Билет № 69 (Несовершенная конкуренция на рынке труда6 монопсония, профсоюзная модель)
Что же можно отнести к этим внеконкурентным факторам? Прежде всего, это различные институты. Во-первых, к ним относится государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Государство в различных странах устанавливает минимально гарантированный уровень заработной платы, осуществляет индексацию доходов; тормозящее влияние на колебание цены труда оказывают в ряде случаев и другие направления социальной политики государства, о чем подробнее будет идти речь в гл. 24. Во-вторых, профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной платы, как правило, в направлении ее повышения по сравнению с равновесным уровнем. В-третьих, крупные корпорации тяготеют, как правило, к установлению сравнительно стабильной во времени стандартной ставки заработной платы, отказываясь слишком часто пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нем товара. Проявление рыночных законов (например, закона спроса, установления равновесной цены и др.) на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа услуг труда производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок действия трудового соглашения продавец как бы «выводится» на время из текущей конъюнктуры рынка. Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это означает, что индивидуальный договор рабочих с предпринимателями признается юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем те, которые определены в коллективном договоре. В чем смысл коллективности договора и принципа нормы как минимума? Эти положения договора позволяют устранить конкуренцию между наемными работниками в борьбе за получение рабочего места, - ведь конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие условия труда, диктуемые предпринимателями, особенно в отсутствие профсоюзов.
Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др. Рассмотрим важнейшие методы, при помощи которых профсоюзы добиваются повышения заработной платы. Во-первых, профсоюзы могут ограничивать предложение услуг труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, лоббированием законов о максимальной продолжительности рабочего времени, удлинением срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, установлением высоких профсоюзных вступительных взносов с одновременным запрещением принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки и т. п. Сокращение предложения услуг труда при неизменном спросе на них приводит к росту равновесной цены, т. е. ставки заработной платы. Во-вторых, профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше равновесного уровня. В-третьих, профсоюзы могут содействовать росту спроса на услуги труда. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на услуги труда, например, проведение рекламных кампаний в пользу того или иного товара (не будем забывать, что спрос на рынке труда -это производный спрос). Росту спроса на услуги труда содействует и политика профсоюзов, настаивающих на установлении высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо национальную отрасль и способствующих росту производства внутри страны. В результате увеличивается количество используемого труда и возрастает заработная плата.
Отраслевой профсоюз часто выступает как монополия на рынке труда, при этом его монопольная власть тем выше, чем большая доля работников данной отрасли входит в соответствующий профсоюз. Общие закономерности ценообразования в условиях чистой монополии подробно рассматривались в гл. 7. Применительно к рынку труда ситуация в случае монопольной власти профсоюза показана на рис. 11.7. Теоретически можно представить цель профсоюза по аналогии с фирмой, стремящейся к максимизации прибыли. Это, конечно, упрощение, но оно поможет нам яснее представить механизм установления заработной платы на рынке труда в случае монополии профсоюза. Но что же именно максимизирует профсоюз? Из графика на рис. 11.7 следует, что кривая спроса DL с которой сталкивается профсоюз-монополия, может быть представлена как кривая его среднего дохода ARU, (union - от англ. союз, объе-16* динение). Ниже расположена кривая предельного дохода MRUпрофсоюза. Кривая предложения SLесть не что иное, как кривая предельных издержек МСи. Равновесие отраслевого рынка труда, монополизированного профсоюзом, определяется точкой Е1, в которой пересекаются кривые МRи и МСU. Проведя вертикаль до кривой спроса, мы находим точку U, на уровне которой и установится заработная плата wEтогда как на конкурентном рынке равновесие определялось бы точкой Е, соответствующей уровню зарплаты WE Соответственно, равновесная ставка заработной платы wU, на монополизированном рынке ресурса выше, чем wE, а число занятых работников LU - меньше, чем LE. Затемненная площадь показывает нам величину экономической ренты, получаемой занятыми рабочими. Вот что стремится максимизировать профсоюз-монополист! Максимизация экономической ренты приводит к увеличению отраслевой ставки заработной платы при уменьшении количества используемых работников, то есть к отклонению рынка от положения полной занятости.1
Другое положение на отраслевом рынке труда может сложиться при наличии на нем монопсонии, когда в отрасли действует всего один покупатель услуг труда. Такая ситуация может сложиться, например, в небольшом городе, где единственным работодателем выступает одна имеющаяся в нем фирма. Ситуация монопсонии рассматривалась в гл. 7. Графическое изображение монопсонии на рынке труда выглядит так, как это показано на рис. 11.8.
Экономика MMty
Рис. 11.7. Монополия профсоюза на рынке труда Рис. 11.8. Монопсония на рынке труда Кривая спроса DL для монопсониста представляет собой кривую предельного продукта труда в денежном выражении MRPL, а кривая предложения труда SL - линию средних издержек на ресурс (в данном случае на труд) ARCLКроме того, следует напомнить, что у монопсониста предельные издержки на фактор MRCLрастут быстрее по мере увеличения закупок услуг труда, чем средние издержки ресурса, т. е. ARCL. Для лучшего понимания того, почему предельные издержки на ресурс растут быстрее его средних издержек, проведите сравнительный анализ соотношения между восходящей ветвью АС и МС из гл. б, § 1, 2. И вы увидите, что они аналогичны отношениям между ARCLи MRCL. Это происходит потому, что монопсонист, нанимающий дополнительное количество работников, вынужден не только привлекать вновь нанимаемых рабочих более высокой ставкой заработной платы, но и устанавливать эту повышенную ставку и для работников, нанятых ранее. Равновесие на рынке труда в случае монопсонии определяется точкой пересечения кривых предельных издержек на фактор (MRCL) и предельным доходом от продукта используемого фактора (MRPL, т. е. точкой E1Проведя вертикаль от нее до кривой SL, мы определяем точку М и, соответственно, уровень заработной платы при монопсонии wM. А в условиях совершенной конкуренции равновесие определялось бы точкой пересечения кривых MRPL;и ARCL, т. е. точкой Е. Поэтому в отрасли будет нанято меньше работников, чем в условиях совершенной конкуренции (на величину LELM) и по более низкой ставке заработной платы (на величину wEwM).
Интересно рассмотреть ситуацию так называемой двойной монополии, складывающуюся тогда, когда монопольной власти профсоюза противостоит монопсоническая власть работодателя. Для этого совместим два предыдущих графика на рис. 11.9. Анализируя этот график, важно четко разобраться в интерпретации изображенных кривых. Нам придется смотреть на них то «глазами» монопсониста, то профсоюза-монополиста. Как и на рис. 11.7 и рис.11.8, нижние индексы в виде букв U(от англ. union - союз, объединение) и М (от англ. monopsony - моно-псония) будут обозначать принадлежность к двум противоборствующим силам: профсоюзу - монополии и монопсонии Рис. 11.9. Двойная монополия на рынке труда. Итак, кривая DL с точки зрения монопсонии - это кривая ее предельного дохода от продукта фактора, т. е. MRPM. Кривая SL интерпретируется как кривая предельных издержек профсоюза МСU и в то же время - кривая средних издержек на ресурс (труд) монопсонии ARCM. MRU - это кривая предельного дохода профсоюза-монополиста, а кривая МRСM отражает предельные издержки на ресурс монопсониста. Далее мы определяем уже известным нам способом уровни заработной платы при монопсонии (точка E1) и при монопольной власти профсоюза (точка E1). Они, соответственно, будут равны wMи WU На графике видно, что как монополия, так и моно-псония имеют своим результатом уменьшение занятости в отрасли (LMи LUсоответственно) по сравнению с ее равновесным уровнем в условиях совершенной конкуренции LE. Что же касается заработной платы, то ее ставка при монополии профсоюза (wU) - выше, а при монопсонии (WM) - ниже той, которая сложилась бы в том случае, если бы рынок труда был конкурентным (wE) В зависимости от соотношения сил между профсоюзом и работодателем, ставка заработной платы будет колебаться в промежутке между wMи wu, т. е. ее уровень, а также уровень занятости, будет весьма неопределенным. Известный американский экономист Джон Гэлбрейт не случайно назвал профсоюзы «уравновешивающей силой», возникшем в ответ на монопсонистическую власть крупнейших фирм. Но конечный исход этой борьбы гигантов вовсе не гарантирует приближения ставки заработной платы к конкурентному уровню. Следует заметить, что чистая монополия или чистая монопсония встречаются на рынке труда крайне редко. Дело в том, что в среднем членами профсоюза являются 20-40 процентов рабочих разных отраслей, а это ослабляет монополию профсоюза Монопсоническая власть так же не абсолютна, поскольку у работников почти всегда имеются альтернативные возможности трудоустройства.
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Как уже отмечалось выше, законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частом, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок груда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не свя- чанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах. Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка. В конце XX века в регулировании рынка груда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций современных неоклассиков {см. гл. 26) во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды современных представителей неоклассической школы исходят из того, что вследствие зарегули-рованности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм. В результате, по мнению неоклассиков, экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и устойчивой массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявили особые требования к качественным характеристикам труда, который в новых условиях должен отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильностью. Такая мобильность немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование и флексибилизация рынка mpудa, т. е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма. Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде, системы оплаты услуг труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 1960-80-х гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибылях компании, причем работник может нести и риск убытков предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости, особенно в условиях компьютеризации общественной жизни, — надомничество, временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость. В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение. Тем не менее, итогом флексибилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Речь идет о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|