Учим красиво и грамотно писать
Буквы и слоги
Начнем с гласных. Желательно, чтобы ребенок сам подобрал цвета для 9 гласных: а, е, и, о, у, ы, э, ю, я. Наверняка, у него возникают какие‑то ассоциации при произнесении этих букв. Например, буква «о» может ассоциироваться с синим цветом: «мо‑о‑оре – синее». А может быть, ваш ребенок представляет «о» желтым, так как «о‑о‑оса – желтая» и т. д. Перед занятием помогите ребенку, приведя примеры. Предоставьте ему выбор варианта, но не сразу после обучения, а через несколько часов или на следующий день. Таким образом его воображение получит свободу. Ассоциации цвета с гласными буквами будут способствовать развитию его творческих способностей и помогут в процессе обучения. Примечание. После того, как вы объяснили ребенку смысл задания, прочитайте несколько коротких отрывков из сказок, стихов, из книг, соответствующих возрасту и развитию Вашего ребенка. Пусть он послушает, даст волю своему воображению и попытается определить, какого же цвета буквы: а, е, и, о, у, ы, э, ю, я. Все гласные – разного цвета! Далее подберите вместе с ним оттенки для букв «ё» и «й» (оттенки того же цвета, что и «е», и «и»). После этого ребенок раскрасит согласные. Для этого он может использовать не только разнообразные цвета, но и графику. Приведем примеры: буква «к» – стреляющая буква, поэтому она закрашивается пунктиром любого цвета (допустим, коричневого). А может быть, «к» похожа на книгу? В таком случае, ее нужно заштриховать синим цветом. Звук «п» глухой. Возможно, для его окраски подойдет мягкий пастельный тон и т. д. В словах нужно лишь раскрасить согласные. Учите алфавит с ребенком. Каждый раз алфавит будет представать в новом виде и звучать по‑разному. Изменяя алфавит, ребенок сможет реализовать творческие способности и возможности.
Методы работы с алфавитом
1. Напечатайте алфавит, размещая каждую букву в клеточку. Придумайте вместе с ребенком слова с данной буквой. Предложите ребенку раскрасить предметы, изображенные в клеточках. В каждой клеточке должен преобладать тот цвет, каким ребенок пожелал раскрасить букву, изображенную в этой клеточке. 2. Разглядывая картинку, ребенок находит букву на картинке, показывает ее и обводит рукой контур буквы. Затем он произносит буквы. Например: «Буква „ф“ (обводит пальцем глаз филина) состоит из двух кружочков и палочки между ними (пальцем проводит по клюву)» 3. Предложите различные варианты ассоциаций буквы с картинкой (причем при каждом новом занятии с алфавитом – по‑новому). Например: «ф‑ф‑филин ф‑ф‑фыркает, если его трогать за клюв и за усики».
▶ Упражнение. Покажите ребенку букву и объясните, где в этой букве информативные места: это места сгиба, начало и конец линии. Возьмите прописи и предложите ребенку на всех буквах поставить точки.
▶ Упражнение. Предложите ребенку, представляя букву «а» (прописную), расставить на бумаге точки, а затем обвести их. И так подряд все буквы алфавита от «а» до «я» несколько раз. Это упражнение развивает умение управлять своей рукой. Постепенно ребенок начинает понимать: чтобы сделать рукой что‑либо правильно, нужно это движение МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВИТЬ. Занимаясь с ребенком, старайтесь давать советы не в терминах конечного результата («пиши красиво, пиши ровно, почему написал не ту букву и т. д.»), а пользуйтесь терминологией процесса исполнения, объясняя ребенку, что надо делать, чтобы получилось красиво, ровно, правильно… Например: «представь точки», «веди ручку от одной воображаемой точки к другой», или «мысленно представь все слово и пиши, контролируй написание каждой буквы…».
▶ Упражнение. Часто при переписывании текста дети делают «случайные» ошибки, т. е. пишут не ту букву или вовсе ее пропускают и т. д. Это происходит потому, что ребенок при написании слова еще не умеет концентрировать внимание на каждой букве слова. Необходимо научить его этому. Возьмите простой текст и предложите ребенку прочитать по слогам одно слово, запомнить его целиком, а потом посмотреть в тетрадь и как бы «увидеть» это слово уже написанным. Затем обвести рукой все буквы представляемого слова и сравнить с оригиналом. Еще одно слово и еще, в день по 5–10 минут, пока эта способность «видеть» слово на бумаге не будет отработана полностью.
▶ Упражнение. Глядя на слово в книге, ребенок должен представлять движение руки, пишущей буквы этого слова. Затем, закрыв глаза, еще раз мысленно написать, а потом, контролируя процесс написания каждой буквы, написать слово целиком в тетради. Проверить правильность написания. Теперь – следующее слово.
Выберите тот вариант из предложенных упражнений, который у вашего ребенка получается лучше, и выполняйте его по 10 минут в день, переписывая из книг по два‑три абзаца.
Учим считать и решать
▶ Упражнение. Если ребенок не понимает значение чисел (что такое «2», «3» и т. д.), то это легко исправить. Покажите ему и сосчитайте вслух – 2 карандаша, 2 ручки, 2 лампы, 2 окна, 2 книжки и т. д. Предложите ему сосчитать. Очень быстро ребенок поймет, что означает число «2». Так же «3», «4», «5». Проработайте все числа от 0 до 10. Если ваш ребенок школьник, не стесняйтесь с ним сыграть в эту игру, только увеличьте числовой ряд.
▶ Упражнение. Если ребенок не справляется с решением школьных задач, одной из распространенных причин, как правило, является невозможность запомнить условие задачи. Читая второе предложение, ребенок забывает первое и т. д. Помочь ему можно следующим образом: прочитав первое предложение, спросите: «Что из этого можно узнать? Какой вывод можно сделать?». Прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. Часто получается так, что, читая вопрос к задаче, ребенок уже знает ответ. Например: «Первый грузовик привез на базу 36 мешков с мукой, а второй – 48». Что можно узнать?
а) сколько всего привезли мешков; б) на сколько мешков больше привез второй грузовик; в) на сколько меньше первый. «Третий грузовик увез 29 мешков». Что можно узнать? Сколько мешков осталось на базе? 55. Это и есть ответ на вопрос к задаче. Если ребенок и в этом случае не справляется с заданием, то родителям нужно решить с комментированием несколько задач таким образом, чтобы ребенок посмотрел со стороны и понял, что это легко и даже интересно.
Учим таблицу умножения
Таблицу умножения можно учить разными способами. Предлагаю вам сначала воспользоваться карточками и использовать их по тому же принципу, что и буквы, только теперь на лице ребенок будет писать цифру. Пройдите по Цифрограмме все цифры, проработайте все, что указано на карточке, а затем переходите к таблице умножения. Если ваш ребенок еще мал, вы можете по такому же принципу сами сделать таблицу из столбиков и строк, которая будет понятна вашему ребенку.
Как работать с таблицей? 1. Попросите ребенка найти в четвертой строке сверху все примеры с цифрой 5. 2. Во втором столбце справа все примеры с 4. 3. В третьем столбце слева все примеры с 7. Придумывайте любые варианты заданий. После того как ребенок освоит заданный объем (задание выполняется с комментированием вслух), он закрывает ответы, пишет к заданным примерам только ответы и проверяет их после выполнения всего задания. Это упражнение направлено на: • улучшение памяти и внимания; • развитие пространственных представлений; • активизацию процессов саморегуляции и произвольности.
Наказание и поощрение
Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «общественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непреложном порядке должно состояться. «Сила честности» – взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка.
Примерами наказаний являются выбывание из игры, скамья запасных и т. д. Другим способом наказания является лишение ребенка возможности участвовать в наиболее значимых для него моментах групповой жизни. Каждому психологу из опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого‑то это игра на дудочке, у кого‑то – батут, компьютер или любимая игра). В качестве поощрений можно предложить детям различные призы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и т. п.), а также некоторые правила‑привилегии для наиболее отличившегося ребенка, признание которых непреложно для всех. В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность. Они могут выступать в качестве поощрительных призов. Если вы занимаетесь с несколькими детьми, в конце занятия наиболее отличившийся ребенок получает в свое пользование полюбившуюся игру. Например, он в конце занятия из набора имеющихся музыкальных фрагментов выбирает свой любимый. Все дети спонтанно двигаются под музыку и подпевают. Или дети заранее приносят из дома свои любимые игры. В конце занятия победитель предлагает всем детям поиграть в его игру. Если вы занимаетесь с одним ребенком, то обязательно его надо похвалить, только похвала должна быть адекватна выполненным заданиям. Важно помнить одно из центральных этологических правил: сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг. Огромное значение имеет соблюдение инициальных « обрядов ». Инициация (посвящение) является актом, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого‑то нового качества себя: « С сегодняшнего дня я не такой, каким был вчера, теперь я…». Инициация также объединяет членов группы, повышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии. Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фиксировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации – прохождение ребенком определенных «испытаний», экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в зависимости от его возраста и возможностей. Инициация в начале занятий может проходить в форме детско‑родительского занятия, по завершении которого ребенок может сказать: «Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело!».
Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройденный материал. Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню, сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен справиться. Каждый пройденный этап, как и достижения каждого ребенка, должен быть обязательно отмечен психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т. д.) и присвоением определенной роли (ведущий, помощник и т. д.). В конце коррекционного цикла, наряду с уже упомянутыми маркерами, абсолютно необходима «тронная» речь психолога (родителя): «Теперь ты стал(а)… Сегодня ты уже знаешь и умеешь так много, что тебя можно назвать…».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|