Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О требованиях к компьютерным программам контроля




Сделаю попытку сформулировать несколько общих требований к компьютерным программам контроля. Приведенный перечень не претендует на полноту и вполне может корректироваться.

Программу удобно (следует) выполнять в виде оболочки с двумя подпрограммами: «Учитель» и «Ученик».

Программа «Учитель» должна быть оформлена в виде базы данных, которая заполняется путем ввода заданий. Эта база, в зависимости от принятого способа контроля, может состоять из наборов равнотрудных заданий или (для последнего способа) просто иметь достаточно большой набор для «заселения» упражнениями нужных (разных) трудностей с указанием этих трудностей. Должен обеспечиваться автоматический выбор нужного преподавателю набора заданий по введенным к набору требованиям. Для каждого из способов организации контроля эти требования свои. В частности, для традиционного способа должны быть предусмотрены удобные средства, автоматизирующие процедуру «чистки» начальной таблицы испытаний, т.е. выполнении описанной выше процедуры.

Редакторы вводимых материалов должны быть простыми и доступными для большинства преподавателей. Представляется, что для этой цели подходит пакет офисных программ Microsoft, дополненный популярным графическим (растровым и/или векторным) редактором. Программа должна быть снабжена рекомендациями по организации вводимых заданий, равно как средствами, дающими наглядное представление о текущей (при заполнении) «заселенности» базы данных заданиями. Для способа с учетом трудностей заданий база может быть представлена, например, гистограммой, т.е. столбчатой зависимостью числа заданий от трудности.

В программе «Учитель» должна быть предусмотрена возможность обработки полученных данных, а также первоначального отбора равнотрудных заданий. Желательно не прибегать к необходимости установки специализированных программ статистики. Табличный процессор Excel для этого можно считать подходящими, хотя лучше, если будут программироваться дополнительные средства, упрощающие и автоматизирующие выполнение типовых процедур. К обработке также относятся средства получения свернутых (обобщенных, компактных) данных: вычисление средних значений результатов контроля, разбросов вокруг них (дисперсий), ранжировка испытуемых по результатам контроля и т.д.

В программе «Учитель» должны быть предусмотрены средства перевода накопленных баллов в отметку в выбираемой из списка шкале отметок.

В программе «Ученик» должен быть предусмотрен адекватный способ выдачи результатов контроля испытуемым. Здесь возможны разные варианты, выбор которых остается за преподавателем в программе «Учитель». Это выдача результатов выполнения задания контролируемому лицу или сразу после выполнения каждого задания или группы заданий, или всего набора заданий, т.е. после завершения сеанса контроля или текущей отметки и т.д. Должны быть предусмотрены разные формы выдачи этих результатов, выбор из которых делает преподаватель при составлении задания. Также можно предусмотреть вывод информации относительно текущего числа выполненных и числа оставшихся для выполнения заданий. Эта информация может или выдаваться или не выдаваться контролируемому лицу в процессе испытании, в зависимости от дидактических особенностей программы и мнения контролирующего лица.

В программе «Ученик» должна быть тщательно продумана форма предъявления заданий и возможность исправления сделанного выбора до его завершения (одна, а лучше две ступени до ввода). Должна быть полностью исключена возможность доступа к несанкционированному просмотру предназначенных для выполнения заданий (файлу набора заданий). Обращения к ученику должны быть корректными и дружественными, только на «Вы». Интерфейс должен быть удобным для контролируемого, с продуманной формой расположения информации. Экран не должен быть перегружен деталями, и не быть очень пестрым. Желательно предусмотреть два способа вода информации: клавишами и мышью.

Программная оболочка должна быть снабжена сервисными программами, обеспечивающими просмотр представляемых учащемуся в формате «Ученик» с возможностью прямого обращения к средствам редактирования для устранения замеченных погрешностей и ошибок. Кроме того, должны быть предусмотрены средства объединения материалов, создаваемых различными преподавателями в единый банк данных или в единую программу контроля.

Список литературы

 [Аванесов В.С., 1989] Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. ГК СССР по народному образованию. М.:, 1989.

[Аванесов В.С., 1991] Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. НИИ Гособразования. М.:,1991. 36 с.

[Атанов Г.А., 2002] Атанов Г.А. Обучение и искусственный интеллект или Основы современной дидактики высшей школы. Донецк 2002. 504 с. (См также эту книгу на сайте http://ifets.ieee.org/russian (Библиотека).

[Гласс Дж., Стэнли Дж., 1976] Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Изд-во «Прогресс», М.: 1976, 495 с.

[Клыков В.Е., и др., 2003] Клыков В.Е., Денисевич Е.В., Денисевич А.В., Филатова Н.Н. Оболочка для создания тестирующих программ. Educational Technology & Society 6(3), 2003. ISN 1436-4522 р116-120.

[Королев М.Ф., Пашков В.А., 1991] Королев М.Ф., Пашков В.А. Особенности программирования текущего контроля знаний./В сб. Новые методы и средства обучения N 1(13). Изд-во «Знание». М.:1991

[Левинская М.А., 2002] Левинская М.А. Автоматизированная генерация заданий по математике для контроля учащихся. Educational Technology & Society 5(4), 2002, ISN 1436-4522. p.214-221.

[Нейман Ю.М., 2001] Нейман Ю.М. Как измерять учебные достижения? //Вопросы тестирования в образовании. №1, 2001. М.:, с.40-56

[Пугачев А.А., 2003] Пугачев А.А. Авторская система TeachLab CourseMaster. Educational Technology & Society 6 (2). 2003, ISN 1436-4522 р. 94-107.

[Пустынникова И.Н., 2001] Пустынникова И.Н. Технология использования экспертных систем для диагностики знаний и умений. // Educational Technology and Society, 4(4), 2001, pp. 77-101. Сайт http://ifets.ieee.org/russian (Журнал).

[Самыловский А.И., 2001] Самыловский А.И. Тест как объективный измерительный инструмент в образовании.//Вопросы тестирования в образовании. №1, 2001, 10-39 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...