Цели и задачи психологической подготовки единоборцев к соревнованиям
Условия, в которых проходят соревнования по единоборствам, отличаются от условий тренировочных занятий. Эти отличия сводятся, в основном, к следующим: 1) соревнования всегда значимы для спортсмена, так как: а) на соревнованиях присутствуют зрители, соревнования могут транслироваться по телевидению и радио, о них пишут в газетах и журналах. Следовательно, они являются публичным зрелищем и деятельность участвующих в них спортсменов приобретает общественную значимость и получает общественную оценку; б) соревнования — это всегда проверка правильности подготовки, целесообразности затраченных усилий и времени. Результаты соревнований фиксируются официально и в отличие от результатов, показанных на тренировочных занятиях, дают право на присвоение спортивных разрядов и званий; 2) в соревнованиях всегда есть противник, итог их определяется как результат непосредственного взаимодействия с ним; 3) в соревнованиях участвуют судьи, регламентирующие и оценивающие в соответствии с правилами соревнований деятельность спортсмена; 4) действия единоборца проходят в условиях жесткого лимита времени. В некоторых единоборствах отсутствуют раунды, и весь поединок от начала до конца тренер не имеет возможности секундировать спортсмену; 5) соревнование может проходить в непривычных условиях (климатических, временных, погодных), при внушающих воздействиях противников, судей, товарищей по команде, зрителей, на необычной спортивной площадке, с новой амуницией и т. п. Суммарное воздействие соревновательных условий вызывает у спортсменов состояние нервно-психического напряжения, которое они не испытывают (или испытывают в существенно меньшей степени) во время тренировочных занятий. Следовательно, чтобы реализовать в соревновании все свои возможности, единоборец должен:
1) действовать в разнообразных условиях, не поддаваясь внушающему влиянию других людей, успеха или неудачи; 2) выполнять необходимые движения и действия с высокой степенью точности, чтобы свести к минимуму число ошибок; 3) быстро и правильно оценивать соревновательную обстановку, принимать решения и без колебаний осуществлять их; 4) самостоятельно регулировать состояние нервно-психического напряжения. Достичь всего этого можно лишь благодаря соответствующей психологической подготовке. Таким образом, целью психологической подготовки единоборцев к соревнованию является формирование у них такого психического состояния, при котором они могут: а) в полной мере использовать свою общую и специальную подготовленность для достижения максимально возможного результата; б) противостоять предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласование функций. В психологической подготовке целесообразно выделить два аспекта: 1) задачи и средства общей психологической подготовки к соревнованиям и 2) задачи и средства специальной психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию. Общая психологическая подготовка (ОПП) направлена на развитие и совершенствование психических качеств и умений, которые необходимы единоборцу для соревновательной деятельности вообще. Ее главная задача — научить спортсмена пользоваться наиболее универсальными приемами и методами, обеспечивающими психическую готовность к деятельности в характерных для соревнований необычных (экстремальных) условиях. К числу таких приемов и методов следует отнести: 1) овладение способами саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активности, концентрации и распределения внимания;
2) овладение приемами мобилизации себя для проявления максимальных волевых и физических усилий; 3) упражнение в использовании этих способов и приемов. Другая задача ОПП к соревнованиям — научить приемам моделирования в тренировочных занятиях условий соревновательной борьбы с использованием моделей двух видов: словесно-образных и натурных. Словесно-образная модель, это описание на словах и образное представление предполагаемой (прогнозируемой) соревновательной ситуации, действий соперника и собственных действий. Словесно-образная модель в какой-то мере «материализуется» за счет использования схем, макетов, рисунков, фотографий и т. п. Натурная модель — это создание в процессе тренировки условий, сходных с условиями предстоящего соревнования. В единоборствах это делается путем спаррингов и судейства тренировочных поединков в разных залах, на разных рингах, в разное время суток. Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на формирование у спортсмена психической готовности к предстоящему бою. Ее цель в том, чтобы перед соревнованием (боем) и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий. Существенными факторами этого состояния являются установка на достижение победы и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой — точности и надежности управления этой активностью. Основными задачами психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию можно считать: определение соревновательных целей, создание установки на достижение этих целей, формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения. Психологическая подготовка спортсмена к каждому конкретному соревнованию начинается с того момента, когда он узнает о возможности (или необходимости) своего участия в этом соревновании, а кончается последним выступлением в нем (финалом). Весь этот промежуток времени подразделяют на три периода: 1) от получения сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о расписании и жеребьевке;
2) от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнования (первого боя); 3) от начала первого боя до окончания финального боя. Эти три периода различаются, во-первых, количеством и достоверностью поступающей к спортсмену информации, а также лимитом времени, имеющимся у него для ее переработки; во-вторых, конкретными задачами, которые надо решать в ходе психологической подготовки; в-третьих, средствами и приемами решения этих задач. Задачи первого периода: 1) сбор предварительной информации о соревновании; 2) сбор предварительной информации о соперниках; 3) постановка (на основании переработки собранной информации) цели участия в соревновании и определение общих задач; 4) программирование средств решения общих задач (речь идет о средствах достижения цели), постановка частных задач и программирование на основе содержательного анализа средств их решения; 5) практическая проверка избранных средств решения частных задач и корректировка программы подготовки; 6) сохранение нервно-психической свежести к началу соревнования. Задачи второго периода: 1) выработка программы поведения и действий в соревновании; 2) составление программы первого боя; 3) сохранение нервно-психической свежести к началу первого боя. Задачи третьего периода: 1) накопление и переработка информации, поступающей в ходе соревнования; 2) уточнение и изменение программы действий в соревновании; 3) обеспечение отдыха между боями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|