Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вредные и опасные факторы: характеристики, примеры, защита.




Характерные системы «человек - среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среды.

Среда обитания человека - окружающая человека среда, обусловленная физическими, химическими, биологическими, социальными и информационными факторами, способными оказывать воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

Характерные состояния системы «человек – среда обитания»: «человек - производственная среда»; «человек - городская среда» «человек - природная среда», «человек - бытовая среда»;

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум две основные задачи:

1.обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе.

2.создает и использует защиту от негативных воздействий, как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных.

Производственная среда - часть техносферы, обладающая повышенной совокупностью негативных факторов.

Социальная среда - среда, которая формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытом и знаниями, для удовлетворения своих потребностей.

Природная среда - совокупность объектов и условий природы, в которых протекает деятельность какого-либо субъекта.

Гомосфера – пространство, в котором находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксософера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Для ноксософеры характерны соотношения С > ПДК ,I >ПДУ,

Взаимодействие человека со средой обитания (производственной, городской, бытовой, природной)

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания».

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловлен­ная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

– обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

– создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

Взаимодействие человека со СО непрерывно во времени и основано на существовании потока вещества, энергии и информации.

комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют опти­мальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблю­дение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозмож­ность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и ока­зывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за корот­кий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соот­ветствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития при­родной среды.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитив­ным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

 

Вредные и опасные факторы: характеристики, примеры, защита.

Опасные производственные факторы - это факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредные производственные факторы - это факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности

Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на физические, химические, биологические, психофизические.

Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:
1. Движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы, разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы
2. Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны
3. Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов
4. Повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение
5. Повышенная или пониженная влажность воздуха
6. Ионизация воздуха
7. Ионизирующее излучение
8. Повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека
9. Повышенный уровень статического электричества, электромагнитных излучений и др.

Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на: токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию.

Биологические опасные и вредные производственные факторы включают биологические объекты: микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, простейшие и др.) и продукты из жизнедеятельности.

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на: физические перегрузки, нервно-психические перегрузки. Нервно-психические перегрузки это - умственное перенапряжение, перенапряженность анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...