Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности развития в подростковом возрасте (отрочество) (10 – 13-14 лет)




Подростковый возраст связан с перестройкой организма – половым созреванием, и хотя линии психического и физического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в этот период раньше, другие – позже (кто-то в 11, а кто-то в13 лет). Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Его считают переходным периодом от детства к взрослости (К. Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, которая выражается в его положении между двумя культурами – миром детей и миром взрослых: подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще и не может войти в сообщество взрослых, вызывая сопротивление со стороны реальной действительности.)

Л.С.Выготский: переходный возраст включает в себя 2 ряда процессов. Натуральный ряд составляют процессы биологического созревания организма, включая половое созревание; социальный ряд – процессы обучения, воспитания, социализации. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны.

Во-первых: различны темпы физического и психического развития. Такие же различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности, причем различия эти не исключение, а правило.

Во-вторых: существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время. Еще больше вариаций в психическом плане: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других совершенно ребенком. Детство в нем причудливо уживается с взрослостью.

В третьих: социальное возмужание по времени не тождественно физическому. Физическое созревание подростка происходит значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Сроки обучения удлинились; позже начинается и трудовая деятельность молодежи. В то же время средний возраст вступления в брак уменьшился (раньше обзаводятся собственной семьей). Отсюда неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.

Социальное созревание определяется критериями: 1) завершение образования; 2) приобретение стабильной профессии; 3) начало трудовой деятельности; 4) экономическая самостоятельность; 5) политическое и гражданское совершеннолетие; 6) служба в армии; 7) вступление в брак.

В литический период развития ребенка в младшем школьном возрасте происходит накопление изменений как во внутреннем мире ребенка, так и в окружающей его обстановке. Это создает предпосылки к переходу к новой ССР и к изменению переживаний ребенком окружающей его действительности.

Эти изменения, особенно внутренние, зреют как бы украдкой и являются опережением ССР. Это связано с психофизиологическим развитием. Подростковый возраст – это период пубертатного кризиса, полового созревания. Изменения в организме подростка происходит под стимулирующим и контролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринных желез, который вырабатывают гормоны, стимулирующие и регулирующие процессы роста.

Эндокринные изменения огромны, гормональная буря. Пик скачка роста приходится в среднем у мальчиков на 13 лет, у девочек на два года раньше, Сроки физического созревания имеют существенное значение для подростка Однако в целом для мальчиков раннее созревание является преимуществом. Девочки, созревающие еще в начальной школе, склонны к смущению и застенчивости, поскольку они отличаются от других, однако в старших классах сверстницы начинают завидовать их более взрослой внешности.

Изменяются пропорции тела – взрослых размеров достигает сначала голова, кисти рук, ног, затем конечности, и только потом туловище. Меняется образ себя, образ тела, отсюда неуклюжесть, неловкость, суетливость, часто что-то ломают, разрушают, трудно удерживать статические позу, болят мышцы, не успевающие за костями, ерзают, т.к. физиологическая потребность в смене позы. Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы «глаз - рука» и ее построение на новом уровне нередко ведут к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании.

Появляются вторичные половые признаки, зацветает лицо, мутирует голос, что тоже может переживаться болезненно. Кроме того, появляется осознание роли мужчина – женщина. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим изменениям (Мое тело как будто взбесилось), происходящим в организме Половая идентификация достигает более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности, следовательно, повышается интерес к своей внешности, формируется «образ физического Я». (Кулагина).

Подростки беспокоятся по поводу своей внешности - может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия Их волнует степень собственной физической привлекательности, свое соответствие концепции идеального тела, свой вес и сроки развития по отношению к срокам, которые считаются нормальными (впервые в подростковом возрасте - синдром дисморфии тела, воображаемые уродства). Привлекательность идеального тела, проблема веса (анорексия, булимия).

Гуморальная регуляция добавляет эмоциональной нестабильности тем, что появляются новые переживания, новые интересы, новые потребности (изменение мотивационной сферы человека) – резкий рост интереса к половой сфере, сексуальное возбуждение, напряженность. Большинство мальчиков осознают истоки этого напряжения, у девочек по-разному: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). Нельзя не упрекнуть эротизированное влияние среды. Разгул сексуальной пропаганды преступен – лишний стимул проблем и переживаний – гормональная буря вплоть до неадекватных форм поведения.

Вегето-сосудистая дистония от обмороков до гипертензии – это частые головные боли, слабость, снижение работоспособности. Таким образом, масса физиологических сложностей, изменение образа себя, образа тела – видит гадкого утенка, субъекта точно отошедшего от детства. Обращение как к взрослому: «молодой человек», «девушка», Вы – поднимает на более высокую ступень. У них огромные области знаний, что может, если пожелает посадить в галошу взрослого.

В подростковом возрасте может впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (и соматических) заболеваний. Например, - риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей оставшейся жизни.

Характерно даже для нормальных, здоровых подростков: предельная неустойчивость настроения, поведения; постоянные колебания самооценки; резкая смена физического состояния, самочувствия; ранимость; неадекватность реакций; конфликтность. По Личко, подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной назависимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.

.

Внешние факторы: переход к обучению в среднем звене – очень сложный период, требующий повышенного внимания педколлектива (не только изменение условий обучения, но и стилей педагога, учитель был как мама или ее зам). Здесь появляется некоторый контроль за поступками – чувствуют свою самостоятельность. Психолог сопровождает период рекомендаций и дает рекомендации. Двухфакторный дискомфорт: учителя среднего звена винят начальную школу за недостаточно сформированное внимание, несамостоятельность, недостаточны навыки учебных операций. В результате повышенный уровень тревожности и проблемы адаптации. Профилактическая работа снижает напряженность, снимает упреки. Если и класс новый, еще и адаптация к классному коллективу. Уже не учитель лидер в системе личностных отношений, а предпочтения формируются от существующих групповых интересов, своих ценностей (самый сильный, самый красивый) (кроме стихийно возникающих, может быть сформирован).

Выбор стиля жизнедеятельности в этот период зависит от отношения ребенка к окружающей его системе взаимоотношений. Несомненно, что это отношение рождает определенные переживания, которые и выливаются в негативные проявления. Начинаясь с предподросткового кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка и для близких. Поэтому данный возраст называют иногда затянувшийся кризис. Симптомы кризиса независимости: строптивость, упрямство, своеволие, негативизм, протест – бунт. (второй вариант – кризис зависимости – чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения, инфантилизм – как возврат назад к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, а с ним и чувство уверенности, защищенности (позиция «Я ребенок и хочу им оставаться» менее благоприятен с точки зрения развития). Хотя это не так однозначно, может быть всплеск значимых положительных проявлений: креативность, самостоятельность, увлечения. Имеет смысл относиться как к очень сложному переходному периоду, но необязательно негатив. Если общество позволит реализовать это отношение, протеста не будет, дать быть взрослым, дети вступают в активную жизнь.

Иметь выдержку, пустить на самотек, дать возможность быть такими, какими хотят. Будем давить, будем поучать – обратный эффект. Скорректировать нельзя. Любят замечать несоответствие во взрослых (ранее взрослый свят, без недостатков), любя, припугивают нас, при этом самоутверждаясь.

Социальная ситуация развития и её своеобразие состоит в том, что подросток в связи появлением чувства взрослости и потребности в самоутверждении, включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место и выполняя новые функции. По Л. С. Выготскому, в социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте — от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...