аутоагрессивное (саморазрушающее)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 · суицид · пищевая зависимость · химические зависимости · фанатическое · аутическое · виктимное · игровая (компьютер) Новообразования подросткового возраста: В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос "Что я такое?". · Формирование половых интересов и полового влечения (опять идея спиралевидности: изредка была и ранее: целуются дошкольники, но степень разная) · Чувство взрослости - особая форма самосознания (новый уровень), нельзя сказать, что жестко детерминировано половым созреванием – инфантов с бородкой достаточно. Проявляется в желании, чтобы все (взрослые, сверстники) относились как к взрослому. Претендует на равноправие в отношениях со старшими и конфликтует, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей (вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы). Кроме того, появляются собственные вкусы, оценки, собственная линия поведения, которую рьяно защищает, ну а так как в это время все нестабильно, через 2 недели может отказаться. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения – появляется моральный кодекс (неписанные правила дружбы: взаимная поддержка, помощь в случае нужды, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении, сохранение доверенных тайн)(интернационален – «Три мушкетера» - подростковый роман
· Потребность в самоутверждении (фундаментальная потребность в самовыражении и самораскрытии). В самоутверждении выражается стремление к уважительному положению среди других людей и собственному одобрению своего поведения. Здорово, если движимы этически оправданными целями, мотивами и способами. · Потребность в межличностном общении · Развитие личностной рефлексии. В это время подросток открывает для себя и анализирует свой внутренний мир, (исповедальность в стихах, дневниках) Самовоспитание, саморегуляция. Формирование средств самовыражения · Развитие самосознания (чувство взрослости – новый уровень, высший уровень развития сознания – представления о себе (образ себя) и отношение к себе (оценочный компонент) · формирование Я-концепции -система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я": Я-реальное, Я-идеальное – появляются пути их сближения, но цели неправильны, а методы не разумны – напоминает самоистязание. · Появляется самостоятельность в действиях, поступках, но не суждениях (зависим от взрослых, но с обратным знаком: нет мамы – это да для подростка). · Формируются формально-логические операции мышления (способен делать умозаключения, выводы) Кризис перехода к юности (15 – 18 лет) Становление человека как субъекта собственного развития. Сформированное к концу подросткового возраста самосознание, вызывает переход от оценки, полученной от взрослого к самооценке, стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитания, формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенисчтвования, саморазвития, самоактуализации. Эмоционально-волевая Эмоциональная нестабильность, связанная с процессами полового созревания. Становится стеснительным, обращает внимание на физическое развитие, здоровье и сексуальность, боится потерять собственную популярность, статус, возникают романтические увлечения сверстниками, временами срывается на родителей или старших братьев, сестер, если они вмешиваются в личную жизнь или отношения со сверстниками.
В поисках социальной поддержки стремиться создать замкнутый круг друзей, часто становится хмурым, раздраженным. Мотивационно-потребностная сфера. Устойчивость мотивов, основанных на интересах самих подростков, сменяемость увлечений, их неустойчивость. Сильным является мотив достижения успеха, соперничества. Самосознание. Чувство взрослости – особая форма самосознания, отношение подростка к себе как ко взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Отказ от контроля взрослых Þ сензитивность к самостоятельному обучению (зависит от того насколько успешна учебная деят-ть в младшем школьном возрасте. Потребность в самоутверждению, Стремление к самостоятельным поступкам. "Я концепция" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я" (реальное Я и идеальное Я.) Þ Усложнение и углубление самопознания, подросток открывает для себя свой внутренний мир Þ Развитие личностной рефлексии Самовоспитание, саморегуляция. Формирование средств самовыражения Впервые в развитии личности акты самосознания – самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегуляция поведения и деятельности становятся одной из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становления. Потребность в самосознании стимулируется возникновением потребности в самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи с осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям, идеалам, нравственным образцам, которым надо следовать. Самоанализ – один из путей самопознания, возникает как реакция на неудовлетворенность собственными психологическими особенностями.
Самосознание все в большей степени начинает включаться в процесс управления поведением. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведением подростков выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. В подростковом возрасте ребенок не обладает достаточной степенью устойчивости и адекватности самооценки. Самовоспитание впервые становится возможным именно в подростковом возрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психического развития. Восприятие. Субъективное восприятие себя как взрослого. Внимание. Избирательное внимание к отдельным наукам. Память. Логическая + использование произвольной и опосредованной Мышление. Активный процесс познательного развития. Логическое мышление. Теоретическое рассуждение. Самоанализ. Способностькдедукции и индукции. Теоретическое мышление. способность к проведению формально-логических операций. Воображение. Творческое Речь. Чтение, монологическаяи письменная речь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|