Тема 2.1. Личность и ее развитие.
Индивид, субъект, личность. Человек появляется на свет как индивид. «Индивид» и «индивидуальность» – противоположные понятия. Индивид – понятие, показывающее, в чем человек подобен всем другим людям, что объединяет человека со всеми другими людьми, с людьми как биологическим видом. А индивидуальность показывает, чем человек отличается от всех других людей.
Человек как индивид Человек как личность Человек как субъект Индивидуальность
Какие качества можно отнести к свойствам индивида? Это, например, · половозрастные особенности, то есть наличие у каждого человека того или иного пола, возраста, особенностей, характерных для людей этого возраста и пола, скажем, для детей дошкольного возраста характерны доверчивость, непосредственность, конкретность мышления и т.д.; · особенности нервной системы, то есть для каждого из нас характерен тот или иной тип нервной системы, на его базе формируется темперамент. · Особенности конституции, то есть телосложения. · Природные задатки. Субъект – это человек в деятельности, человек как преобразователь самого себя и мира. Например, человек проявляет себя как субъект в творчестве. При этом если, например, человек в своей профессиональной деятельности исключительно выполняет указания других, пассивен, никак не проявляет своей собственной позиции, вряд ли можно назвать его субъектом деятельности. Он скорее пассивный объект воздействия других. Личность понимается в психологии по-разному. Ананьев считал, что личность – это особое качество, которое приобретает индивид в обществе, в отношениях с другими людьми. С этой точки зрения под личностью понимается система качеств, которые важны для общения с другими людьми, например, статус в группе, социальные роли, которые играет человек в семье, в коллективе и другие качества. Объединение всех личностных свойств человека рождает определенный характер.
По З.Фрейду личность – это ансамбль бессознательных влечений. А.Н. Леонтьев писал о том, что «личностью не рождаются, а становятся», становятся в результате воспитания и самовоспитания. Л.И.Божович считала, что человека можно считать личностью, если он может подчинять свои желания целям, если он преодолевает себя и может руководствоваться нравственными и социально значимыми принципами. С.Л.Рубинштейн включает в понятие «личность» не только отношение к другим, но и самосознание, отношение к самому себе, наличие собственной внутренней позиции по различным вопросам. Получается, что с одной стороны, человек становится личностью в обществе, то есть он должен следовать нормам, принятым в обществе, но в тоже время человек должен выработать свою собственную позицию и научиться в случае необходимости противопоставлять себя обществу. Например, в 1937 году в нашем обществе стало нормальным доносить на знакомых и близких. Должен ли человек-личность следовать этой норме? Если в воспитании учитывать только особенности индивида, врожденные свойства, задатки ребенка, то его психические достижения просто приурочиваются к определенному возрасту, воспитание и обучение в этом случае не ориентируется на зону ближайшего развития. Если же, наоборот, в воспитании личности не учитывать индивидные особенности, созревание мозга, врожденные склонности, тип нервной системы, это может привести к навязыванию ребенку занятий не соответствующих его возрасту, интересам, способностям. Человек как индивид.
Ряд ученых (Кречмер, Шелдон) пытался установить связь между особенностями телосложения и психологическими особенностями. Подобные типологии неточные. Кроме того, большинство людей являются «диспластиками» - смешанный тип. Кречмер выделял три типа: 1. Астеник – худой, тонкий, с узкими плечами, с плоской грудной клеткой. Замкнутый, погруженный в себя 2. Атлетик – сильно развиты мышцы. Активный, маловпечатлительный, приземленный. 3. Пикник – полнота, короткая шея, круглое лицо. Невысокий рост, спокойный, веселый, обидчивый.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|