Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Сущность и содержание ваккппе — восточно-азиатской классической концепции психо логической подготовки единоборцев




Выводы

Рассмотрев структуру психологической подготовки в современных спортивно-боевых единоборствах (ППСБЕ), можно сделать следующий вывод.

Несмотря на высокие спортивные результаты, которых удается добиваться с помощью традиционных методов ППСБЕ, ее можно дополнить новыми методами и средствами, существенно расширив возможности отечественной системы психологической подготовки единоборцев.

Настоящее исследование изыскивает эти методы и средства в восточно-азиатской классической концепции психологической подготовки единоборцев, насчитывающей более трех с половиной тысяч лет и имеющей самый широкий опыт практического применения.

Переосмысление опыта, накопленного иной социально-культурной средой, с позиции современного естествознания и научной терминологии позволяет, с одной стороны, существенно обогатить современную науку, с другой — объяснить механизмы древних методов познания. То же касается и психологии — богатая методами психологического воздействия Восточно-Азиатская натурфилософия требует в настоящее время не только практического внедрения, но и теоретического объяснения.

Оригинальная модель личности, созданная в Восточной Азии, уже много столетий волнует умы западных ученых.

Спортивно-боевые единоборства — та область, где с позиций западной науки возможно решение некоторых древних загадок и успешное применение этих традиционных средств в современной психологии спорта и в других отраслях.

 

Глава II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВАККППЕ — ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПСИХО ЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЕДИНОБОРЦЕВ

 

При попытках использовать традиционные азиатские методы для ПП единоборцев любой специалист сразу же встречается с целым рядом противоречий. Например, между естественнонаучной методологией современной спортивной психологии и древними азиатскими представлениями о сущности психики человека; между понятийным аппаратом современных и «традиционных» методов психотехники; между военно-прикладной ориентацией «классических» восточных боевых искусств и состязательно-игровой ориентацией «новых» СБЕ; между средствами специальной подготовки в тех и других и т. д. и т. п.

Например, противоречия в понятийном аппарате проистекают из методологических различий между современными научными и традиционными древними представлениями о психических процессах. Ярким примером тому являются термины «пневма» (санскр. «прана »; кит. «ци », яп. «ки »), «медитация» (санскр. «дхьяна »; кит. «чань »; яп. «дзэн »), «пустота» (санскр. «шуньята »; кит. «кунь »; яп. «кара »), «элемент бытия» (санскр. «дхарма »; кит. «фа »; яп. «хё »), аналогами которых мы считаем, соответственно, «психика-биополе», «эмпатия», «отсутствие психических состояний», «личностные черты».

Имеются и другие древние термины, с трудом понимаемые современными западными специалистами. Все это определяет актуальность темы нашего исследования не только для спортивной, но и общей, социальной, возрастной, педагогической, военной, медицинской, космической психологии.

Предвосхищая последующее изложение, скажем, что уже в середине 2-го тысячелетия до н. э. в Восточной Азии была создана оригинальная концепция личности и, на ее основе, система психологической подготовки единоборцев. В процессе длительной (несколько тысячелетий) эволюции в странах восточно-азиатского региона последняя была развита и усовершенствована.

Для адаптации данной концепции к условиям современной физической культуры вообще, единоборств в частности, необходимо сначала реконструировать формы, методы и средства традиционной восточной системы психологической подготовки единоборцев. Затем, выявив их сущность и содержание, определить пути ее адаптации в систему спортивной психологии.

При этом автор полагает, что древняя концепция имеет четкую структуру и может быть не только теоретически объяснена с позиций современной научной психологии и психофизиологии, но и успешно применена в учебно-тренировочном процессе в СБЕ.

Традиционно менталитет народов Восточной Азии принято связывать с тремя основными религиозно-философскими учениями: конфуцианством, даосизмом и буддизмом. В данном исследовании мы не будем жестко следовать этому подходу. По меньшей мере потому, что предмет нашего исследования — ВАККППЕ — возникла и начала развиваться задолго до появления данных учений.

Кроме того, подобный подход продиктован еще и тем, что мы анализируем ту базу, которая лежит в основе всех традиционных восточно-азиатских религиозно-философских школ. Ее основу составляют тенденции к структуризации всех проявлений человеческой жизни относительно космических начал. Астрономия, календарь, землепользование, социальное устройство, представления о человеческом организме и, наконец, об его личности — все имело единую структуру и подчинялось единым законам.

Эта особенность восточно-азиатской учений, с одной стороны, усложняет исследование, т. к. ни один компонент нельзя игнорировать, и приходится перерабатывать огромный массив данных, но с другой стороны, именно эта особенность позволяет реконструировать недостающие сведения о той же структуре личности, пополняя их за счет «смежных» пластов знания.

Суть проблемы, встающей здесь перед исследователем — во-первых, противоречие между культурологическими подходами; во-вторых, поиск тех научных законов, посредством которых можно объяснить восточно-азиатскую концепцию личности для ее успешной адаптации в структуру современного естествознания.

Впрочем, уже существуют некоторые положительные примеры. Так, даосизм и особенно буддизм оказали заметное влияние на формирование определенных направлений современной психологии. Метод анализа сновидений Зигмунда Фрейда, концепция архетипов Карла-Густава Юнга, психосоматическая теория оргона Вильгельма Райха, феноменологические теории личности Абрахама Маслоу и Карла Роджерса во многом повторяют даосско-буддийские представления о личности человека.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...