Приложение 2. Развитие мелкой и крупной моторики
Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори – итальянского педагога и врача, 1870–1952 гг.). Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в «обе стороны», т. е. по очереди обеими руками. Вот их примерный перечень: • Переливание воды из стакана в стакан, из чайника в чашку. • То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды. • Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи губки. • Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной формы в другую. • Подготовьте различные вещи с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, «липучками» и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги. • Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить «грязный» ботинок, небольшую • обувную щетку и крем для обуви. • Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив). • Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте липкой лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что‑нибудь, например, кусочки бумаги, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметено в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора «мусора».
• Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи. • Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку. • Хорошее упражнения для развития координации движений – складывание салфеток по размеченным линиям.
• Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме. • Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений. • Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену. • Подвесьте где‑нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы. • Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от киндер‑сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку. • Нарежьте кусочки поролона (размером с кусочек сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет. • На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять надеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из‑под воды, шампуня и т. п., и пусть ребенок отвинчивает и завинчивает пробки, правильно подбирая их по диаметру.
• Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить. • Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть ребенок перекладывает его сначала горстью, затем щепоткой и в конце концов – двумя пальчиками – указательным и большим – в другую миску. • Если вам нужно что‑либо перемешать (салат, тесто), то подключите к работе ребенка. • Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом бумагу, сложите ее в ящик и спрячьте там маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь. • Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее. • Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину. • Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч. • Изготовление гирлянд, бус. • Продевание тесьмы в дырочки. • Игра «поймай рыбку»: сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.
Эти упражнения развивают: • все виды памяти; • эмоциональный интеллект; • процессы саморегуляции и произвольности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|