Характеристики, указанные Условные обозначения
на шкале прибора: 1. Система измерительного механизма: Магнитоэлектрическая Электромагнитная Электродинамическая Ферродинамическая Электростатическая Индукционная Вибрационная Выпрямительная Термоэлектрическая
2. Класс точности прибора 0,5 3. Род тока Постоянный — Переменный ~ 4. Рабочее положение прибора Вертикальное Горизонтальное 5. Прочность изоляции прибора, кВ Определение цены деления шкалы прибора:
Таблица 1 – Основные данные приборов
Цифровой мультиметр.
ОСОБЕННОСТИ *Один переключатель на 24 положения для выбора рода работы или предела. *Высокая чувствительность - 100 мкВ. *Автоматическая индикация перегрузки - "1" в старшем разряде. *Автоматическое определение полярности постоянного напряжения или тока. *Все пределы защищены от перегрузок. * Знак треугольника с восклицательным знаком внутри и "молнией" снаружи рядом с гнездами щупов означает, что напряжение или ток на входе не должны превышать указанные значения. Это необходимо для предупреждения повреждения внутренних цепей. Измерение постоянного/переменного напряжения Соедините ЧЕРНЫЙ щуп с гнездом СОМ, а КРАСНЫЙ - с гнездом V/Ω. Установите переключатель на нужный предел V= (для постоянного напряжения), V~ (для переменного) и присоедините щупы к источнику или нагрузке. Мультиметр в режиме измерения напряжения подключается в цепь параллельно измеряемому участку. Полярность КРАСНОГО щупа в цепи будет указана одновременно с напряжением. Если порядок контролируемого напряжения заранее не известен, начните контроль с самого большого предела и переключайте предел в сторону уменьшения. Если индицируется только "1" в старшем разряде, то это указание на перегрузку мультиметра. Надо переключиться на более высокий предел. Измерение постоянного/переменного тока Соедините ЧЕРНЫЙ щуп с гнездом СОМ, а КРАСНЫЙ - с гнездом mA (для предела 200 мА) только для Л.Р №15, с гнездом 10 А (для номинала 10А). Установите переключатель на нужный предел А= (для постоянного тока), А~ (для переменного тока) и присоедините щупы к источнику или нагрузке. Мультиметр в режиме измерения тока подключается в цепь последовательно измеряемому участку. Полярность КРАСНОГО щупа в цепи будет указана одновременно с величиной тока.
Если порядок величины тока заранее не известен, начните контроль с самого большого предела и переключайте предел в сторону уменьшения. Если индицируется только "1" в старшем разряде, то это указание на перегрузку мультиметра. Надо переключиться на более высокий предел.
Номиналы мультиметра Таблица 2 – Номиналы мультиметра
Заполнить таблицу «Номиналы мультиметра» Оформить отчет. Вывод о проделанной работе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лабораторная работа № 2 «Исследование режимов работы цепи с переменным сопротивлением потребителя» Цель работы: Определить зависимость напряжений и мощностей на участке цепи от величины тока в интервале от режима короткого замыкания (КЗ) до режима холостого хода (ХХ). В результате выполнения работы студент имеет возможность применить знания и умения области практической профессиональной деятельности: - разработка, расчет и сборка радиоэлектронной аппаратуры; - технического обслуживания и ремонта радиоэлектронной аппаратуры; - настройка и наладка радиоэлектронной аппаратуры. Для выполнения лабораторной работы студент должен повторить следующие разделы дисциплин: - основы метрологии (ЭРИ); - охрана труда; - закон Ома для участка цепи (Физика); Оборудование и приборы 1.1. Источник электрической энергии постоянного тока ±30 В; 1.2. Магазин сопротивлений – 1 шт.; 1.3. Потенциометр;
1.4. Прибор М 92 для измерения постоянного тока (предел 10 А); 1.5. Прибор М 92 для измерения постоянного напряжения (предел 200V); 1.6. Соединительные провода; 2. Предварительные вопросы 2.1. Какой режим работы электрической цепи называется режимом короткого замыкания? 2.2. Что понимают под режимом холостого хода? 2.3. Какой режим работы электрической цепи называется номинальным режимом? Порядок выполнения работы 3.1. Определить номиналы измерительных приборов и дену деления шкалы на каждом номинале. 3.2. Использую в качестве переменного сопротивления потенциометр, собрать схему и предъявите ее для проверки руководителю занятий (преподавателю, лаборанту) Рисунок 1 – Схема включения в цепь переменного резистора Примечание 1: напряжение питания включать только по указанию преподавателя! Примечание 2: Значение магазина сопротивлений устанавливается руководителем занятий и не меняется в течение всей работы! 3.3. Устанавливая указанные в таблице 1 величины R2 нужно произвести необходимые измерения. Результаты занести в таблицу 1. Таблица 1 – Результаты измерений
3.4. По данным таблицы 1 построить графики зависимостей от величины тока нагрузки: 3.4.1. В одной системе координат: U пит =f1(I); UR1=f2(I); UR2=f3(I); 3.4.2. В одной системе координат: P пит =f4(I); PR1=f5(I); PR2=f6(I); Оформить отчет 4.1 Произвести расчеты и зарисовать графики (карандашом) 4.2 Написать вывод о проделанной работе. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Измерение потенциалов в электрической цепи» Цель работы: Исследовать режимы работы источников ЭДС при их последовательном согласном и встречном соединении. В результате выполнения работы студент имеет возможность применить знания и умения области практической профессиональной деятельности: - разработка, расчет и сборка радиоэлектронной аппаратуры; - технического обслуживания и ремонта радиоэлектронной аппаратуры; - настройка и наладка радиоэлектронной аппаратуры. Для выполнения лабораторной работы студент должен повторить следующие разделы дисциплин: - основы метрологии (ЭРИ); - охрана труда; Оборудование и приборы 1.1. Источник электрической энергии постоянного тока (G2) ±30 В; 1.2. Исследуемый источник постоянного тока (G1) ± 5 В; 1.3. Магазин сопротивлений – 1 шт.; 1.4. Потенциометр; 1.5. Прибор М 92 для измерения постоянного тока (предел 10 А); 1.6. Прибор М 92 для измерения постоянного напряжения (предел 200V); 1.7. Соединительные провода; Порядок выполнения работы 2.1. Определить номиналы электроизмерительных приборов и определите цену их деления; 2.2. Собрать электрическую цепь по схеме, предъявите ее для проверки руководителю занятий (преподавателю, лаборанту); Рисунок 1 – Схема включения источников ЭДС Примечание: напряжение питания включать только по указанию преподавателя! 2.3. Установить на магазине сопротивлений заданные преподавателем параметры. 2.4. Установить ключ S1 в нейтральное (отключённое) положение и измерить непосредственно на клеммах исследуемого источника его ЭДС (Е); Результаты измерений записать в таблицу 1. 2.5. Включить автомат постоянного тока, проверить работу приборов (если требуется - изменить полярность). 2.6. Потенциометром установить заданное преподавателем напряжение и удерживать его постоянным в течение всей работы. 2.7. Включить ключ S1 в положение "1", проверить установленное напряжение, на клеммах G2. Показания вольтметра и амперметра записать в таблицу 1. 2.8. Измерить напряжение UE1 на клеммах исследуемого источника G1 и UR на клеммах сопротивления R2. Результаты измерений записать в таблицу 1. 2.9. Ключ S1 включить в положение “2” проверить установленное напряжение (в случае отклонения восстановить). Записать показания амперметра в таблицу 1. 2.10. Измерить напряжение UE1 и UR на клеммах исследуемого источника. Результаты записать в таблицу 1. 2.11. По измеренным данным вычислить мощность участков и всей цепи, определить режимы работы исследуемого источника. Результаты записать в таблицу 1. Таблица 1 – Результаты измерений
Измерено | Вычислено | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
E1 B | E 2 B | UE1 B | UE2 B | I A | UR2 В | r01 Ом | r02 Ом | R Ом | PE1 Вт | PE2 Вт | PR Вт | P01 Вт | P02 Вт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Согласное | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Встречное |
3. Ответить на контрольные вопросы.
3.1. Почему при согласном соединении источников ЭДС ток в цепи больше, чем при встречном соединении их в цепи?
3.2. Как можно определить какой из источников ЭДС работает в режиме генератора, а какой в режиме потребителя электрической энергии?
3.3. Когда на клеммах источника можно измерить его ЭДС, а когда напряжение?
3.4. Составьте уравнение баланса мощностей при согласном и встречном соединении источников ЭДС в цепи (используйте таблицу 1).
Оформить отчет
4.1 Произвести расчеты и написать вывод о проделанной работе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 4
«Исследование электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соединении резисторов»
Цель работы: Научиться собирать электрические цепи и проверить правильность выводов теории.
В результате выполнения работы студент имеет возможность применить знания и умения области практической профессиональной деятельности:
- разработка, расчет и сборка радиоэлектронной аппаратуры;
- технического обслуживания и ремонта радиоэлектронной аппаратуры;
- настройка и наладка радиоэлектронной аппаратуры.
Для выполнения лабораторной работы студент должен повторить следующие разделы дисциплин:
- основы метрологии (ЭРИ);
- закон Ома для участка цепи (Физика);
Оборудование и приборы
1.1. Источник электрической энергии постоянного тока ±30 В;
1.2. Магазин сопротивлений – 3 шт.;
1.3. Амперметр на 1 А – 3 шт.;
1.4. Прибор М 92 для измерения постоянного тока (предел 10 А);
1.5. Прибор М 92 для измерения постоянного напряжения (предел 200 В);
1.6. Соединительные провода;
2. Предварительные вопросы:
2.1. Какое соединение резисторов называется последовательным?
2.2. Основные закономерности такого соединения.
2.3. Какое соединение резисторов называется параллельным?
2.4. Основные закономерности такого соединения?
2.5. Какое соединение называется смешанным?
2.6. Как включаются амперметры и вольтметры при последовательном, параллельном и смешанном соединении?
Порядок выполнения работы
3.1. Собрать цепь по схеме 1, предъявить ее для проверки руководителю занятий (преподавателю, лаборанту).
Рисунок 1 – Схема включения резисторов. Опыт 1
3.2. Сделать измерения, результаты занести в таблицу 1.
3.3. Собрать цепь по схеме 2, предъявить ее для проверки руководителю занятий (преподавателю, лаборанту).
Рисунок 2 – Схема включения резисторов. Опыт 2
3.4. Сделать измерения, результаты занесите в таблицу1.
3.5. Собрать цепь по схеме 3, предъявить ее для проверки руководителю занятий (преподавателю, лаборанту).
Рисунок 3 – Схема включения резисторов. Опыт 3
3.6. Сделать измерения, результаты занести в таблицу1.
Таблица 1 – результаты измерений
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вид соединения | R1 | R2 | R3 | Вся цепь | |
Последовательное | I(A) | ||||
U(B) | |||||
R(Ом) | * ** | ||||
Параллельное | I(A) | ||||
U(B) | |||||
R(Ом) | * ** | ||||
Смешанное | I(A) | ||||
U(B) | |||||
R(Ом) | * ** |
Примечание: Величины сопротивлений R 1, R 2, R 3, R э в колонках 3, 4, 5 и 6** рассчитать по результатам опытов, применив закон Ома, а в колонке 6* по формуле эквивалентного сопротивления для данной цепи.
Оформить отчет
4.1 Произвести расчеты, написать вывод о проделанной работе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 5
«Преобразование треугольника сопротивлений в
Эквивалентную звезду»
Цель работы: Проверить метод преобразования треугольника сопротивлений в эквивалентную звезду.
В результате выполнения работы студент имеет возможность применить знания и умения области практической профессиональной деятельности:
- разработка, расчет и сборка радиоэлектронной аппаратуры;
- технического обслуживания и ремонта радиоэлектронной аппаратуры;
- настройка и наладка радиоэлектронной аппаратуры.
Для выполнения лабораторной работы студент должен повторить следующие разделы дисциплин:
- основы метрологии (ЭРИ);
- охрана труда;
- закон Ома для участка цепи (Физика);
Оборудование и приборы
1.1. Источник электрической энергии постоянного тока ±30 В;
1.2. Магазин сопротивлений (R1, R2, R3) – 3 шт.;
1.3. Магазин сопротивлений (R4, R5, R6) – 3 шт.;
1.4. Потенциометр;
1.5. Амперметр на 1 А – 3 шт.;
1.6. Прибор М 92 для измерения постоянного напряжения (предел 200 В);
1.7. Соединительные провода;
2. Предварительные вопросы
2.1. Какое соединение называется соединение звездой, какое треугольником?
2.2. Что называется эквивалентной заменой?
2.3. Напишите формулы для эквивалентной замены сопротивлений звезды сопротивлениями треугольника;
2.4. Напишите формулы для эквивалентной замены сопротивлений треугольника сопротивлениями звезды;
Порядок выполнения работы
3.1. Определить номиналы электроизмерительных приборов и определите цену их деления;
3.2. Собрать электрическую цепь по схеме;
3.3. Установить заданные преподавателем значения сопротивлений:
(R1 – 50 Ом, R2 – 60 Ом, R3 – 70 Ом);
(R4 – 20 Ом, R5 – 30 Ом, R6 – 40 Ом);
3.4. Предъявить собранную схему для проверки преподавателю;
3.5. Включить питание и произведите необходимые измерения, результаты записать в таблицу 1.
Рисунок 1 – Схема включения резисторов треугольником
Примечание: напряжение питания включать только по указанию преподавателя!
Таблица 1 – Результаты измерений по схеме 1.
RAB, Ом | RAС, Ом | RBС, Ом | I1, А | I2, А | I3, А |
3.6. Начертить схему 2 с преобразованным треугольником резисторов RAB, RAС, RBС в эквивалентную звезду (RA, RВ, RС);
3.7. Вычислить, используя формулы преобразования, величины сопротивлений эквивалентной звезды RA, RВ, RС, записав их значения в таблицу 2;
3.8. Произвести сборку цепи по схеме 2. Предъявить собранную цепь для проверки преподавателю;
3.9. Установить сопротивления магазинов Р33 (RA, RВ, RС) согласно расчету и включить питание;
3.10. Данные измерений (I1, I2, I3) записать в таблицу 2;
Таблица 2 – Результаты измерений по схеме 2.
RA, Ом | RВ, Ом | RС, Ом | I1, А | I2, А | I3, А |
3.11. Сравнить измеренные величины токов таблицы 2 с величинами токов таблицы 1;
Оформить отчет
4.1 Произвести расчеты, написать вывод о проделанной работе по данным таблиц.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6
«Опытное изучение законов Кирхгофа»
Цель работы: Опытным путем проверить справедливость первого и второго законов Кирхгофа.
В результате выполнения работы студент имеет возможность применить знания и умения области практической профессиональной деятельности:
- разработка, расчет и сборка радиоэлектронной аппаратуры;
- технического обслуживания и ремонта радиоэлектронной аппаратуры;
- настройка и наладка радиоэлектронной аппаратуры.
Для выполнения лабораторной работы студент должен повторить следующие разделы дисциплин:
- основы метрологии (ЭРИ);
- охрана труда;
- закон Ома для полной цепи (Физика)
Оборудование и приборы
1.1. Два источника электрической энергии постоянного тока (±5 В и ±20 В);
1.2. Амперметр на 1 А - 3 шт.;
1.3. Магазин сопротивлений – 3 шт.;
1.4. Прибор М 92 для измерения постоянного напряжения (предел 200 В);
1.5. Соединительные провода.
Порядок выполнения работы
2.1. Собрать цепь по схеме, предъявить ее для проверки руководителю занятий (преподавателю, лаборанту)
Рисунок 1 – Схема включения резисторов и источников ЭДС
2.2. Установить на магазинах сопротивлений заданные преподавателем параметры сопротивлений и их данные записать в таблицу 1.
2.3. Измерить ЭДС обоих источников и записать в таблицу 1.
2.4. Включить ключ S1 (при этом S2 - отключен), проверить работу приборов.
2.5. Записать показания амперметров рА1 и рА3 в таблицу 1 (контур АБДЕА).
2.6. Для контура (АБДЕА) составить уравнение по второму закону Кирхгофа и определить внутреннее сопротивление источника G1.
Результаты записать в таблицу 1.
2.7. Отключить ключ S1, включить ключ S2, проверить работу приборов.
2.8. Записать показания амперметров рА2 и рА3 в таблицу1 (контур БВГДБ).
2.9. Для контура (БВГДБ) составить уравнение по второму закону Кирхгофа. Используя составленное уравнение, определить внутреннее сопротивление источника G2. Результаты записать в таблицу 1.
2.10. Включить ключи S1 и S2, проверить работу приборов.
2.11. Записать показания амперметров рА1, рА2, в таблицу 1 (контур АВГЕА).
2.12. Для контура (БВГЕА) составить уравнение по второму закону Кирхгофа. Подставить числовые значения и убедиться, что ∑Е = ∑I*R.
2.13. На основании опытных данных произвести проверку законов Кирхгофа. Результаты записать в таблицу 1.
Таблица 1 - Результаты измерени
|
|