И анализ номинальных размеров
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»
Секацкий В.С., Мерзликина Н.В.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ И НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ Методические указания к курсовой работе
Красноярск
УДК
Взаимозаменяемость и нормирование точности: Методические указания к курсовой работе / Сост. В.С. Секацкий, Н.В. Мерзликина — Красноярск: СФУ, 2011. 40 с.
Приведены задания, методические указания и примеры решения основных вопросов по курсовой работе в дисциплине «Взаимозаменяемость и нормирование точности». Предназначены для бакалавров всех форм обучения по направлениям подготовки 221400.62 «Управление качеством» и 221700.62 «Стандартизация и метрология».
УДК Ó Секацкий В. С., 2011 Ó Мерзликина Н.В., 2011 Ó СФУ, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Методические указания предназначены для выполнения и курсовой работы. Они объединяют комплекс взаимосвязанных вопросов индивидуально для каждого студента по единому направлению дисциплины «Взаимозаменяемость и нормирование точности». Объем и содержание методических указаний соответствует требованиям государственных стандартов к изучаемой дисциплине для бакалавров всех форм обучения по направлениям подготовки 221400.62 «Управление качеством» и 221700.62 «Стандартизация и метрология». Курсовая работа выполняется частично на практических занятиях и частично за счет самостоятельной работы студентов. На первом этапе студенты выполняют сборочный чертеж узла, затем знакомятся с расчетом и выбором стандартных допусков и посадок типовых соединений и решают сборочную размерную цепь.
Общие положения
Цель настоящий курсовой работы - привить навыки пользования нормативно-технической документации и проверить правильность применения полученных знаний по выбору сопряжений и расчёту их параметров при решении конкретных инженерных задач. Курсовая работа состоит из графической части и расчётно-пояснительной записки. Объем графической части и содержание расчетно-пояснительной записки устанавливает руководитель курсовой работы в зависимости от специальности студентов. Графическая часть может включать в себя следующие документы: 1) сборочный чертёж узла (формат А1 или А2); 2) рабочий чертёж детали узла (форматА3). Оформление записки по СТО 4.2-07-2010 «Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности». Комплектовать записки необходимо в следующей последовательности: Титульный лист. Задание. Аннотация. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Список использованных источников.
Приложения. Основная часть должна состоять из следующих разделов: 1. Анализ номинальных размеров 2. Выбор посадок гладких цилиндрических соединений 2.1. Выбор переходной посадки 2.2. Выбор посадки с натягом. 2.3. Расчёт и выбор посадок подшипника качения. 2.4. Выбор посадок распорной втулки на вал и крышки подшипника в корпус 3. Выбор посадок типовых соединений 3.1. Выбор посадок шпоночного соединения 3.2. Выбор посадок шлицевого соединения 3.3. Расчёт параметров резьбового соединения 5. Расчёт размерной цепи. 6. Обоснование требований к отклонениям формы и расположения и шероховатости поверхностей Примеры выполнения основной части курсовой работы даны в соответствующих разделах настоящих методических указаний. Исходные данные для расчётов приведены в приложении по вариантам в соответствии с двумя последними цифрами шифра зачётной книжки. Отдельным студентам, имеющим навыки конструкторской работы, закончившим техникум по соответствующей специальности, могут быть даны темы научно-исследовательского или производственного характера, объём и содержание которых в каждом конкретном случае устанавливает руководитель. Выполнение сборочного чертежа И АНАЛИЗ НОМИНАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ Курсовую работу рекомендуется начинать с выполнения сборочного чертежа. Размеры деталей и сопряжений, приведенных на чертеже, послужат основой для расчетов и выбора посадок. Сборочный чертеж следует выполнять на формате А1. Допускается использования формата А2, однако это вызывает у студентов трудности с записью посадок на чертеже. Базовыми размерами при выполнении чертежа являются: размеры подшипников качения, которые определяются по их номерам, указанным в задании. Для этого можно пользоваться специальной литературой, например, [5], [6] и др. или справочниками конструктора, например, [7], [8] и др.; размеры зубчатых колес, которые позволяют определить межосевое расстояние. Остальные размеры принимаются конструктивно. При этом должны соблюдаться все правила Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). На сборочном чертеже необходимо выполнить все виды и разрезы, приведенные на схеме, и проставить позиции деталей. Спецификация оформляется на стандартном бланке и прикладывается в расчетно-пояснительную записку.
Посадки и размерная цепь наносятся на сборочный чертеж по мере их расчета. При конструировании нового механизма узла или детали нормальные размеры (диаметры, длины, расстояния между осями, уступы и т.д.) находят расчётом их на прочность и жёсткость, а так же конструктивно (произвольно), исходя из совершенства геометрических форм и обеспечения технологичности конструкций изделий [7]. Но для сокращения числа типоразмеров заготовок и деталей, режущего и измерительного инструмента, для обеспечения типизации технологических процессов значения номинальных размеров следует округлять до ближайших стандартных значений, указанных в ГОСТ 6636. Ряды этих нормальных линейных размеров (диаметров, длин, высот и т.п.) построены на основе рядов предпочтительных чисел (ГОСТ 8032), принятых во всем мире в качестве универсальной системы числовых значений параметров [4]. В основе ГОСТ 6636 лежит один из главных принципов стандартизации – принцип предпочтительности, в соответствии с которым устанавливают несколько рядов значений стандартизуемых параметров (в частности, номинальных линейных размеров, диаметров и шагов резьб, номинальных угловых размеров допусков и т.д.) с тем, чтобы при их выборе первый ряд предпочесть второму, второй – третьему и т.д. Такой подход позволяет повысить уровень взаимозаменяемости, уменьшить номенклатуру изделий, типоразмеров материалов, заготовок, размерного режущего инструмента, оснастки и калибров, создаёт условия для эффективной специализации и кооперирования заводов. В курсовой работе при выполнении сборочного чертежа необходимо провести анализ всех номинальных (посадочных) размеров. Для этого, все принимаемые Вами номинальные посадочные размеры необходимо сравнить со стандартными значениями из рядов номинальных размеров [4], определить ряд, при возможности провести корректировку. В пояснительной записке привести краткие сведения о рядах номинальных размеров, значения принятых Вами размеров, их ряд, обоснование выбора.
ВЫБОР ПОСАДОК ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ Выбор переходной посадки Переходные посадки используются в неподвижных разъёмных соединениях для точного центрирования деталей. В этих посадках поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью, поэтому из партии деталей в сопряжении возможно получение как зазора, так и натяга. Сочетание наибольшего диаметра отверстия Dmax с наименьшим диаметром вала dmin даёт наибольший зазор:
Smax = Dmax - dmin (3.1)
При наибольшем предельном размере вала dmax и наименьшем предельном размере отверстия Dmin получается наибольший натяг:
Nmax = dmax - Dmin (3.2)
В качестве переходных посадок ГОСТ 25346-82 (СТ СЭВ 144-75) предусматривает следующие: H/js, H/k, H/m, H/n — в системе отверстия; Js/h, K/h, M/h, N/h — в системе вала. Эти посадки характеризуются малыми зазорами и натягами; они предусмотрены только в 4–8-м квалитетах, точность валов в них на один квалитет выше точности отверстия. Для гарантии неподвижности одной детали относительно другой их дополнительно крепят шпонками, винтами и т. д. Выбор переходных посадок производят, исходя из требуемой точности центрирования и лёгкости сборки и разборки соединения. Точность центрирования определяется величиной Fr радиального биения втулки на валу, возникающего при одностороннем смещении втулки из-за зазора. Погрешности формы сопрягаемых поверхностей, смятие неровностей и износ деталей при повторных сборках и разборках увеличивают радиальное биение. Поэтому для создания запаса точности в переходных посадках наибольший зазор Smax необходимо определять по следующей формуле:
Smax = Fr/KT, (3.3)
где KT = 2–5 - коэффициент запаса точности. В курсовой работе необходимо подобрать переходную посадку по заданному радиальному биению и коэффициенту запаса точности, построить схему расположения полей допусков для выбранной посадки с указанием предельных отклонений, рассчитать предельные размеры отверстия и вала, рассчитать значения допусков отверстия и вала, рассчитать наибольший зазор и наибольший натяг посадки, определить вероятное количество сопряжений с зазором и натягом, исходя из предположения, что рассеяние действительных размеров отверстий и валов подчинено нормальному закону распределения случайных величин.
Пример Для переходной посадки, указанной на схеме, определим номинальный диаметр, замерив его на сборочном чертеже и округлив до ближайшего значения из ряда [2]. Радиальное биение и коэффициент запаса точности выберем из задания по своему варианту.
Дано, например,: номинальный размер Ø 50; радиальное биение Fr = 90 мкм; коэффициент запаса точности KT = 3. Для обеспечения заданного радиального биения максимальный зазор Smax в переходной посадке не должен превышать (3.3)
Smax = 90/3 = 30 мкм.
Прежде чем выбрать посадку, определимся с системой образования посадки. В рассматриваемом примере примем систему вала. В курсовой работе выбор системы образования посадки необходимо обосновать. Примем поле допуска основного вала Æ50 h6 и по таблицам стандартов [2] определим цифровые значения предельных отклонений: верхнее es = 0; нижнее ei = -16 мкм. Для того, чтобы максимальный зазор не превышал 30 мкм верхнее отклонение отверстия ЕS не должно быть больше 14 мкм (). Ближайшим полем допуска отверстия является Æ50 Js7 c предельными отклонениями: ЕS = 12 мкм; ЕI = -12 мкм. Для выбранной переходной посадки построим схему расположения полей допусков (рис. 3.1) и определим: наибольший предельный размер отверстия Dнб = 50,012 мм; наименьший предельный размер отверстия Dнм = 49,988 мм; наибольший предельный размер вала dнб = 50,000 мм; наименьший предельный размер вала dнм = 49,984 мм; допуск отверстия TD = 24 мкм; допуск вала Td = 16 мкм; наибольший зазор Smax = 28 мкм; наибольший натяг Nmax = 12 мкм; средний зазор Sср = 8 мкм, который соответствует средним размерам деталей и определяется по формуле: , (3.4) где - серединное отклонение отверстия; - серединное отклонение вала.
Рис. 3.1. Схема расположения полей допусков переходной посадки
Определим вероятность получения в данной посадке зазоров и натягов, считая, что рассеяние размеров подчиняется нормальному закону, который описывается кривой Гаусса (рис. 3.2). На расстоянии х = Sср = 8 мкм от оси у находится ордината, соответствующая нулевому зазору (натягу). Заштрихованная на рис. 3.2 площадь характеризует вероятность получения соединений с зазором, незаштрихованная – с натягом. Вся площадь под кривой соответствует общему числу сопряжений данной посадки, т. е. вероятность равна 1, или 100%.
Рис.3.2. Кривая Гаусса для закона нормального распределения
При законе нормального распределения среднее квадратическое отклонение σ определяется по формуле
, (3.5)
где TD - допуск отверстия; Td - допуск вала, а относительное отклонение z равно: .
Определим диапазон рассеяния зазоров и натягов R, допуск посадки Т и покажем их на рис. 3.2.
; (3.6)
Т = TD + Td = 24 + 16 = 40 мкм. (3.7)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|