Билет № 51 Структура олигополистического рынка. Условия олигополии.
Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Характерные черты олигополии: - На рынке доминирует небольшое количество фирм. - Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой. - Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер. - Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска. - Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль. Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы. Можно выделить следующие типы олигополистического поведения. I. Картельное соглашение. Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией. Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.
Препятствия для тайного сговора: - Различия в спросе и издержках. - Число фирм в отрасли. - Внезапный спад деловой активности. - Возможное вступление в отрасль других фирм. - Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации. II. Лидерство в ценах (молчаливый сговор) – это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли. III. Практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента. Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня. IV. Ценообразование по принципу «издержки плюс». Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли. P = AVC + «накидка» Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть AFC и обеспечить нормальную прибыль. Билет № 52 Теория игр и упрощенные модели олигополии. Модель и равновесие Курно. Ломаная кривая спроса. Модель олигополии в контексте теории игр. Равновесие Нэша. Теория игр была разработана Дж. фон Нейманном и О. Моргенштерном в 1944 г., ее дальнейшую разработку продолжил Дж. Нэш. Теория игр имеет большое значение в экономическом анализе. Эта теория рассматривает поведение фирм на рынке как игру, причем имеются определенные правила игры, по результатам которой начисляются «призы» и «штрафы». Участники игры определенно не знают стратегию конкурента, поэтому их поведение основано лишь на прогнозах.
В модели олигополии фирма осуществляет оптимальную политику, ориентируясь на действия своих конкурентов, и предполагает, что конкуренты в отрасли будут поступать аналогичным образом. Данная концепция была сформулирована Нобелевским лауреатом Дж. Нэшем в 1951 г. и получила название «равновесие Нэша». Фирмы «играют», т. е. они принимают решение понизить или повысить цену, рекламировать свою продукцию или нет и т. д. Условием равновесия является то, что если дана стратегия первого игрока, второму остается только повторить его стратегию. Например, рассмотрим стратегию фирм А и В (табл. 4) с понижением цены. Если обе фирмы не понижают цену, прибыль каждой составит, например, 60 млн усл. ед. Если одна из фирм понижает цену, она получает конкурентное преимущество и увеличивает прибыль до 85 млн усл. ед. В это время конкурент терпит убыток в размере 25 млн усл. ед. Если же обе фирмы в сговоре проводят политику снижения цены, прибыль каждого составит по 12,5 млн усл. ед. Таблица 4. Стратегия фирм А и В Стратегия фирм А и В
Необходимо оп ределить, как поступить фирмам А и В, чтобы не проиграть.
А налогом данной ситуации на рынке служит другая игра - так на-зываемая «дилемма заключенного». Суть этой игры в следующем: два узника содержатся в отдельных камерах и обвиняются по одному де-лу (табл. 5). Таблица 5 «Дилемма заключенного»
У обвинения достаточно улик, чтобы осудить узников только на два года. Узникам сообщили (каждому отдельно), что если один соз-нается, а другой нет, то сознавшийся будет свободен, а несознавший-ся получит 20 лет. Если сознаются оба, то каждый получит по 10 лет. Необходимо определить, каким будет поведение заключенного, когда реакция другого неизвестна.
Различают две стратегии поведения, называемые maximin и maximax: 1. maximin - это стратегия пессимиста. 2. maximax - это стратегия оптимиста. Пессимист будет искать наилучший вариант из наихудших резуль-татов. Это ситуация, когда, например, узник А ждет, что узник В при-знается, и тогда А получит 20 лет заключения, при условии, что он не сознается. Чтобы обеспечить себе наименее плохой результат из всех плохих вариантов, узник А решает сознаться, поскольку это позволит ему получить 10 лет заключения, а не 20. Этот результат лучше, чем 20 лет заключения, если узник А не будет сознаваться. Аналогично будет рассуждать и узник В. В результате, не сговари-ваясь, оба узника придут к решению сознаться и получат по 10 лет тюрьмы. Оптимист надеется на самый лучший вариант решения вопроса. Узник А думает, что узник В не сознается, поэтому он решает соз-наться. Но узник В также оптимист и поступает аналогичным обра-зом. В результате, не сговариваясь, оба заключенных придут к реше-нию сознаться и получат по 10 лет тюрьмы. Стратегии maximin и maximax привели узников к одному резуль-тату - это и есть решение Нэша. Подобного рода решение примут и фирмы А и В на конкурентном рынке. В обоих случаях фирмы А и В решают снижать цены, и стра-теги maximin и maximax приведут их к решению Нэша, т. е. пони-жать цены, что даст им равные прибыли - по 12,5 млн усл. ед, каждой фирме. Равновесие Нэша -- это такое состояние фирм, при котором стратегия каждого игрока (фирмы) является ответом на действия других иг-роков (фирм) не худшим из доступных ему стратегий.
Модель равновесия Курно Мы видели, что первая фирма, используя лишь информацию о рыночном спросе и о собственных затратах, может найти свою функцию реакции, Q1 = r1(Q2), на поведение конкурента. Таким же точно образом и вторая фирма может найти свою функцию реакции, Q2 = r2(Q1). Но этого недостаточно. Каждая фирма должна решить, сколько продукта она должна произвести. И она пытается «угадать» действие конкурента. Допустим, что обеим фирмам это удалось. Первая фирма предполагала, что вторая произведет определенное количество продукта Q2 и, исходя из этого, решила выпустить Q1 в соответствии со своей функцией реакции. А вторая, рассчитывая, что ее конкурент произведет именно такое количество продукта, определила в соответствии со своей функцией реакции значение Q2, и это оказалось тем же самым значением, на которое рассчитывала первая фирма. Таким образом, Q1 и Q2 удовлетворяют системе уравнений
Q1 = r1 (Q2); Q2 = r (Q1). (6) Определяемая этой системой пара значений (Q1, Q2) обладает следующим свойством: первая фирма делает наиболее выгодный для себя выбор при данном значении Q2, а вторая — наиболее выгодный для себя при данном значении Q1. Таким образом, объемы Q1 и Q2, удовлетворяющие (6), образуют положение игрового равновесия, как оно было определено в первом разделе настоящего приложения. Ни одна из фирм не имеет стимулов к изменению своего решения, если другая сохраняет равновесный объем. Равновесие объемов выпуска фирм на олигопольном рынке получило название равновесия Курно. Обратимся к разобранному ранее числовому примеру и сделаем еще одно упрощение: будем считать, что вторая фирма имеет точно такую же функцию затрат, что и первая. Тогда и функция реакции второй фирмы будет иметь вид (5), и для равновесных объемов мы имеем систему уравнений Q = 20 - З Q2; Q2 = 20 - Зз Q1. Ломаная кривая спроса Допустим, что на рынке присутствуют две фирмы – А и В, которые имеют приблизительно одинаковые доли производства дифференцированного продукта, и не существует сговора между фирмами о разделе рынка. Возможны два варианта поведения фирм: 1) при изменении цены одной фирмой другая фирма в точности повторяет ее стратегию – тогда график спроса для первой фирмы имеет достаточно крутой наклон (D2ED2’). Доля рынка для обеих фирм практически не изменяется, общий объем продаж изменяется лишь за счет других отраслей. Однако рост валового дохода, связанный с увеличением продаж, будет полностью перекрыт его снижением, связанным с уменьшением цены; 2) при изменении цены одной фирмой другая не реагирует на ее действия – тогда график спроса для первой имеет более пологий наклон (D1ED1’). Если фирма увеличивает цены, то она теряет часть рынка (так как некоторые клиенты перейдут к конкурентам), но не весь рынок, так как товар дифференцирован. Отдельные покупатели, даже при определенном повышении цены, предпочтут продукцию фирмы 1 и она не будет полностью вытеснена с рынка. Если фирма снижает цены, то она отвоевывает часть рынка у конкурентов. MR1FMR1’ и MR2GMR2’– графики предельного дохода исследуемой фирмы в обоих случаях.
В реальности конкуренты не будут выбирать чистую стратегию поведения – скорее всего, они будут снижать цены при снижении цен первой фирмой, чтобы не потерять рынок, но не будут повышать цены при повышении цен рассматриваемой фирмой. Поэтому кривая спроса на продукцию фирмы будет ломаной, состоящей из эластичного отрезка D1Е и неэластичного ЕD2 (на рисунке отрезки объединены жирной линией). Кривая предельного дохода фирмы также будет ломаной. Из-за резкого различия в эластичности кривой спроса выше и ниже равновесной цены существует разрыв между эластичным отрезком предельного дохода MR1 и его неэластичным отрезком MR2. Этот разрыв FQ можно рассматривать в качестве вертикального отрезка кривой предельного дохода MR1FQMR2’ рассматриваемой фирмы. При любом смещении кривой предельных издержек в рамках этого вертикального отрезка обеспечивается условие максимизации прибыли олигополистической фирмой: MR=MC.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|