Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ продуктов деятельности




Тема 1.2. Методы исследования в психологии.

Наблюдение - изучение поведения человека или группы в естественных условиях.

Виды наблюдения

 

Внешнее (за другими людьми) и внутреннее (самонаблюдение).

Открытое (те, за кем ведется наблюдение, знают, что за ними наблюдают) и скрытое (наблюдаемые не знают о проводимом наблюдении).

Включенное (наблюдатель является членом группы, за которой наблюдает) и невключенное (наблюдение со стороны).

Целенаправленное (фиксируются только определенные факты поведения) и полевое (фиксируется вся информация без отбора).

Требования к наблюдению:

1. Перед проведением должна быть поставлена цель.

2. Должны быть подобраны средства наблюдения.

3. В соответствии с целью необходимо разработать план наблюдения, задать параметры наблюдения.

4. При наблюдении необходимо только фиксировать факты, записывать только то, что видно, без интерпретаций.

Достоинства:

 

Недостатки:

 

Эксперимент - изучение психических особенностей человека или группы людей в специально созданных условиях.

Отличия наблюдения от эксперимента:

1. В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, как при наблюдении, когда явление произойдет.

2. Экспериментатор может изменять условия, а не просто наблюдать за ними.

3. Эксперимент позволяет провести математическую, то есть точную обработку.

Виды эксперимента

 

Лабораторный проводится в специально приспособленном помещении, иногда с использованием специального оборудования.

Естественный проводится под контролем экспериментатора, он вызывает нужные условия, но в естественной среде.

Констатирующий выявляет уже сложившиеся в ходе развития факты.

Формирующий – в процессе самого эксперимента происходит формирование, развитие познавательных процессов, деятельности, личностных свойств. После формирования обязательно нужен контрольный этап, который позволяет проверить, произошли ли какие-либо изменения.

Примеры:

 

Требования к эксперименту:

1. Перед проведением должна быть поставлена цель и сформулирована гипотеза.

2. Затем нужно создать необходимые условия.

Достоинства:

 

Недостатки:

 

Тестирование – стандартизированный метод, предполагающий ряд вопросов или заданий, который проводится при соблюдении единообразных для всех, строгих условий.

Тесты требуют длительной предварительной проверки. Сначала собирается большой материал, затем выделяются «нормы» выполнения заданий (например, возрастные нормы), либо все ответы делятся на группы.

Виды тестов

личностные интеллектуальные тесты достижений

В отдельный вид обычно выносят проективные тесты.

Достоинства:

 

Недостатки:

 

Опросные методы

Используются для получения общей информации, например, об интересах, биографии, мнений человека.

К опросным методам относят анкетирование, метод беседы, опросник.

Во всех опросных методах используют вопросы нескольких типов:

· Открытые – требуют развернутого ответа

· Закрытые – требуют ответа «да» или «нет»

· Альтернативные – предполагают варианты ответов («или или»)

· Проективные – косвенные вопросы, которые позволяют обойти «острые2 темы, не задавать вопросов «в лоб», используются, если вопрос может предполагать неискренний, социально желательный ответ.

Беседа – устный опрос.

Беседа может быть:

· Свободной (есть цель и общий план)

· Стандартизированной (заранее сформулированы вопросы)

При проведении беседы необходимо:

· Установить контакт с опрашиваемым

· Правильно задавать вопросы (больше открытых и проективных)

· Внимательно слушать, не быть многословным

· Не внушать желаемые ответы, не подсказывать то, что хочется услышать

Достоинства:

Недостатки:

 

Анкета – письменный опрос. Чаще всего, с помощью анкетирования выясняют поверхностную, неглубокую информацию.

Достоинства:

 

Недостатки:

 

Анализ продуктов деятельности

К продуктам деятельности относятся рисунки, аппликации, поделки, творчество в песне, танце, сочинения, рассказы и сказки.

Обычно анализируются не только результаты, но и процесс создания продуктов деятельности.

Пример: тетради несупевающего ученика могут показать, какие ошибки типичны для ребенка, аккуратность, отличие домашней работы от классной.

Достоинства:

 

 

Недостатки:

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...