Билет 38.(Построение кривых «доход-потребление» и «цена-потребление»)
КРИВАЯ "ДОХОД-ПОТРЕБЛЕНИЕ" А из-за чего может меняться положение бюджетной линии? Либо из-за изменений в размерах дохода потребителя, либо при изменениях цен на рассматриваемые блага. Давайте рассмотрим каждую из ситуаций. Увеличение денежного дохода графически отображается смещением бюджетной линии вправо и вверх. Такой же результат может быть достигнут при снижении цен обо их продуктов, что также означает, фактически, увеличение дохода. При уменьшении денежного дохода или росте бюджетная линия сдвигается влево и вниз. С ростом реального дохода потребителя бюджетная линия сдвигается последовательно в параллельные положения (на графике это пунктирные линии). Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями (точки 1, 2, 3, 4) показывают последовательные положения равновесия потребителя соответствии с ростом его дохода Эта кривая была названа Дж. Хиксом «доход - потребление» (или кривая уровня жизни, потому что она зависит от изменений дохода потребителей, а значит, уменьшения или увеличения их благосостояния). Если кривая «доход - потребление» является прямой линией, выходящей из начала координат под углом 45°, это означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковом размере увеличивает потребление и блага А, и блага В.Если же покупки увеличиваются непропорционально, то угол наклона бюджетной линии изменяется. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребления блага В и постепенное увеличение потребления блага А. КРИВАЯ "ЦЕНА-ПОТРЕБЛЕНИЕ" Рассматривая кривую «доход-потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменялась только величина дохода. Теперь пусть величина дохода потребителя будет постоянна, но будут меняться цены на блага (А и В), например блага А. Допустим, что цена блага А снижается, т. е. Pal > Ра2 > РаЗ > и т.д. Например, 1 единица блага А стоила 150 рублей, а теперь она стоит 75 рублей. Это значит, что за 150 рублей потребитель может купить, не одну, а целых две единицы блага А. Если это отобразить на графике, но мы будем наблюдать сдвиг бюджетной линии вправо по горизонтальной оси, то есть ограничения потребителя сокращаются за счет снижения цены на одно благо. Дальнейшее снижение цены на благо А соответственно повлечет за собой дальнейший сдвиг прямой (эти сдвиги прорисованы у нас на графике пунктирными бюджетными линиями - на верхнем графике, см. рисунок внизу) и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями точками 1, 2, 3 и объединив их, мы получим кривую «цена-потребление». Ну, а на основании этой кривой мы можем построить кривую спроса (см. нижний график на рисунке). Анализируя кривую «доход-потребление», мы рассматривали влияние изменения дохода, а при анализе кривой «цена-потребление» - влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. На прошлом занятии мы рассматривали кривые безразличия в общем виде. Однако, кривые безразличия приобретают специфический вид в случае товаров заменителей и товаров-комплементов. График жесткой взаимодополняемости будет иметь только одну точку касания кривых безразличия с любой бюджетной прямой, потому что имеет следующий вид (рисунок слева от Вас). Норма предельного замещения в данном случае будет равна нулю (MRS=0) Правда, явление жесткой взаимодополняемости встречается редко, чаще имеет место относительная взаимодополняемость (рисунок справа от Вас). Точка равновесия потребителя в случае абсолютной взаимодополняемости находится в точке сгиба кривых безразличия. А при относительной взаимодополняемости мы просто находим точку касания бюджетной линии к кривой безразличия, как и в общем случае. Рассмотрим следующие два рисунка. Совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рисунок слева). Норма предельного замещения в данном случае будет постоянной величиной (MRS=const). Если провести бюджетную линию под углом к кривой безразличия, то найти равновесие невозможно. В действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рисунок справа). В этом случае покупка блага А может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага В. Билет 39. Эффект замещения и эффект дохода (по Хиксу, по Слуцкому)Эффект замены и эффект дохода по ХиксуОбщий эффект изменения цены распадается на эффект дохода и эффект замены по Хиксу так, как показано на рис. 1. Первоначальная бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рx и Рy. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х1. В случае снижения цены X до Рxt и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2. Попробуем теперь определить, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L', параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3. Следует заметить, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от E1 к E3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 - Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 - Х3. Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3. Таким же образом мы можем разложить общий эффект в случае, когда цена товара X повышается (рис. 2). Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1 - Х3, эффект дохода Х3 - Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода переходом с одной кривой на другую. "Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими."[4] Эффект дохода может быть: –– отрицателен, как показано на рис. 1 и 2 для нормальных товаров, –– положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или –– нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна). В рассмотренных примерах эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен, чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Так, на рис. 3 (на нем показаны лишь бюджетные линии KL и KL1 и вспомогательная линия K'L', точки их касания с опущенными на рисунке кривыми безразличия обозначены соответственно E1, E3) общий результат повышения цены товара X – (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены Х1 - Х3 и эффект дохода Х3 - Х2, при этом (Х1 - Х3) > (Х3 - Х2). Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается его объем изменяется в том же направлении, что и цена. Особый случай — товар Гиффена. ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА ПО СЛУЦКОМУ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|