Как в норме происходит у ребенка формирование и развитие первой привязанности?
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Первая привязанность. Главный урок доверия.
От «цепляния» к партнерству Нам известно, что такое привязанность в бытовом смысле. А что в это понятие вкладывают психологи? - В целом, понятие привязанности в психологии синонимично «общепринятому» значению этого слова. Привязанность - это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время. В психологии очень тщательно изучены механизмы возникновения и разрушения привязанности, разные аномальные формы этого процесса. Теория привязанности была разработана Джоном Боулби, британским психоаналитиком, в 60х годах XX в, и подхвачена затем Мэри Эйнсуорт и многочисленными последователями. Подход Боулби к исследованию процессов формирования привязанности в корне изменил представление о нормальных и проблемных отношениях между матерью и ребенком, а также позволил установить связь между реакциями ребенка на мать (или заменяющий ее объект) и дальнейшей способности этого ребенка устанавливать эмоциональные, глубокие отношения с людьми, любить и открывать мир. Дети не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, так как от этого зависит их чувство доверия к миру, отношения с людьми, развитие и готовность исследовать мир в целом. Какие существуют методики изучения принципов формирования и разрушения привязанности у детей? На основании чего вообще возникла теория привязанности – наблюдения за детьми, исследование психологии взрослых людей, что-то еще? - Исследования и опыты австралийского этолога Конрада Лоренца, проводившиеся в 40-х гг XX в, показали, что после появления на свет многие животные нуждаются в образе для подражания и запечатления в памяти. Образом, который проявляет себя определенными действиями, на восприятие которого животные (или птицы) настроены с самого начала, обычно является мать. Однако, выяснилось, что и любой другой объект, попадающий в поле зрения детенышей в определенный чувствительный период времени и обладающий некоторыми особенными характеристиками, может восприниматься ими всю жизнь как материнский образ (этот процесс был назван импринтингом). Например, исследуя поведение утят, Лоренц установил, что вылупившиеся из яйца малыши первым делом осуществляют поиск "образа матери". Единственное, что должен был делать претендент на роль матери, — это двигаться. Если перед только вылупившимися утятами появлялся двигающийся объект, утята начинали повсюду следовать за ним. В качестве объекта в опытах успешно выступали и неодушевленные предметы, и сам Лоренц. По прошествии одного дня с небольшим импринт матери у утят завершался. После этого они уже полностью игнорировали даже свою настоящую мать, если таковую им пытались вернуть, и повсюду следовали за подушкой на колесиках, или за самим Лоренцем (за счет импринтинга именно его образ впечатывался в качестве «матери», и утята с удовольствием купались в реке вместе с ним, ходили за ним по улицам, старались всегда быть рядом, отказываясь при этом следовать за утками).
Эти исследования, а также исследования истории человечества, когда и сформировался механизм рефлекторного физического и эмоционального "цепляния" за мать человеческого детеныша, не способного в одиночку противостоять опасностям мира; и стали теоретической основой теории привязанности психоаналитика Джона Боулби. Эволюционно целью установления особых отношений между матерью (или заменяющим ее лицом) и ребенком были лишь безопасность и выживание. Для создания и закрепления этой связи природа предусмотрела продуцирование ребенком особых коммуникативных сигналов: плач, улыбка, лепетание, сосание, цепляние, следование за ухаживающим лицом повсюду. Мать, откликаясь на эти сигналы, удовлетворяет потребности ребенка, поддерживает вокруг него безопасную среду, и испытывает чувство привязанности и любви к малышу.
Ну, а, так сказать, практическая часть теории привязанности возникла из клинической практики ее авторов, клинических психологов. Джон Боулби выдвигает свою теорию привязанности исходя из своих многолетних наблюдений за детьми, оставшимися без попечения родителей и данных научных экспериментов, проводимых с младенцами в Домах Малютки, т.е. на момент оформления теории привязанности как идеи, у него был собран уже большой практический материал, надежные результаты экспериментов, теоретическое обоснование.
Как в норме происходит у ребенка формирование и развитие первой привязанности? - В психологии привязанности довольно четко определены основные периоды формирования привязанности. В ходе первой фазы (рождение – 3 месяца) ребенок реагирует на людей неразборчиво. Уже на этой стадии в поведении младенца присутствует целый комплекс таких социальных знаков, как улыбка, плач, цепляние; призванных создать вокруг ребенка безопасность, а также удержать рядом заботящихся о младенце взрослых. Улыбаются младенцы поначалу всем, отдавая предпочтение лицам людей или даже их изображениям. С помощью улыбок и протягивания ручек (тоже, кстати, рефлекс) ребенок "привязывает" к себе мать, как бы заставляя умиляться и заботиться о нем; и сам выражает радость, что его потребности удовлетворяются. Вторая фаза (от 3 до 6 месяцев): малыш фокусирует внимание на знакомых людях. Ребенок становится "разборчивым", четко выделяет из окружения знакомых людей, которым демонстрирует гуление и улыбки, и незнакомых, которых предпочитает наблюдать. В этом возрасте может выделиться один объект привязанности, охотнее других откликающийся на его потребности (чаще мать), с которой начинается строиться коммуникация. Третья фаза (от 6 месяцев до 3 лет): привязанность и активный поиск близости. Начиная примерно с 6-месячного возраста, привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной (особый период развития). У ребенка появляется т.н. сепарационная тревога, проявляющаяся в сильном беспокойстве и плаче, когда мать покидает комнату. Согласно исследованиям, ребенка расстраивает в этом возрасте отсутствие в поле зрения единственного предпочитаемого человека; а после очередной встречи с ним ребенок подает комплекс радостных сигналов; тянется к нему, улыбается, издает радостные звуки. Как только ребенок научается ползать, а затем ходить, он следит за перемещениями родителя и следует за ним всюду, успокаиваясь, когда вновь оказывается рядом с ним или у него на руках. При этом цели родителя ребенка мало интересуют, он довольно эгоцентрично следует за ним. К концу первого года жизни у ребенка уже складывается общее представление о доступности и отзывчивости матери, то есть, он уже знает, может ли доверять ей и, исследуя мир, надеяться на ее поддержку в незнакомой ситуации, или лучше, например, быть пассивным и держаться к ней поближе. Через некоторое время ребенок с позитивным опытом привязанности становится способен какое-то время исследовать мир самостоятельно, возвращаясь к матери периодически, как к "отправной точке" или в случае опасности.
Здесь мы можем сказать молодым мамам, беспокоящимся из-за того, что ребенок "слишком привязан к ним", "не дает выйти из комнаты" и даже "идет вместе с ней в туалет": поведение Вашего ребенка абсолютно нормально, мало того, с точки зрения эволюции, оно очень успешно! Лучше рассматривать такое поведение ребенка не как повод для злости и тревоги; а как сигнал, что Вашему малышу небезопасно, он пока боится мира, в котором Вас нет! В ходе четвертой фаза (3 года – окончание детства) малыш демонстрирует способность к партнерскому поведению. Ребенок этого возраста уже имеет некоторое представление о том, что у другого человека могут быть свои задачи и планы, он может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Поэтому ребенок более охотно позволяет родителю уйти, действуя уже с учетом интересов другого.
А вот они, условия…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|