Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политический анализ как методологическая основа прикладной политологии




ПРИКЛАДНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

План лекции.

1. Специфика прикладной политологии

2. Политический анализ как методологическая основа политического исследования

3. Методы политических исследований

 

СПЕЦИФИКА ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

Политология - наука о политике. Ее задача - изучение политики, как в ее сущности, так и в ее проявлении. Таким образом, она, естественно, разделяется на теоретическую и практическую (прикладную).

Теоретическая политология, изучающая политическую жизнь, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о политической действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов политического развития, разработкой концептуального аппарата политологии, методологии и методов политологического исследования. В этом случае мы получаем ответы на вопросы - "что познается?" и "как познается?" (здесь решаются гносеологические задачи; в совокупности они формируют общую, фундаментальную политологию). Прикладная политология занимается разработкой методов и способов решения актуальных задач текущей политической практики. Прикладная политология прямо отвечает на вопросы "для чего?" и "как?".

Прикладная политология - это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального политического эффекта. Прикладная политология всегда проблемно "ориентирована" или "ориентирована на клиента".

Необходимо отметить, что, несмотря на относительную молодость отечественной политологической школы, в ней четко обозначился приоритет первого уровня, в то время как изысканиям в прикладной сфере уделяется гораздо меньше внимания. Однако, необходимо понимать, что эти два уровня существуют не изолированно друг от друга, а находятся в диалектическом единстве, взаимно обогащая и подпитывая друг друга.. В качестве ключевого критерия разграничения прикладных и теоретических исследований следует признать их цели, объект, предмет и субъекты исследования.

Основная цель прикладного политического исследования – разрешение остроактуальных проблем, встающих перед субъектами политических процессов в жестко заданных временных рамках. Тогда как цель теоретического исследования – объяснение фундаментальных проблем функционирования мира политики. При этом исследователь не ограничен временными рамками и может вести сравнение не только с политическими системами других стран, но и с политическими системами прошлого.

Объект прикладной политологии – это проблемные ситуации из текущей политической практики, решение которых должно быть найдено в предельно сжатые сроки. Объект теоретической политологии – совокупность всех совершенных в прошлом и совершаемых в настоящем политических акций, их реализаторов, обусловливающих эти акции причин, а также их результатов. Субъектами теоретической политологии являются, прежде всего, крупные университеты и институты, представляющие собой своеобразные корпорации ученых-политологов. Субъекты прикладных политических исследований – аналитические центры, функционирующие либо как независимые фирмы, либо как включенные в государственные структуры подразделения. Несмотря на то, что развитие экспертного знания в политической сфере России проходит со значительным отставанием от западных стран, в последние годы индустрия политического анализа развивается у нас бурными темпами. Аналитические службы существуют как в органах законодательной, так и исполнительной власти. В администрации президента функцию политического анализа выполняют либо главное управление по делам внутренней политики, либо главное управление по взаимодействию с политическими партиями и общественными движениями. Большое развитие получили аналитические коммерческие центры как прямой, так и широкой поддержки. Аналитические центры прямой поддержки создаются крупными коммерческими кампаниями, чья работа связана с лоббированием собственных интересов в высших эшелонах власти и ориентированными на просчет политических рисков (аналитические центры Газпрома, коммерческих банков и др.). Аналитические центры широкой поддержки – это независимые коммерческие организации, такие как ЦПТ (центр политических технологий), ЦПК (центр политической конъюнктуры) и др. В последние годы в России все более широкое распространение получают аналитические отделы СМИ.

Прикладные исследования политики затрагивают не все ее пространство, а лишь те области, которые имеют важное практическое значение для процесса функционирования политической власти. Сегодня к таким областям относятся: процессы урегулирования и разрешения конфликтов; принятия решений; ведения переговоров, организации избирательной кампании. Вокруг этих отраслей формируются своеобразные политологические субдисциплины – политический маркетинг, политический менеджмент, конфликтный менеджмент и др.

В прикладной политологии главным является ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания. В ней приняты другие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессиональной карьеры. Конкретно прикладная (малая) политология рассматривает основных участников политических событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образования, партии, толпу и политическую аудиторию, региональные (территориальные) группы, религиозно-этнические и социально-экономические группы; роль участников политических событий в принятии политических решений и их реализации, и многое другое. В политической науке, как мы видим, выделяются два уровня, которые дополняют друг друга. С одной стороны, без сбора, классификации и анализа эмпирического материала политическая наука обречена на вырождение в голую схоластику, абстрактные логические схемы, мало, что дающие политической практике. С другой, - без теоретического осмысления из груды отдельных событий и фактов невозможно собрать целостную картину, понять смысл конкретного события. Именно взаимодействие этих уровней во многом определяет полнокровное развитие политической науки. Деление политического знания на общее теоретическое и прикладное достаточно условно, т.к. любое из них вносит свой вклад в решение как общенаучных, так и практических задач. Речь должна идти лишь о преимущественной ориентации того или иного знания, что и дает основание для его отнесения в сферу общей или прикладной политологии.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

Единой исследовательской основой для всех прикладных исследований является политический анализ. Что же такое политический анализ? Прежде всего, необходимо отметить, что понятие это до сих пор относится к сущностно оспариваемым в науке. Так, американские ученые Д.Веймер и А.Вайнинг считают, что политический анализ – это ориентированный на клиента совет, относящийся к сфере публичных решений и определяемый социальными ценностями. Аналогичным образом понимает политический анализ и В.Вильямс, считающий его совокупностью средств синтезирования информации, которые используются для определения формата политических решений и составления прогнозов относительно будущих потребностей в подобной информации. Мы остановимся на следующем определении, данном российскими политологами: «Политический анализ – это совокупность различных методик, с помощью которых возможно исследование конкретных политических событий и политической ситуации, создание предположений по поводу ее возможного развития и принятия компетентных политических решений (см. К.Симонов Политический анализ - М.,2002). Политический анализ включает в себя три структурных элемента: а) анализ сложившейся ситуации (ситанализ); б) прогноз развития ситуации; в) принятие компетентного политического решения.

Специфика политического анализа.

1. По причине чрезвычайной сложности любой ситуации, складывающейся в политическом пространстве, применяемые для ее изучения методы носят междисциплинарный характер, то есть политическая оценка ситуации дополняется применением психологического, социологического, экономического и других способов анализа. 2. В силу конкурентной природы политической сферы неизбежно возникает различное видение ситуации представителями соперничающих сил, интерпретация одних и тех же событий приобретает неоднозначный характер. Таким образом, оценка конкретной ситуации задается не только аналитиком или экспертом, но и тем лицом, которое должно решать указанную проблему в соответствии со своим местом и ролью в политической системе, то есть Заказчиком. В этом случае политолог-аналитик выступает в роли исполнителя социального заказа, где Заказчик, по сути – символ целенаправленного разрешения ситуации в соответствии с заявленной позицией участника борьбы за ресурсы государственной власти. Следовательно, политолог-аналитик чаще выступает в роли специалиста, интерпретирующего ситуацию и формирующего практические рекомендации в соответствии с потребностями отдельного лица или группы лиц, заинтересованных в целенаправленном воздействии на ситуацию. Заказчиком может быть представитель правящей или оппозиционной партии, представитель правящего режима или угнетенных слоев общества. Пример. Экономический кризис и его влияние на политическую власть. Заказчиками могут быть представители и правящей партии (Единая Россия) и оппозиционной (КПРФ), которые хотя и одинаково мечтают о победе на выборах, но обладают для этого разными ресурсами и позициями, что заставляет их по-разному трактовать ситуацию. Также по разному могут относиться к кризису и представители органов государственного управления (например, премьер Путин), и общественное движение, выражающее интересы наиболее страдающих слоев населения. Поэтому для одних кризис – это ситуация, в рамках которой первостепенная проблема – укрепление власти, повышение ее легитимности, а для других – положение, из которого надо выйти, сохранив или повысив параметры своего социального положения (уровня жизни). Таким образом, политический анализ одной и той же ситуации может выявлять разные проблемы. При этом в структуре политического анализа неизбежно присутствует позиция и интересы Заказчика, которые включаются в оценочную базу ситуации и предопределяют направленность действий аналитика. Итак, как уже говорилось выше, политический анализ – это методологическая основа прикладного политического исследования. Однако нетрудно заметить, что, по сути, политический анализ и есть прикладное исследование политики.

Политологическое исследование - это система процедур организационно-технического характера на основе методов политического анализа, имеющих целью получить научно обоснованные данные о политических событиях, явлениях, процессах, носящие прогностический характер (для их использования в практике политического управления).

Прикладное политическое исследование структурно включает в себя три уровня:

1) методологический уровень - теоретическая или концептуальная позиция исследования, лежащая в основе интерпретации политической проблемы и предмета, а также результатов исследования;

2) методический уровень, который выражается в теории измерения и основанных на ней методах сбора и обработки первичной политической информации;

3) процедурный (технологический) уровень как совокупность организационных, технических и финансовых мероприятий, необходимых для осуществления всей технологии политологического анализа.

Главная цель политологического исследования - получение как можно более обширной и актуальной информации, отражающей те стороны политической жизни общества, которые чаще всего слабо видны невооруженным глазом, но которые требуется учитывать при подготовке и принятии политических решений и прогнозировании. Надо ли затрачивать силы и средства на проведение политологического исследования только для выяснения, например, количества политических партий и движений, а также избирателей, принявших участие в последних выборах президента страны? Ответ на этот вопрос, как известно, содержится в статистических сведениях. А вот ответы на вопросы о том, как влияют социальные, этнические, идеологические, религиозные факторы на поведение политических партий и движений, электората и их предпочтения имеют огромную практическую значимость. Анализ политических событий, как правило, обоснован практической целесообразностью. Как система процедур, политологическое исследование включает в себя несколько этапов: 1 -подготовку исследования; 2 - сбор первичной информации о политическом событии (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи анализа документов, подлежащих в дальнейшем обработке и обобщению); 3 - подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на ЭВМ; 4 - анализ обработанной информации и формулирование выводов по итогам исследования; 5 - подготовку рекомендаций для принятия политических решений. Можно говорить о трех видах политологических исследований, а именно: изыскательском, описательном и аналитическом. Например, в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований какого-либо политического события может использоваться изыскательское исследование, основывающееся на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии (анкета, бланк-интервью, изучение документов и др.). В целях выявления отношения людей к актуальным политическим событиям или выявления степени эффективности только что проведенных политических мероприятий может использоваться экспресс-опрос. Если же требуется уточнить предмет или объект широкомасштабного исследования может быть проведен опрос специалистов (экспертов) по данной проблеме. Что касается описательного исследования, то это сложный вид анализа. Оно всегда проводится по полной программе и на базе методически апробированного инструментария. В прикладной политологии оно может применяться тогда, когда объект анализа - масштабное политическое событие, отличающееся разнообразными характеристиками. Например, анализ только что состоявшихся выборов в Государственную Думу и их сравнение с предыдущими выборами, в которых участвовали все категории населения страны, требует как минимум изучения структуры электората и депутатского корпуса, их интересов, позиций, предпочтений и т.д. В данном случае выделение в структуре электората изучения относительно однородных групп позволит осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих политолога характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Самый углубленный вид анализа - аналитическое исследование, которое ставит своей целью не только описание структурных элементов того или иного явления, но и выявление причин, лежащих в его основе и обусловливающих характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. В связи с этим в прикладной политологии оно имеет особенно большую практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого политического события, явления, процесса, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. В каждом аналитическом исследовании изучается не один какой-либо фактор, а совокупность факторов, из которой впоследствии выделяют факторы - основные и не основные, временные и устойчивые, контролируемые и неконтролируемые, управляемые и неуправляемые. Разновидностью аналитического исследования является эксперимент, в ходе которого особое внимание уделяется изучению "поведения" тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают изучаемому объекту новые черты и свойства.

В связи изложенным выше возникает вопрос: "Имеется ли зависимость между политическими событиями, явлениями, процессами и видами политологического исследования, с помощью которого они могут быть изучены?" Сразу ответим, что жесткой зависимости здесь нет. Любое политическое событие может изучаться на уровне любого вида политологического исследования. Это зависит всецело от политолога и цели исследования. Таким образом, прикладная (малая) политология имеет совершенно четко обозначенные границы своего исследования и является "фактологической" базой для общей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...