Адаптация к детскому саду.
Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель, сделать их пребывание комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Как вы думаете, что такое адаптация? Адаптация - лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка. Различают степени тяжести происхождения адаптации к детскому саду: 1. Легкая адаптация: - временное отношение сна (нормализуется в течение 7 - 10 дней); - аппетита (норма по истечении 10 дней); - неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д. ), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности происходит в норму за 20-30 дней. 2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. 3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения).
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок. Однако как бы ни готовили ребенка к детскому саду, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Причины тяжелой адаптации к условиям д/с: 1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада. 2. Наличие у ребенка своеобразных привычек. 3. Неумение занять себя игрушкой. 4. Несформированность элементарных культурно - гигиенических навыков. 5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми. Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода: 1. Возраст 2. Состояние здоровья 3. Уровень развития 4. Умение общаться с взрослыми и сверстниками 5. Сформированность предметной и игровой деятельности 6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада. Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к д/с: - по возможности расширить круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведения посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним; - помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру; - развивать подражательность в действиях: «полетаем как воробушки, попрыгаем как зайчики»; - учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть, кто плачет; - не высказывать сожаления о том, что приходиться отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например не приручен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя;
- приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь: - самостоятельно садиться на стул; - самостоятельно пить из чашки; - пользоваться ложкой; - активно участвовать в одевании, умывании. Наглядным примером являются прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный. Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно. Нужно соизмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка. Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку. В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища - воспитатели стараются по возможности создать хоть некоторые условия, схожими с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, поиграть в лото). Скорее всего ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще. Условия уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность. Дайте детям возможность быть самостоятельными, разумеется, соответственно их возрасту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|