Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские воззрения Галилео Галилея как представителя натурфилософии эпохи Возрождения




натурфилософия коперник галилей пифагореизм

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564 - 1642) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, физик, основоположник классической механики, астроном, математик, один из основателей современного экепериментально-теоретического естествознания, поэт и литературный критик. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт, опроверг ошибочные положения учения Аристотеля. Он заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, изобрел и построил телескоп с 32-кратным увеличением, с помощью которого исследовал небесные тела. Он открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Галилей доказал множественность миров во Вселенной, открыл, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси.

Галилео Галилей был профессор Пизанского университета (с 1589), работал на кафедре математики Падуанского университета (1592-1610). Основные сочинения: "Звездный вестник" (1610), "О солнечных пятнах" (1613), "Письмо к Кастелли" (1613), "Диалог Галилео Галилея, академика Линчео, экстраординарного математика университета в Пизе, философа и старшего математика Его Светлости Великого герцога Тосканского, где в собраниях, четыре дня продолжающихся, ведутся рассуждения о двух главнейших системах мира, Птолемеевой и Коперниканской, причем неопределительно предлагаются доводы столь же для одной из них, сколько и для другой" (1630), "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки" (1638) и др.

Первым серьезным изобретением Галилея были гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов. Узнав об изобретенной в Голландии зрительной трубе, он в 1609 построил свой первый телескоп с 3-х кратным увеличением, а несколько позже - с увеличением в 32 раза. С их помощью сделал ряд важных астрономических открытий (горы и кратеры на Луне, размеры звезд и их колоссальная удаленность, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, кольца Сатурна, Млечный путь как скопление отдельных звезд и др.). Эти открытия Галилея безусловно усиливали позиции гелиоцентрической системы Коперника в борьбе со схоластической аристотелевско-птолемеевской трактовкой Вселенной.

После публикации Галилеем «Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» инквизиция привлекла его к суду (1633), обвинив в коперниканстве. Угрожая запретить заниматься научной деятельностью, сжечь неопубликованные труды и применяя пытки, инквизиция принудила гениального ученого отказаться от теории Коперника. Сформулировав принцип относительности движения, закон свободного падения тел, механику их падения по наклонной плоскости, идею об изохронизме колебания маятника, идею инерции, Галилей заложил основы классической динамики.

В основе мировоззрения Галилео Галилея лежит признание им объективного существования мира, который бесконечен и вечен, при этом ученый-философ допускал божественный первотолчок. В природе, по его мнению, ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение - универсальное механическое передвижение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда подлинная цель науки - отыскать причины явлений. Исходный пункт познания природы, по Галилею, - наблюдение, а основа науки - опыт.

Галилео Галилей утверждал, что задача ученых не добывать истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путем абстрактных, отвлеченных умствований, а «...изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии». Развивая в гносеологии идею безграничности «экстенсивного» познания природы, философ-естествоиспытатель допускал и возможность достижения абсолютной истины, т.е. «интенсивного» познания.

В изучении природы Галилей выделял два основных метода познания:

аналитический;

синтетический.

Сущность первого заключалось в том, что понятие опыта, в отличие от своих предшественников, Галилей не сводил к простому наблюдению, а предпочитал планомерно поставленный эксперимент, посредством которого исследователь как бы ставит природе интересующие его вопросы и ищет на них ответы. Метод этот ученый назвал резолютивным, который, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы, т.е. аналитический. Другим важнейшим методом познания Галилей признавал композитивный, т.е. синтетический, который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе гипотетических предположений. При этом Галилей считает, что хотя опыт и является исходным пунктом познания, но сам по себе он не дает еще достоверного знания. Последнее достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, которое опирается на строгое количественно-математическое описание. В итоге достоверное знание мы получаем при сочетании синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного.

Таким образом, гениальным ученым была разработана методика научного исследования, которая состояла из следующих этапов: наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты по воплощению гипотезы на практике и экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы на практике.

Сочинения Галилео Галилея по литературе положили начало итальянской научной прозе. Из его художественных произведений известны набросок одной комедии и сатирическое «Стихотворение в терцинах».

Главное в том, что Галилей на практической основе подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно о гелиоцентрической системе мира, за что он и был подвергнут суду инквизиции. Этот суд под угрозой казни вынудил великого ученого формально отречься от своих воззрений и покаяться, но не изменил его действительных взглядов. В 1971 католическая церковь отменила решение об осуждении Галилео Галилея.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...