Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Психология и педагогика развития личности в юношеском возрасте (18-23 года)




Задачи юношеского возраста. Ведущие институты и агенты социализации: учебное заведение, трудовой коллектив, воинское подразделение, молодая семья, супруг, супруга, родители, референтные коллеги; их роль и возможности в решении возрастных и личностно значимых задач.Возрастная субкультура: нормы, притязания, стиль поведения и эстетические пристрастия, характерные для социально дифференцированного общества сверстников, жаргон.

Особенности жизнедеятельности в зависимости от социальной принадлежности: содержание и характер познания, предметно-практической и духовно-практической деятельности; круг общения и его содержание; особенности взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола, с родительской семьей и в своей семье, с другими коллегами.

Опасности возраста: наркомания, пьянство, алкоголизм, проституция, изнасилование, одиночество, суицид, безработица, нищета, маргинальность, вовлечение в преступные группы.

Основные направления работы социальных педагогов с молодежью. Организация социально-психологической помощи молодежи в городе и районе. Деятельность Отдела по делам молодежи.

Юность - всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности. Кризис 17 лет – рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.

Покидая стены школы после 9-го класса, многие подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые начинают посещать вечернюю школу. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Во время кризиса такие ребята бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них – время проб и ошибок. Они говорят: "Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже".

Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет. Д.Б. Эльконин отмечал возраст, как наиболее тяжелый кризисный период, наряду с кризисами 3 и 11 лет. Большинство 17-летних все же ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиск работы, на который не решились после 9 класса. Высшее образование им необходимо, чтобы получить профессию, позволяющую "жить достойно", "много зарабатывать", "обеспечивать себя и семью". Существуют две категории выпускников: первые надеются на помощь родителей (платный ВУЗ) и не теряют душевного равновесия; вторые рассчитывают на свои силы - наиболее подвержены стрессам, связанным с поступлением. Для ребят, тяжело переживающих кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению, хронических заболеваний). Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и другое. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возможности. Проведенные исследования психологов, в начале 90-х годов прошлого столетия свидетельствовали, что в стране резко снизилась ценность образования, как возможность материально обеспечить себя в будущем. В конце 90-х годов образование снова вошло в систему ценностей. В последнее время многие студенты сочетают работу с учебой. Таким образом, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный ВУЗ, зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций. Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, им трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие.Если работа найдена, предстоит адаптация на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с разным интеллектом и разными чертами характера.

Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях ВУЗов, призываются на срочную службу в Вооруженные силы. Это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим по званию для многих становятся тяжелым испытанием. Но с другой стороны этой молодежи проще - здесь все регламентировано, не надо самому планировать свои действия и отвечать за их последствия. Накладывают свой отпечаток "горячие точки" и "дедовщина". Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности, в том числе и психика тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. Поэтому многим бывшим солдатам по возвращении к мирной жизни необходима психотерапевтическая помощь. При "дедовщине" устанавливаются иерархические отношения. Здесь главным стимулом агрессии является желание испытать власть над людьми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности. Проходящие через "дедовщину" юноши становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными.

Юноша или девушка могут выбрать еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Такой выбор может быть следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума. На неправильный путь могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, нежелание трудиться. Религия и соответствующая идеология предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение мессии, пророку и т.д. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить.

Этот период очень благоприятен для создания семьи, освоения будущей выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Юность с 17 до 23 лет - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В этот период наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Этот период считается оптимальным временем для самореализации. В современную эпоху, когда увеличилась продолжительность жизни и расширились сроки образования и профессиональной подготовки, повысилась их значимость, поздняя юность стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими вкусами, ценностями, привычками и т.д. на вкусы, ценности, привычки всего общества. Отсюда естественное желание дольше быть в разряде молодых - вступить в этот возраст пораньше и задержаться в нем подольше. Юность - возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в юности и молодости. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей. Несмотря на сензитивность поздней юности к созданию семьи и все сопутствующие этому возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни не всегда решается успешно. Более половины разводов совершается в юности и молодости.

Еще одной важной особенностью в данный период развития является овладение выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. В юности молодые люди максимально работоспособны, выдерживают наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способны овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.). Самоопределение в юности существенным образом связано с развитием познавательных интересов. В юности появляется острый интерес к человеку, его месту в мире, его отношениям к другому полу, сверстникам, взрослым. Развивается интерес к самопознанию, жизненным перспективам, интерес к философским проблемам мироздания, этическим нормам, моральным оценкам людей. В колледжах и вузах возрастным интересам молодых людей, их стремлению к самопознанию, пониманию жизни и отношений между людьми отвечают, прежде всего, гуманитарные предметы.

Перечисленные выше общие особенности личностного развития в юношеском возрасте отражают оптимальный вариант развития и, разумеется, не выполняются с неизбежностью законов природы. Внутренние интенции, сила и напряженность поиска истины и нравственного идеала определяют систему ценностей личности.

Юноши очень хотят быть современными. Но «современность» нередко понимается как сумма внешних признаков, слепое следование сиюминутной моде. Многие юношеские увлечения и причуды обычно краткосрочны, рассчитаны на внешний эффект и, подчеркивая свою «новизну», часто довольно тривиальны по содержанию. Взрослым трудно понять, как могут развитые, неглупые старшеклассники придавать такое большое значение покрою штанов, длине волос или писать письма протеста в редакцию газеты, напечатавшей критическую заметку о манере исполнения полюбившегося им певца. Но эти моды и причуды надо рассматривать не изолированно, по их реальной социальной или эстетической ценности, а в социально-психологическом контексте юношеского восприятия. В юношеских увлечениях проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть, «как все», и разделять общие увлечения. Кроме того, мода – средство самовыражения: юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм.Кроме этого, юношеская мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прически), или слышимые (язык, музыка) знаки, служат молодому человеку средством показать, кто он такой, и распознать «своих». Наконец, это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими (например, умение разбираться в хоккее или поп-музыке) становится обязательным и служит способом самоутверждения. Молодежная мода, будь то одежда или прически, часто вызывает нарекания и раздражение взрослых. Но, как уже говорилось, конфликты этого рода были всегда. Дело не только в разнице вкусов отцов и детей, а в том, что дети хотят отличаться от старших, и легче всего это сделать именно с помощью внешних аксессуаров. Одежда и весь внешний облик человека есть не что иное, как способ коммуникации, посредством которого человек информирует окружающих людей о своем статусе, уровне притязаний, вкусах.

Желание как-то выделиться, привлечь к себе внимание свойственно людям любого возраста. Взрослый, сложившийся человек делает это незаметно, он использует и свое общественное положение, и свои трудовые достижения, образованность, культурный багаж, опыт общения и многое другое. У юноши, который только начинает жить, социальный багаж, равно как и умение его использовать, гораздо беднее. Вместе с тем, встречаясь с новыми людьми, он гораздо чаще взрослого оказывается именно в ситуации «смотрин». Отсюда – особая ценность броских внешних аксессуаров, рассчитанных на привлечение внимания. Сказанное вовсе не значит, что взрослые должны приветствовать любые эксцессы и безвкусицу молодежной моды. Но управлять модой можно только конструктивно, создавая и предлагая молодежи новые, более совершенные и отвечающие ее запросам модели и образцы. Требовать же от юноши, чтобы он вообще не равнялся на моду, не придавал значения внешности и не стремился отличаться от старших, по меньшей мере, наивно.

То же можно сказать и относительно молодежного жаргона. Умиляющее взрослых детское словотворчество отличается наивной, яркой образностью. Юношеское словотворчество чаще воспринимается взрослыми как коверкание языка. Вводимые подростками и юношами термины грубы, подчеркнуто условны, сплошь и рядом словам придается смысл, противоположный их нормальному значению. Но этот молодежный жаргон, существовавший, кстати сказать, во все времена, выполняет весьма важные коммуникативные функции. Юность всегда торопится, поэтому в ее языке много сокращений, экономящих время и позволяющих (иногда в ущерб ясности) одним словом передать несколько значений. Многие слова изобретаются специально для передачи переживаний, которых взрослые не знают или которым не придают значения; такие слова непереводимы. Юность высоко эмоциональна и в то же время застенчива, сдержанна в выражении чувств. Отсюда – ироничность молодежного жаргона, нарочитая грубость, заимствование словечек из блатного лексикона, эмоциональная отстраненность (родителей называют «предками», «шнурками», сверстника – «стариком»). Эта хитрая словесная игра служит также средством отделения «своих» от «посторонних» и укрепления столь ценимой юношами возрастно-групповой солидарности. Некоторые из этих слов с течением времени усваиваются взрослыми, проникают на страницы литературных произведений, после чего обычно выходят из моды у молодежи, изобретающей что-то новое.

«Юношеский жаргон – явление многослойное. Его костяк образует совокупность слов и выражений, которые употребляются практически всеми ребятами этого возраста. Второй слой образуют слова и выражения, специфические для отдельных групп юношей. Как показывают исследования, жаргон части старшеклассников, преимущественно в больших городах, в значительной степени состоит из «англицизмов», юноши из малых городов и сельской местности употребляют немало вульгаризмов, их словарь пополняется также за счет блатной лексики. И, наконец, третий слой образуют слова и выражения, специфические для различных социально-демографических слоев юношества. Как отмечают исследователи, жаргон разных групп старшеклассников отличается и по своей экспрессивной окраске, которая в одних случаях более агрессивна, груба, в других.

Юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее, она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения. Ее наиболее общие возрастные свойства лежат на поверхности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...