формирования унифицированной правовой базы «микрофинансовой деятельности».

Гражданский кодекс РФ не устанавливает никаких специальных требований или ограничений ни к займодавцу, ни к заемщику (статья 807 ГК РФ). Для коммерческих и некоммерческих организаций, выдающих займы за счет собственных средств, не требуется специального разрешения, регламентирующего их деятельность - достаточно общей правоспособности, дающей право на предоставление займов.

Таким образом, черты сходства и различия кредитного кооператива и микрофинансовой организации представим в виде таблицы

 

Таблица 1

Черты сходства и различия кредитного кооператива и микрофинансовой организации

Признаки Кредитный кооператив Микрофинансовая организация
Организационно-правовая форма потребительский кооператив любая
Признаки Кредитный кооператив Микрофинансовая организация
Лицензирование деятельности нет нет
Займодатель некоммерческая финансовая организация некоммерческая финансовая организация
источники формирования финансовых средств средства своих членов-пайщиков учредители, частные инвесторы или кредиты банков
Целевая аудитория члены кредитного кооператива начинающие субъекты малого предпринимательства
Средняя сумма займа 100 тыс. руб. 250 тыс. руб.
Средняя ставка займа около 29 % на срок до одного года с ускоренным процессом оформления и индивидуальным обеспечением а также с гибким графиком и возможностью досрочного гашения около 19.9 % плюс 2% коммисионных на срок до 2 лет
Признаки Кредитный кооператив Микрофинансовая организация
Ограничение правоспособности

привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады; открывать, вести банковские счета, осуществлять расчеты по поручению физических лиц; покупать и продавать наличную иностранную валюту; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; выдавать банковские гарантии.

Цель дохода доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами доходы направляются исключительно на социальные цели, например: благотворительные, культурные, образовательные или научные, а также на цели дальнейшего осуществления микрофинансовой деятельности
Орган регулирования нет нет
Орган надзора нет нет
Требования к собственному капиталу нет нет
Признаки Кредитный кооператив Микрофинансовая организация
Требования к активам нет нет
Требования к руководству нет нет
Участие в системе страхования вкладов нет нет

 

Таким образом, кредитный кооператив и микрофинансовая организация являются некоммерческой финансовой организацией. В этом их сходство. Также для них отсутствуют орган регулирования и орган надзора. Отсутствуют установленные законом требования к активам и требования к руководству. Как у небанковских кредитных организаций у них общие ограничения (привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады; открывать, вести банковские счета, осуществлять расчеты по поручению физических лиц; покупать и продавать наличную иностранную валюту; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы; выдавать банковские гарантии). И те, и другие организации не участвуют в системе страхования вкладов. Однако, микрофинансовые организации являются более открытой и гибкой системой: источниками формирования финансовых средств могут быть не только средства своих членов, но и учредителей, инвесторов и банков. К тому же, займы в кредитных кооперативах выдаются исключительно членам кооператива, а в микрофинансовых организациях - внешним субъектам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...