Многих родителей интересует: можно ли как-то «диагностировать» по поведению, реакциям ребенка тот факт, что с формированием привязанности у него к ней возникли проблемы?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 - Привязанность или ее отсутствие в системе "мать-дитя" психолог может определить на основании наблюдения за поведением ребенка и рассказам матери, но авторы теории привязанности дают еще один совершенно точный инструмент для ее "измерения". Качество привязанности можно выявить в специально разработанном тесте “Незнакомая ситуация". Тест “Незнакомая ситуация” первоначально разрабатывался М. Эйнсуорт для изучения исследовательского поведения ребенка раннего возраста (1 — 2 года) в присутствии и в отсутствие матери. Экспериментальная ситуация происходит в новой для ребенка, потенциально интересной комнате с игрушками и включает несколько эпизодов по три минуты каждый. После предварительного знакомства с игровой комнатой ребенку дается возможность исследовать новую привлекательную игрушку в присутствии матери. Затем в ту же комнату входит незнакомый взрослый человек, который сначала спокойно сидит в стороне; потом меняется с матерью местами и предлагает ребенку поиграть с ним. В следующем эпизоде мать уходит и оставляет ребенка с незнакомым взрослым. Через 3 мин мать возвращается и начинает играть с ребенком; еще через 3 мин незнакомый человек и мать исчезают вместе, оставляя ребенка наедине с игрушками. В последнем эпизоде мать снова встречается со своим ребенком и уже не расстается с ним.
Тест, который вы описали выше, воспроизводим в «домашних условиях»? Иными словами, могут ли родители, понаблюдав за поведением ребенка в подобных условиях, сделать корректные выводы о том, какой тип привязанности к матери у него сформирован?
- Думаю, этот тест будет вполне показателен и надежен, если при его проведении учесть следующее. Во-первых, ребенок с мамой должны вместе прийти в интересную, безопасную и новую для ребенка комнату с игрушками и поисследовать ее вместе. Во-вторых, должен быть незнакомый человек, который останется с ребенком, когда мать выходит. В третьих, необходимо соблюсти порядок и время выполнения отдельных этапов. А вообще, определять эти типы привязанности, мне кажется, вовсе не необходимо. Они просто могут "математически" выявить особенности взаимодействия матери и ребенка. Но ведь и мать с ее личностной структурой, и ребенок со своим типом привязанности подходят другу, как ключ к замку; и если в их отношениях что-то не ладится, то нужно не тесты делать, а искать способы "настройки" друг на друга, учиться проявлять доверие и любовь, в конце концов, идти к психологу, который без тестов увидит проблемы в этой области.
- Если говорить о детях более старшего возраста, можно ли считать одним из основных показателей того, что у ребенка сформировалась здоровая привязанность и его личность развивается достаточно гармонично, способность ребенка выстраивать партнерские отношения, учитывать интересы родителей? Ну, здоровый детский эгоцентризм, конечно, есть у любого ребенка, он проявляется заметно в среднем до возраста 6-7 лет, до этого возраста дети еще не всегда могут сами посочувствовать другому, брать и давать в отношениях равномерно. Зато такие дети со здоровой привязанностью могут с полуслова понять просьбу или объяснение родителя и изменить свое поведение или уступить его интересам, потому что они знают: родители их любят, они нужны и важны, и могут получить поддержку, когда необходимо. Это для ребенка главное, почему бы не уступить в малом? Такие дети не "манипулируют" родителями, не выпрашивают систематически с ревом игрушки в магазине, если им отказано, не виснут на маме, запрещая ей выходить в магазин или говорить по телефону, не становятся в садике агрессорами или изгоями. У более старших детей по манере общения и взаимодействия ребенка с окружающими, действительно, можно увидеть, как развивалась привязанность, и какие проблемы с ее становлением возникли. При этом важно осознавать, что способность ребенка выстраивать партнерские отношения расширяется с родителей на других людей, в том числе и на сверстников! Если ребенок успешно сформировал привязанность к матери, то потом он охотно вступает в контакт и заводит разные отношения (доверяет людям). И, скорее всего, эта вера в людей сохранится в нем на долгие годы (если не случится чего-либо экстраординарного), - а как важно адекватно коммуницировать в современном обществе, знает каждый по себе.
Многие мамы детей в возрасте 4-5 лет жалуются, что дети ведут себя «как маленькие», что они чересчур «липнут» к ним, никуда их от себя не отпускают, эгоцентричны. Такая «затянувшаяся» третья фаза — это тоже знак «неправильно сформированной» привязанности? Ну, тут, мне кажется, могут быть разные варианты. Вообще говоря, "цепляние" детей за родителей - это всегда знак некоторого регресса, возвращения во младенчество, так сказать. Оно может проявляться у здоровых детей в нестабильные, критические периоды, после больших потрясений. Может быть признаком неправильного воспитания, невыстроенных границ, когда родители не отделяют свою жизнь от жизни уже подросшего ребенка (хоть и мечтают об этом сами). Здесь тоже есть проблемы в привязанности, ибо, если мать тотально жертвует своими интересами в пользу ребенка, их отношения основаны не на любви. А может быть, действительно, показателем высокой тревожности ребенка и отсутствия у него чувства безопасности при отдалении от родителя – а это, как раз, уже проблемы с привязанностью.
Страх под маской любви
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|