Политический мониторинг и контент-анализ
Современная политическая наука в своем развитии все больше обращается к прикладным политическим технологиям, позволяющим накопить и обработать значительный эмпирический материал, служащий основой и подтверждением (или не подтверждением) тех или иных теоретических концепций. Весьма широко при изучении политических процессов применяются технологии, которые находятся на стыке социологии и прикладной политологии - мониторинг и контент-анализ. Политический мониторинг - наблюдение, оценка, прогноз состояния и развития какого-либо политического явления. Очень часто слово мониторинг заменяется термином - отслеживание, что в сущности одно и то же. Мониторинг предполагает не разовое исследование, а некоторую последовательность отслеживания, позволяющую изучать объект анализа в развитии. Зачастую бывает так, что политические деятели рассчитывают на неинформированность людей, к которым обращаются со своими предложениями, программами. Чаще всего этот расчет себя оправдывает. У людей короткая политическая память, и основная масса граждан становится жертвой так называемого сиюминутного политического анализа, когда оцениваются только политические действия и события последнего времени. В самом деле, попробуйте спрогнозировать действия какого-нибудь политического лидера, исходя из его заявлений. Вряд ли удастся получить продуктивный результат, скорее всего Вы ошибетесь в своих прогнозах, и будете вновь и вновь рассуждать о "политическом коварстве" лидеров. Однако если выстроить подобные заявления в некоторой хронологической последовательности, соотнести их с развитием общей политической ситуации, то можно обнаружить тенденции в действиях того или иного политика. Это и есть самый простой пример политического мониторинга. Для того чтобы провести такой первичный анализ, вовсе не надо быть политологом. Ведь необходимые сведения доступны. Нужен лишь определенный уровень политической культуры общества, побуждающий граждан не равнодушно, со знанием дела относиться к тому, какие политические силы будут осуществлять властные функции в обществе, осознать собственную причастность к этому процессу. Объектом политического исследования могут быть политические партии, движения и их лидеры, политические события (политические конфликты, избирательные кампании и др.). Политический мониторинг подразумевает использование самых разных методик. Например, для отслеживания рейтинга политической партии целесообразно применять опросы, анкетирование, экспертные оценки изучение материалов прессы, контент-анализ базовых политических документов этой партии, выступлений ее лидеров, изучение политических биографий. Наилучший результат дает комплексный подход в организации мониторинга. Значительно расширяются возможности исследования при использовании компьютерных технологий, особенно в части систематизации, обработки информации и создания баз данных. Этапы проведения мониторинга вытекают из логики развития самого исследуемого явления. На первом этапе выбирается объект исследования, уточняются цели, определяются хронологические рамки отслеживания. Очень важно правильно обозначить гипотезу исследования – предполагаемые результаты. Гипотеза с самого начала дает политологу материал для сравнительного анализа и отсекает массу второстепенной, опосредованной информации. Далее необходимо определить и классифицировать источники получения информации, методы ее систематизации и обработки. Большое значение имеет так же выбор оптимального варианта формы, содержания и периодичности итоговых материалов.
Более детально изложенное выше можно рассмотреть на примере политического мониторинга избирательной кампании по материалам средств массовой информации. Мониторинг СМИ – это только часть политической и социологической поддержки избирательного объединения и его кандидатов (или независимых кандидатов). Направление и детализация определяются стратегией и тактикой избирательной кампании в целом, а также общим планом деятельности избирательной команды. Вместе с тем, это, казалось бы, достаточно узкое направление исследования политической ситуации, использующее только материалы СМИ (печатных и электронных), позволяет, при условии правильной организации, непрерывности, комплексной и технологической упорядоченности, получить значительный массив полезной, актуальной информации, без которой немыслима как текущая работа избирательного объединения, так и прогнозирование результатов избирательной кампании. Мониторинг СМИ можно разделить на два основных направления: • накопление информации, ее первичная обработка, оперативное информирование команды и кандидатов о существенных эпизодах средств массовой информации. Итоговую информацию по этому направлению целесообразно выдавать один раз в 3–4 дня, но можно и ежедневно; • основное направление – аналитическая обработка массива информации. Цель – отслеживание предвыборной ситуации в динамике, определение возможных направлений развития, прогнозирование, подготовка рекомендаций. Итоговая информация выдается каждую неделю (опыт показывает, что при увеличении срока подготовки итогового аналитического документа свыше 2-х недель резко снижается его полезность и эффективность) Работа по мониторингу СМИ ведется, как правило, не одним человеком, поэтому она должна координироваться по срокам и единообразию конечного продукта. Важнейший момент мониторинга средств массовой информации – формирование основных усредненных рубрик отслеживания (рубрикатора). Применительно к избирательной кампании они должны охватывать максимально возможное число направлений деятельности избирательного объединения и команды (а также потенциальных противников и союзников); обеспечивать “ точки опоры” для формирования эффективного прогноза, получения оперативной прямой и косвенной информации о качестве деятельности команды в центре и на местах (что дает возможность объективного контроля, быстрого реагирования и корректирования деятельности). Названия рубрик мониторинга СМИ в целом совпадают с основными направлениями общего информационного обеспечения избирательной кампании, – отслеживается количество публикаций об избирательном объединении и его лидерах в общем массиве информации, общая характеристика информации за установленный период (негативная, позитивная, нейтральная, полутона), социально-экономический фон (в центре, регионе, округе) избирательной кампании в изложении СМИ. Материалы СМИ позволяют исследовать политическую ситуацию (уровень доверия к местной и центральной администрации, действия политических и общественных организаций, эффективность хозяйственного управления, применения нормативных актов и др.), определять целостную структуру общественного сознания, отраженную в СМИ. Как правило, подобный мониторинг СМИ проводится с использованием метода контент-анализа. Метод контент-анализа – специфический, формализованный анализ содержания того или иного текста. Суть контент-анализа – это систематическое выделение и фиксация определенных единиц содержания текста, квантификация полученных данных и последующая интерпретация результатов с целью оценки и прогнозирования действий политических акторов. В сфере политических исследований контент-анализ впервые был применен американским ученым Гарольдом Лассуэлом и его сотрудниками, изучавшими материалы периода второй мировой войны. Контент-анализ очень широко используется в политической практике последних лет. Это определяется целым рядом его преимуществ – здесь и возможность сокращения общего объема исследуемого материала, относительная дешевизна подобных исследований, ограничение субъективных влияний при работе с большими объемами информации, доступность материалов для контент-анализа (газеты, журналы, библиотеки, базовые документы партий и движений, радио, ТВ и др.). Однако, главным преимуществом, на наш взгляд, является то, что контент-анализ документов при высокой ценности конечного результата в то же время не оказывает какого-либо влияния на сам объект исследования (политическую партию, политического лидера), все контакты здесь опосредованные. Как уже говорилось выше, контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой информации. Это, по сути поиск в исследуемом тексте определенных смысловых понятий и выявление частоты их употребления в рамках общего содержания документа. Такие смысловые понятия называются обычно единицами анализа. Существует много вариантов контент-анализа, но в целом их можно свести к двум видам – количественный и качественный. Количественный (частотный) контент-анализ включает стандартизированные процедуры подсчета выделенных категорий. Для формулирования итоговых заключений значение имеют количественные величины, характеризующие ту или иную категорию (например, исследователь стремится понять, как велика значимость понятия «мирное урегулирование» для лидеров воюющих стран, и согласен с допущением, что она приблизительно равна частоте упоминания этого понятия в официальных документах). Качественный контент-анализ нацелен на углубленное изучение текстового материала. Здесь итоговое заключение формулируется с учетом взаимосвязи содержательных элементов с их значимостью (рангом). Таким образом, чтобы сравнить отношения двух акторов к проблеме мирного урегулирования, надо не просто выделить исследуемое понятие, но и определить, является ли его проблематика главной в системе декларируемых понятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: