Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские воззрения Иоганна Кеплера как представителя натурфилософии эпохи Возрождения




 

Великий немецкий астроном, математик, физик и философ Иоганн Кеплер (1571-1630) творил уже на исходе эпохи Возрождения. Его астрономические открытия и научные идеи стали одним из важнейших звеньев научного и философского развития нового времени. Как ренессансный мыслитель Кеплер весьма показателен тем противоречивым идейно-философским контекстом, из которого вырастали его научные идеи, прежде всего астрономические.

Подобно своим современникам Кеплер занимался астрологией, составляя гороскопы, имевшие тогда огромный спрос. В первом своем произведении с длинным названием «Предвестник космографических сочинений, содержащий космографическую тайну об удивительном соотношении пропорциональности небесных кругов, о причине числа небес, их величинах, о периодических их движениях, общих и частных, объясненную из пяти правильных геометрических тел» (1596) Кеплер называл астрологию «незаконной дочерью астрономии, которая обязана кормить свою мать, чтобы та не умерла с голоду». [4]Такое заявление было выстрадано едва ли не всей крайне тяжелой жизнью этого выходца из народной среды, бедствовавшего до самой смерти.

Было бы, однако, неосновательно считать, что астрология представляла некий чисто внешний слой мировоззрения Кеплера, служившего целям эксплуатации человеческой глупости. Ведь в астрологии кроме наиболее популярного представления о ней как о «науке», дающей возможность составления гороскопов, предсказывающих индивидуальные судьбы людей, имеется (в «натуральной астрологии») в принципе верная идея взаимного влияния и взаимодействия небесных светил, прежде всего, светил Солнечной системы. В наше время эту идею мы не можем и не должны считать достоянием астрологии, но в рассматриваемую эпоху это было именно так.

Идея взаимодействия светил, как одна из важных идей натурфилософии, выражала убеждение в господстве в природе неких живых сил и стремлений, в единстве мира и даже Вселенной. Кеплер в общем разделял эту идею и придавал ей - как в названном выше произведении, так и в «Новой астрономии или небесной физике» (1609) - весьма интересную и плодотворную физическую конкретизацию. Ученый считал, что Земля, как и Солнце, обладает некоей притягательной силой, гравитацией, аналогичной магнетизму (интересно отметить, что термин «инерция» как выражение «лени» планет был введен именно Кеплером). Конечно, Кеплер был далек от открытия закона всемирного тяготения, но сделал шаг в этом направлении.

Однако главный вклад Кеплер внес в астрономическую науку. С юности он стал сторонником теории Коперника. Названное выше первое произведение Кеплера представляло собой результат его раздумий над коперниканской доктриной, в объективности которой он никогда не сомневался. Более века после выхода этого великого произведения нередко самые видные астрономы не решались признавать гелиоцентризм объективной истиной, например известный датский астроном XVI в. Тихо де Браге (1546-1601), в течение десятилетий прослеживавший пути светил и записывавший свои наблюдения. В названном первом своем произведении Кеплер, считая идею гелиоцентризма незыблемой, клал в основу своего объяснения пифагорейско-платоновские представления. Одновременно он опирался на положение Библии, согласно которому бог все создал в соответствии с мерой, числом и весом. Отсюда развитие Кеплером идеи о мире как небесной машине, подобной огромному часовому механизму. В «Космографической тайне» автор стремился осмыслить этот космический механизм, привлекая пифагорейско-платоновское учение о пяти правильных многогранниках - четырехграннике, кубе, восьмиграннике, двенадцатиграннике и двадцатиграннике, каждый из которых расположен между вписанной в него и описанной вокруг него сферами обращения планет.

Идеи пифагореизма несомненно вдохновляющие воздействовали на великого математика Кеплера, влюбленного в астрономию и располагавшего огромным эмпирическим материалом наблюдений движения планет Тихо де Браге. Напряженная многолетняя работа над осмыслением этих наблюдений (прежде всего Марса) привела немецкого ученого к открытию двух известных законов движения планет (впервые изложенных в «Новой астрономии»): 1) планеты движутся вокруг Солнца не по идеально круговым орбитам, как это представлялось Аристотелю, Птолемею, да и Копернику, а по эллиптическим (при этом Солнце смещено в один из его фокусов); 2) вопреки тем же астрономам Кеплер установил неравномерность в движении планет по орбитам вокруг Солнца (их скорость в различные промежутки при этом фиксируется математически).

В третьем важнейшем произведении Кеплера «Гармонии мира» (1619) был сформулирован наиболее сложный третий закон Кеплера, установивший математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы, ассоциировавшееся у Кеплера с пифагорейской идеей гармонии, получило строго научную формулировку. Сама идея пифагорейцев относительно числовой гармонии к тому времени существовала уже два тысячелетия. Но формулировка математически безупречных законов, управлявших движением светил, была осуществлена впервые.

Ход «космических часов» был отражен в составленных Кеплером «Рудольфинских таблицах», законченных в 1624 году и дававших возможность наиболее точного предвычисления движения планет за всю предшествовавшую историю астрономии. За несколько лет до этого Кеплер опубликовал (в трех выпусках) «Учебник коперниканской астрономии», в котором отразил и свои открытия. После Кеплера сомневаться в том, что коперниканская или птолемеева система мира верна, нет оснований. Выявлено единое основание - планеты движутся по эллипсам вокруг Солнца, адлина эллипса зависит от расстояния от Солнца. «Учебник по коперниканской астрономии»тут же был внесен в папский «Индекс запрещенных книг».

Однако научная астрономия была создана, и с этим должны были считаться последующие естествознание и философия. Какую бы роль ни играло понятие бога, объективно эти открытия углубляли материалистическое мировоззрение.


 

Заключение

 

Имена философов-естествоиспытателей эпохи Возрождения -Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Николая Коперника как представителей натурфилософии эпохи Возрождения - символизировали собой острую борьбу старого и нового, противоречивый и даже драматичный процесс становления науки и утверждения ее позиций общественной жизни. Именно новаторством, переходностью, сложностью и многообразием эпоха Возрождения глубоко созвучна нашей эпохе.

Философско-рационалистическое преодоление теизма приходит к тому, что не только всё может быть предметом познания, но и все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждая культура имеет право на своё мировоззрение. Право на существование имеют все точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат инновации. Более того, именно содержащая новизну позиция наиболее предпочтительна. С этого начинается формирование нового исторического мышления.

Познание, разум выходят «из изгнания», куда заточены средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а чувств над разумом. Мир, вселенная - бесконечны.

Бесконечность мира познаётся разумом. В период позднего Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности разума, позволяющего через выделение и исследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью противоположной явлению.

Теоретическая мысль Возрождения ещё не поднялась до уровня постановки и решения проблемы метода научного познания природы, однако выдвинула ряд принципиальных идей:

гуманизма,

рационализма,

познаваемости мира,

историзма и социально-исторического оптимизма.

Но в этом типе познания мыслительное и образно-чувственное не вполне разграничивались, часто выступая в единстве, что не позволяло создать методологию для конкретно-научного познания природы.

Не дала эпоха Возрождения и сложных, логически непротиворечивых фундаментальных теорий.

Она решила другую задачу: посредством глубокого синтеза имевшегося мыслительного материала, нового способа функционирования культуры, новой системы ценностей осуществить объективистскую перестройку сознания, сформировать его новый исторический тип, в котором бы познавательная составляющая сознания доминировала над ценностной.

В философии Возрождения главной ценностью становится бескорыстное объективное познание мира. На основе этой важнейшей мировоззренческой ценности складываются непосредственные предпосылки возникновения классического естествознания

Таким образом, к характерным чертам философии естествоиспытателей эпохи Возрождения относятся:

антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство, что вызвало торжество индивидуализма.

оппозиционность к Церкви (как к организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими) и церковной идеологии (к застывшей, догматической, не связанной с жизнью философии - схоластики).

с развитием науки появление принципиально нового, научно-материалистического понимания окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, развитие новых анатомических знаний и т. д.).

Итак, в философии перемещается основной интерес от формы идеи к ее содержанию.

Появляется большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству, широкое распространение принимают идеи социального равенства. В соответствии с этим одним из основных направлений философии эпохи Возрождения являлось натурфилософское. Предметом исследований натурфилософского направления были проблемы человека, бытия и природы.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...