Вклад в религиозные науки
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад Аль-Газали Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад Аль-Газали ЭЛЕКСИР СЧАСТЬЯ
Аннотация
Имам Газали обладал проницательным умом, прекрасной памятью. Будучи неудовлетворенным простой теологической подготовкой, он ушел из медресе "Низамия" в Багдаде и превратился в дервиша, отвергнув то, что имел в обществе, проводя время о уединении, встречаясь с суфиями и занимаясь духовной практикой. Период самоотречения длился более 10 лет. Суфизм принёс ему душевное успокоение, умиротворение разума; жажда духовности была утолена. В своих произведениях, в том числе в "Воскрешении наук о вере" - самом известном и почитаемом из трудов, он пишет о духовном опыте, о суфийской практике. Впрочем, его сочинения касаются всех религиозных наук, его талант проявился и в духовных, и в рациональных предметах.
КИМИЯ - и - СААДАТ
ЭЛЕКСИР СЧАСТЬЯ
Аль-Газали
ОБ ИМАМЕ АЛЬ-ГАЗАЛИ "Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз..." (Корм, 32:17) И мам Газали (1058 - 1111 по христианскому летоисчислению) был великим ученым, наделённым глубоким знанием богословия, права, преданий, Кур'ана. Он хорошо разбирался в греческой философии. Его называли Худжатуль-Ислам.
Имам Газали обладал проницательным умом, прекрасной памятью. Будучи неудовлетворенным простой теологической подготовкой, он ушел из медресе "Низамия" в Багдаде и превратился в дервиша, отвергнув то, что имел в обществе, проводя время о уединении, встречаясь с суфиями и занимаясь духовной практикой. Период самоотречения длился более 10 лет. Суфизм принёс ему душевное успокоение, умиротворение разума; жажда духовности была утолена. В своих произведениях, в том числе в "Воскрешении наук о вере" - самом известном и почитаемом из трудов, он пишет о духовном опыте, о суфийской практике. Впрочем, его сочинения касаются всех религиозных наук, его талант проявился и в духовных, и в рациональных предметах.
СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ
Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад Аль-Газали родился в городе Тус на севере Персии (Иран) в 1058 году (450 г. по Хиджре).
Его отец, прядильщик шерсти, любил слушать проповедников и ученых и страстно желал, чтобы его сыновья стали такими же образованными и красноречивыми. Гаэали, как наиболее образованный представитель своего города, вскоре получил почетный титул имама, а его брат Ахмед сделался вдохновенным проповедником. Таким образом, мольбы и желания их отца были полностью удовлетворены. После смерти отца братья со скудным наследством были поручены бедному аскету. Когда наследство закончилось, аскет предложил им продолжить обучение в школе, где те могли бы быть поддержаны материально. Газали проявил себя как превосходный студент. O нем говорили, что он жаждал понять сущность вещей и всего, что его окружает. Он часто повторял: "Мы стремимся к гыйльму (знанию), только ради Аллаха, ради Его милости и довольства".
Газали ездил в Джурхан, где слушал и записывал лекции Абу Насра Аль-Исмагыйли. На обратном пути, однако, он был ограблен разбойником. Когда Гаэали попросил того оставить хотя бы записи, разбойник усмехнулся:
"Как можешь ты называть себя ученым, если можешь лишиться своих знаний? Ясных знаний без этих книг?"
Разбойник все же возвратил ему книги и тетради, и впоследствии Газали провел 3 года, тщательно изучая и запоминая свои записи, чтобы "такой разбойник" более не смог украсть его знания.
Гаэали совершил путешествие в Нишапур (Нишатри), крупнейший город Хорасана, и учился там у имама Аль-Харамайн Абдуль-Малика Аль Джувайни. После смерти шейха он возглавил лагерь сельджуков султана Низама Аль-Мулька в Багдаде. Ученые Багдада признали ученость Газали, и вскоре он был назначен руководителем медресе "Низамия" - это случилось, когда Газали уже достиг широкой известности в политических и религиозных кругах.
С 1093 г. (485 г. по Хиджре) Газали много времени проводил в мечети Омейядов в Дамаске, размышляя над различными проблемами. Тогда же он несколько раз посетил Мекку. В 1097 г. (489 г, по Хиджре) на могиле пророка Ибрагима он поклялся никогда "не брать денег от правителей и не угождать им". Его обратный путь в Туc лежал через Багдад, но, исполняя свой обет, он остановился у Абу Сайда Аль-Найсабури и не посетил правителей города. Проведя некоторое время затворником, он написал книгу "Ихья Гулумад-дин" - ("Воскрешение наук о вере").
Возвратясь в Туc, Газали сосредоточил свои усилия на обучении студентов, пока, видя бедственное положение образования, не вернулся в Нишапур, где проповедовал свои взгляды, изложенные в книге "Ихья". В понедельник 14 числа месяца Джумади Аль-Ахира в 1111 году (505 год по Хиджре) он умер и был похоронен братом Ахмедом.
ВКЛАД В РЕЛИГИОЗНЫЕ НАУКИ
Газали принадлежит эзотерическая интерпретация многих aятов Кур'ана на основе преданий и примеров на жизни ранних мистиков. Аяты и хадисы стали для него основанием великих принципов суфизма. Он приводил предание, в котором Пророк (с.г.в.) говорил своей любимой дочери, чтобы она практиковала зикр, размышление... и только тогда ей будет обеспечено место наравне с Марией, матерью Христа, и другими достигшими ее уровня. То, что она его (с.г.в.) дочь, само по себе не поможет. Она должна прикладывать усилия и заслужить искупление. Его размышления не помогут тому, кто не практикует аскетизм и не занимается созерцанием.
Среди важнейших книг имама Газали - "Кимия-и-саадат" ("Алхимия счастья!"), написанная на персидском языке. Она стимулировала новый подъём суфизма в Иране, помогла многим лучше понять основы духовной жизни о Исламе.
По своей структуре "Химия" похожа на "Воскрешение наук о вере". Состоит "Алхимия счастья" из 8 глав, первые четыре (унваны, т.е "заглавия", в персидском оригинале) в переводе с английского языка и составляют нашу книгу. Затем идут четыре "рукна", сообщающие о религиозных законах и духовной жизни.
Вследствие того, что труды имама Газали оказали огромное влияние на богословие Ислама и на духовную практику верующих, думается, что читателям будет интересно познакомиться с таким великим, глубоким по содержанию произведением, как "Алхимия счастья".
Деятельность Газали - это веха в истории Ислама; одна из вершин в мире духовной литературы; Его книги - это маяки для тех, кто стремится к богопознанию.
Один великий человек так описал результат духовного влияния "Воскрешения наук о вере":
"Простое чтение его производит духовное воздействие на сердце читателя. Каждое слово режет сердце, как удар кинжала, и колет, как ланцет. Каждое слово производит чудесное изменение. Приходишь в экстаз просто от внимательного прочтения работы...
Его душа искала в тасаввуфе и его практике совершенного мира. Он оставил дискуссии и критику, проводя все время в поминании Бога. Он занимался контролированием ума и уничтожил свое плотское "Я". Он с пылом занимался внутренним очищением. Он отверг весь блеск мира. чтобы достичь реализации втой цели... Тогда он описал свой десятилетний опыт в сочинении "Воскрешение наук о вере"".
ОЧИЩЕНИЕ СЕРДЦА
Сам Газали писал о своем пути так: "Для меня стало ясно, что суфии - люди, обладающие действительным внутренним Знанием, а не одними словами. Я понял, что изучил в их учении все, что могло быть достигнуто путем изучения, а то, что осталось не изученным, не могло быть постигнуто иным путем, кроме пути экстазов и благочестивой жизни".
Он говорит, что значит - быть суфием: "И в делании, и в неделании их, как внутреннем, так и внешнем, они просвещены исходящим из пророческого источника светом. Чтом стaть суфием, прежде всего необходимо всецело очистить сердце от всего, кроме Бога.
Ключ к созерцательной жизни дают смиренные и горячие молитвы, а также размышления о Боге, которым сердце должно отдаться всецело, беэ остатка. Но это лишь первый шаг суфия, последняя цель которого - совершенное успокоение в Боге".
Очищению сердца, освобождению от пристрастия к мирскому имам Газали уделяет много внимания:" Обладатели сердец знают, что мир есть пашня другого мира, что сердце есть почва, вера - семя в ней, что (проявления) покорности подобны вспахиванию почвы очищению ее, прерыванию рек и орошению ее водой, что сердце, погрязшее в бренном мире и погруженное в негоб подобно засоленной почве, на которой не взрастет семя, что Судный День есть день жатвы и не пожнет ни один из тех, кто не посеял, посев взрастет только от семян веры, но нет пользы от веры в порочном сердце и при дурном поведении, подобно тому как в солончаке не взрасти семени."
Вся хвала Аллаху Тааля, Который заставил Своих друзей задуматься об опасностях мира и его губительных воздействиях. Он открыл им его секреты и предупредил их о его недостатках. Богословы осознали, какова истинная природа различных состояний мира и после сравнения его достоинств и пороков осознали, что вред его больше, чем выгода от него. Они понимают, что надежды, которые человек возлагает на этот мир, — ничто по сравнению с ужасными последствиями мирских устремлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|