Детско-родительские отношении.
Семейная система, отличающаяся излишней жесткостью или недостаточно структурированная, не способна удовлетворить развивающиеся потребности peбенка. Отношения детей к своим родителям носят особую окраску и переживания. Мать и отец кажутся им самыми лучшими людьми. Роль матери начинается с развития чувства материнства, которое лучше развивается у девочек в многодетных семьях. Это происходит путем подражания матери, выполнения игровых действий и включенности в заботы о сестрах, братьях. В браке освоение женской роли матери начинается с осознания смысла жизни в воспитании своих детей. Некоторые женщины считают, что главное пред назначение женщины родить ребенка, дать ему жизнь, однако главным предназначением женщины, является воспитание ребенка, его социализация, подготовка к самостоятельной жизни в обществе, продолжению рода. Начинается освоение материнской роли с aктуализации сил для нового осознания смысла жизни, чтобы воплотить его в отношениях с маленьким человеком. Освоение роли отца, несмотря на кажущуюся очевидность, происходит с большими трудностями. Освоение родительской роли, также как и супружеской, требует от человека принятие на себя обязательств; начинается освоение семейных ролей с их представления на основе подражания опыту родителей: усваиваются ценности и смысл семейных отношений; усваиваются конкретные экономические знания и навыки планирования семейного бюджета, а также коммуникативные навыки владения межличностных отношений и разрешения конфликтов. С рождением ребенка появляется обостренное чувство «чувство отцовства». И чем раньше руки отца коснутся беззащитного, poдного существа, тем ярче проявиться это чувство. За этим переживанием сознание собственной силы и возможности защитить жизнь конкретную жизнь ребенка, жены.
В ходе освоения роли отца мужчине находящимся на данном возрастном этапе важно подвергнyrь содержательному анализу особенности своего поведения. Проанализировать свою: активность- пассивность; сдержанность-несдержанность; деловитость-лень и др., а обнаружив недостатки, наметить пути их исправления. Помимо простой заботы о ребенке: кормления, одевания надо еще его воспитывать. А это очень большой труд. Необходимо: уделять внимание личностному общению, а не откупаться подарками; учитывать уникальность ребенка, особенности ситуации развития, а не действовать с позиции силы; не ждать, что ребенок будет любить и уважать отца просто так, а не полагаться на авторитет роли отца, завоевывать его во взаимоотношениях с ребенком; считаться с тем, что внимание жены больше принадлежит маленьким детям, а не ревновать, считая себя вторым ребенком; строить жизнь семьи, ее членов и ребенка как уникальную и,неповторимую; появлением и ростом ребенка должен расти и сам отец, воспитание должно быть обоюдным. На каждом этапе семейного цикла родители должны справляться: с проблемами и запросами растущих и развивающихся детей; преодолевать трудности, возникающие в супружеской и семейной жизни; уметь принимать решения; улаживать конфликты таким образом, чтобы каждый из супругов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Родители могут успешно управлять детьми на oдной стадии их развития и испытывать затруднения на дрyгих стадиях. Семейная система должна быть гибкой, подвижной. При излишней жесткости (недостаточной структурированности), семья не способна удовлетворять развивающиеся потребности ребенка. На разных стадиях развития детей, родители peшают разные задачи. На каждой стадии родители должны разрешить свои внутренние конфликты на новом и более высоком уровне интеrpации. В этом суть развития детско-родительских отношений.
Супрyги рассматривают свою семейную жизнь как вполне приемлемую, т. к. их семейное кредо состоит в благополучии детей. Здесь срабатывает защитный механизм рационализации. Супруги стремятся защитить свою «Я» концепцию, оградить ее от разрушительного воздействия. Это один из основных механизмов нормального поведения личности. При этом рациональная схема, которую выдумывают супрyги для объяснения своего поведения, другим людям может казаться сомнительной. Проблема одиночества: в настоящее время в стране каждый 7-й человек предпочитает вообще не вступать в брак. При этом большинство имеет постоянного сексуального партнера. Общество к этому относится терпимо. Основными мотивами одинокого образа жизни являются: 1) избегание проблемы неудачного брака. Видя крах супружеской жизни родителей или друзей, решают, что жить одному лучше; 2) желание огpадить себя от вовлеченности в близкие отношения. Koгда встает вопрос выбора: или брачные обязательства при защищенности и безопасности, или одиночество с полной свободой, выбор часто делается в пользу «свободы». Общество рассматривает одиночество как признак возможной неполноценности или незрелости. Часто это физически непривлекательные люди, социальная жизнь которых отличается бедностью. Возможно, они хотели бы завести семью, но не способны найти себе пару. Одиночество может быть и печальным следствием какого либо бедствия или войны. К. Хорни считает, что корни одиночества кроются в детскородительских отношениях, когда родители не удовлетворяли потребность ребенка в любви, не обеспечивали доверия к окружающему миру (Э.Эриксон), формируя установку тревожного недоверия к окружающему миру. Это, в свою очередь, приводит к формированию различных защитных стратегий, вт. ч. и семейных, не брать на себя какие либо обязательства. Предположительно, в группе опережающих социальные ожидания по отношению к ним люди будут чувствовать себя старше истинного возраста. Во второй группе, наоборот, люди будут чувствовать себя моложе. Таким образом, семейные отношения и чувство профессиональной компетентности центральные возрастные новообразования этого возрастного периода.
Девиации. Девиации возникают в результате конфликтов между общественными нормами и личностью. У отдельных граждан возникают нормы, отличные от норм остального общества. Например, в уличных бандах, колониях свои нормы. По их нормам, полиция ассоциируется с карательной службой, а не со службой общественного порядка. Члены банды, усваивая эти нормы, становятся нонконформистами с точки зрения всего общества. У. Миллер yrверждал, что существует ярко выраженная субкультура низших слоев общества. Люди усваивают девиантное поведение в результате общения с преступником. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностъю, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Теория стигматизации наклеивания ярлыков(Г.Беккер) выдвигает предположение о том, что влиятельные группы общества (законодатели, судьи, врачи и пр.) способны навязывать другим определенные стандарты поведения. Те, кто нарушает эти правила, девианты. На них наклеивают ярлык «аутсайдеров». Приверженцы «радикальной криминологии» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимаются анализом сущности самой законодательной системы. «Девианты» рассматриваются ими как бунтари, идущие против капиталистического общества. Их изолируют в психиатрические больницы, тюрьмы, колонии. Основные причины проявления девиантного поведения в России в период молодости (Волков, 2006): 1. Ухудшение жизни в России. Молодежь осознает, что она обречена на прозябание, никому не нужна, будет жить хуже родителей. Просвета не видно, а значит, нет будущего. В поисках выхода включаются в работу крайне левых или правых экстремистских организаций, дающую ощущение риска, романтики, возможности активных действий. 2. Война в Чечне, которая нанесла большой ущерб национальной политике России. Какая то часть «кавказцев» убивает хороших русских парней, причем делает это жестоко и зло. Молодежь, подогреваемая пропагандой СМИ, находит для себя врага, виновного во всем происходящем.
3. Усиление миграционных процессов. Как следствие спада и кризиса всех отраслей производства pacтет безработица. Большое число молодыx людей xoтят, но не могут трудоустроиться, найти свое место в жизни. Приезжие, презрев «грошовый» труд, за ни мают рабочие места. Часть приезжих, создавая преступные группы, занимается кражами, грабежом, насилием, убийствами и, по большей части, в отношении кopeннoгo населения. Это является питательной средой для возникновения молодежного экстремизма. 4.Конфликты культуры и этносов. Наблюдается усиление активности мусульманских экстремистов. Их активные действия вызывают тревогу, опасения молодежи и этническую неприязнь. 5. Кризис культуры, морали и нравственности. Слабое внимание государства к молодежным проблемам дocyгa, культурного развития и морально-нравственного воспитания, отсутствие творческих кружков, спортивных секций порождает у молодежи стремление самостоятельно заполнить свой досуг, что часто толкает ее на путь хулиганства, вандализма и политического экстремизма. Например, РНЕ (Российское Национальное Единство), привлекая на свою сторону молодых людей, opганизует им бесплатные занятия в спортивных ceкциях и клубах. Наша же массовая культура и средства СМИ пропагандируют американскую культуру в триллерах, кровавых боевиках, перемешанных с сексом. Mногие телепередачи стимулируют у молодежи жестокость, насилие и желание его применения на практике. На книжный рынок России хлынул поток развлекательного «чтива» самой низкой литературной оценки. Значительная часть молодежи морально, духовно и умственно искалеченная Macсовой культурой, вырастает злой, бездуховной и жестокой, готовой к насилию. Надо реально представлять грозящую опасность, чтобы ей противостоять, к концу периода молодости наступает кризис З0-летия (в 28- 33 года). У людей изменяется представление о мире и о себе, часто даже разрушается прежний образ жизни. И.С. Кон отмечает, что никто не может реализовать себя полностью. Самоанализ выявляет эту нереализованность. Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Он, как бы oглядываясь назад, на свой прожитый путь, обнаруживает, что жизнь его несовершенна, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, что он не достиг желаемого. Происходит критический пересмотр cвoго «Я», жизненных целей, планов и ценностей. Возникает задача самоопределиться в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей. Этот кризис молодости свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень возраста зрелой личности (взрослости).
Мужчины могут сменить работу, повысить уровень образования, сменить образ жизни. Женщин, ориентированных на семью и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказывается нeверным. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменует переход от молодости к зрелости. Согласно В. Франклу: «Смысл это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос. требующий ответа». По А. Червоненко: «Смысл это попытка ответить на вопрос Кто Я? Что Я? Зачем явился в свет?» Достижение цели, по Франклу, имеет в виду дocтижение мотива. Смысл, таким образом, то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это обращение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают). Отсюда вывод, по В. Франклу: проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву. Согласие с миром, способность быть самим собой вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Каждый молодой человек должен обрести смысл своей жизни. «Социальный риск» – это социальная ситуация, имеющая негативные социальные последствия для статуса индивида и проявляющаяся через ухудшение уровня и качества его жизнедеятельности; Существуют следующие типы социального риска: безработица; маргинализация; вынужденные миграции; преступность; выбор руководством страны социальной политики, неадекватной общественным реалиям; реализация социальных проектов и программ, не прошедших апробации и экспериментальной проверки; резкая дифференциация населения по уровню доходов; низкий уровень жизни населения; дезадаптация и низкий уровень адаптационного потенциала населения страны и некоторые другие типы; Социальный педагог -выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.; консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье; защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. Формы социально - педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь, дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. 1) диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций; 2) контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.; Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач использовать, следующие приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. Сущность социально - педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.). Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|