Самость: внутренняя сосредоточенность, духовная просветленность и осмысленность
Гестия представляет архетип сосредоточенности. Она – безмолвная суть, источник осмысленной активности, внутренняя точка опоры, позволяющая женщине держаться на своих позициях среди внешнего хаоса, волнений или обычной повседневной суматохи. С Гестией жизнь женщины приобретает смысл. Круглый очаг Гестии со священным огнем в центре – это форма мандалы, образа, используемого в медитации и являющегося символом целостности и полноты. О символизме мандалы Юнг писал: "Их основной мотив – предчувствие центра личности, центральной точки внутри души, к которой все привязано, в которой все упорядочивается и которая сама представляет источник энергии. Энергия центральной точки проявляется в почти непреодолимом понуждении и потребности стать тем, что ей присуще, точно так же, как каждый организм, несмотря ни на какие обстоятельства, стремится принять ту форму, которая характеризует его природу. Этот центр ощущается и мыслится не как эго, но, если можно так выразиться, как Самость". Мы переживаем Самость, соприкасаясь с единством, связывающим нас с сущностью всего того, что находится вне нас. На этом духовном уровне "соединение" и "разъединение" парадоксальным образом являются одним и тем же. Когда мы ощущаем свое соприкосновение с внутренним источником тепла и света (говоря метафорически – согретыми и озаренными духовным огнем), этот "огонь" и согревает тех, кого мы любим в нашем доме, и сохраняет нашу сопричастность к находящимся в удалении от нас. Священный огонь Гестии обитал в семейном очаге и внутри храмов. Богиня и огонь были едины, соединяя семьи и города-государства с колониями. Гестия являлась духовным связующим звеном для всех них. Обеспечивая духовную сосредоточенность и взаимосвязь с другими людьми, ее архетип является выражением Самости.
Гестия и Гермес: архетипическая двойственность Столб и крут символизируют мужское и женское начала. В Древней Греции символом Гермеса был "герм" – столб, стоявший за дверью дома, тогда как круглый очаг символизировал Гестию. В Индии и других местах Востока столб и круг "сочетаются браком". Вертикальный фаллический лингам проникает внутрь женской йони, или круга, располагающегося над ним, и вся фигура напоминает кольцо, наброшенное на столб, как в детской игре. Здесь столб и круг соединяются, в то время как у греков и римлян эти два символа – Гермес и Гестия – были связаны, но разделены. Их разделенность дополнительно подчеркивается тем, что Гестия – богиня-девственница, которая никогда не будет познана. Кроме того, она самая старшая из олимпийцев. Она – незамужняя тетушка Гермеса, который считался самым молодым олимпийцем. Поистине, это невероятный союз. Со времен древних греков в западной культуре подчеркивается двойственность, разделение, различие между мужским и женским, умом и телом, логосом и эросом, активностью и восприимчивостью – которые, соответственно, представляют собой высшие и низшие ценности. Когда и Гестия, и Гермес почитались в домах и храмах, женские ценности Гестии были, пожалуй, более важными – она получала более высокие почести. Эти божества дополняли друг друга, но со временем Гестию постепенно забыли. Ее священный огонь угас, а то, что она олицетворяла, более никем не почитается. Когда женские ценности Гестии забываются, важность внутреннего убежища, самопогружения с целью обретения осознанности, умиротворения – и семьи, прибежища и источника тепла, – уменьшается или теряется. Вместе с ним на Земле исчезает чувство всеобщей духовной связи.
Гестия и Гермес: мистически связанные На мистическом уровне архетипы Гестии и Гермеса связаны через образ священного огня в центре. Гермес-Меркурий был алхимическим духом (меркуриус – покровитель стихий) Огня. Такой огонь считался источником мистического знания, символически расположенным в центре земли. Гестия и Гермес представляют архетипические идеи души и духа. Гермес – дух, помещающий душу в огонь. В этом контексте Гермес подобен ветерку, веющему над тлеющими угольками в центре очага и заставляющему их разгореться. Подобным же образом идеи могут зажечь глубокие чувства, слова могут заставить осознать то, что до сих пор невнятно ощущалось, и осветить то, что лишь смутно воспринималось. Развитие архетипа Гестии Гестию можно найти в спокойном одиночестве и ощущении порядка, возникающем в процессе "созерцательного домоводства". При таком образе действия женщина может быть полностью погружена в каждую свою задачу, неторопливо выполняя ее и наслаждаясь приходящей в результате гармонией. Даже самые далекие от Гестии домохозяйки могут припомнить случаи, когда они находились во власти этого архетипа. Например, день, выбранный для наведения порядка в стенном шкафу, может включать переборку одежды, воспоминание и предвкушение событий, разбор и анализ не только вещей, но и своих мыслей и чувств. В результате домохозяйка получает и опрятный шкаф, отражающий ее сущность, и хорошо проведенный день. Женщина может также пережить присутствие Гестии, испытывая удовольствие и удовлетворение при просмотре старых фотографий, их сортировке и размещении в альбом. Женщины, не являющиеся Гестией, могут решить провести время "с Гестией" – внутренней, спокойной, сосредоточенной частью себя. Чтобы осуществить это, они должны выбрать время и найти место, особенно если они ориентированы совершенно на иное. Их жизнь, с одной стороны, переполнена активностью и связями с людьми, а с другой – одновременно и гордостью, и сетованиями на тот факт, что у них "никогда нет спокойной минутки". Приглашение Гестии почтить дом своим присутствием начинается с намерения переместиться поближе к ее архетипу. Поставив перед собой такую задачу, женщина должна найти достаточно времени для ее выполнения. Например, подготовка белья для стирки – скучная домашняя работа для многих женщин, спешащих быстрее сделать ее. Перенимая образ действия Гестии, женщина может приветствовать разборку белья как возможность выделить время для успокоения своего разума или души.
Для появления Гестии женщине следует сосредоточиться на одной задаче и необходимом для ее выполнения времени, найти подходящую комнату или уголок. Важно так же сильно сосредоточиться на выполнении этой задачи, как это происходит при японской церемонии чаепития с безмятежностью в каждом ее движении. Только тогда глубокий внутренний покой сменит обычный шум внутреннего диалога у вас в голове. Способ, каким это достигается, и мерило этого состояния – для каждой женщины свои. Поступая так, она выражает собой богиню-девственницу, не обслуживающую потребности других и не находящуюся под гнетом времени. Медитация формирует и усиливает этот интровертный, обращенный внутрь архетип. Однажды начавшись, медитация нередко становится ежедневной практикой, поскольку дает ощущение целостности и сосредоточенности, внутренний источник мира и света – доступ к Гестии. В некоторых женщинах с присутствием Гестии пробуждается дух поэзии. Писательница и поэтесса Мэй Сатон говорит: "Только когда я нахожусь в состоянии молитвы, когда глубокие каналы открыты, когда я одновременно сильно взволнованна и уравновешенна, поэтический настрой приходит как дар, существующий по ту сторону моей воли". Она описывает переживание архетипа Гестии, который ощущается всегда "по ту сторону" эго как дар благодати. Гестия как женщина Женщина-Гестия разделяет свойства богини, будучи спокойным, тихим, скромным, ненавязчивым человеком, чье присутствие создает атмосферу теплоты и умиротворяющего порядка. Обычно она является интровертной женщиной, наслаждающейся уединением. Недавно я посетила такую женщину и непосредственно почувствовала связь между ее индивидуальностью, окружением и богиней домашнего очага. Дом был чистым, светлым и аккуратным. Цветы украшали стол, остывал свежевыпеченный хлеб. Нечто неуловимое заставляло ощущать дом как спокойное и тихое убежище, умиротворяющее место, напомнившее мне Горный Центр Дзэн в Калифорнии, где внешний мир уходит и вас охватывает ощущение невероятного покоя.
Ранние годы Маленькая Гестия выглядит очень похожей на маленькую Персефону: обе милые, "легкие" дети. Даже "ужасные два года" сопровождаются лишь едва заметной рябью упрямства или отстаиванием своих прав. Однако существуют тонкие различия между этими двумя девочками. Персефона пользуется указаниями других и полна страстного желания нравиться. Гестия может делать то, что ей говорят, и казаться точно такой же податливой. Но когда она остается одна, с удовольствием находит себе занятие без чьих бы то ни было указаний. Маленькая Гестия обладает самодостаточным качеством спокойствия. Если она ушибется или огорчится, она может пойти как в свою комнату, чтобы найти утешение в уединении, так и к матери. Иногда людей притягивает внутреннее присутствие в маленьком ребенке качества "старой души", отражающего мудрость и спокойствие. Девочка-Гестия почти ничего не делает для того, чтобы привлечь к себе внимание других людей. Она содержит свою комнату в порядке, и ее хвалят за это. Она сторонится людей, и ей могут высказать порицание, пытаясь втянуть в общение с семьей или вытащить во внешний мир. Родители Богиня Гестия была первым ребенком Реи и Кроноса – первой, кто был поглощен Кроносом, и последней, кого он изверг. Таким образом, из своих братьев и сестер она провела больше всего времени в темных и гнетущих внутренностях своего отца, и только она испытала там опыт одиночества. Ее детство едва ли было счастливым. Кронос был деспотическим отцом, не испытывавшим теплых чувств к своим детям. Рея была пассивной и бессильной матерью и ничего не сделала, чтобы остановить кошмарное обращение с детьми, пока не родился ее последний ребенок. Из всех детей Гестия была самой самостоятельной, умея сама справиться с чем угодно. У некоторых женщин-Гестий, которых мне приходилось встречать в моей практике, ранние годы жизни были подобны детству богини – деспотические, плохо обращающиеся с ними отцы и слабые, часто подавленные матери. В домах, где потребности детей не принимались в расчет и где проявления индивидуальности были подавлены потребностью отца доминировать, многие дети в детстве становились психологически самостоятельными. При таком типе окружения большинство детей стремятся превзойти своих родителей: более сильные, особенно мальчики, могут оскорблять и терроризировать младших и более слабых, или убегать из дому, или пропадать на улицах. Среди девочек слабая, но с материнской склонностью сестра может следовать образцу Деметры, стараясь присматривать за своими младшими братьями и сестрами, а та, что воспроизводит образ Геры, присоединяется к другу-мальчику, как только достаточно повзрослеет.
Однако дочь-Гестия скорее всего отдалится эмоционально, замыкаясь в себе, чтобы найти утешение среди причиняющей боль конфликтной семейной жизни или чуждой ей школьной среды. Нередко она ощущает себя чужой или изолированной как от своих братьев и сестер, так и от родителей, – и она действительно отличается от них. Она внешне пассивна, старается быть незаметной, но обладает внутренним чувством уверенности, отличающим ее от окружающих. Она ведет себя ненавязчиво в любых ситуациях и любит уединение. Следовательно, она, как и сама богиня, фактически становится "безличностной". В противоположность этому опирающаяся на родительскую поддержку дочь-Гестия из обычной семьи среднего класса может не проявлять полноту свойств Гестии. В детском саду ей помогают преодолеть "застенчивость и пугливость" – как часто другие представляют себе ее сущность. Таким образом, она развивает социально адаптированную маску как способ быть приятной и общительной. Ее поощряют хорошо вести себя в школе, принимать участие в различных групповых занятиях – от балета до девичьего футбола, с материнской теплотой относиться к маленьким детям, ходить на свидания в старших классах. Но все это лишь внешнее: в душе она подлинная Гестия, обладающая идущими от глубокой внутренней сосредоточенности качествами независимости, отчужденности, эмоциональной уравновешенности. Юность и молодость Подросток-Гестия уклоняется от общественных драм, бурных страстей и непостоянных союзов ее сверстников. В этом она похожа на богиню Гестию, не принимавшую участия в романтических интригах или войнах, которыми увлекались другие олимпийцы. В результате она может стать социально изолированной, находиться на периферии какой бы то ни было деятельности, быть самодостаточной и обособленной по своему выбору. Если она развивала другие грани своей личности, то может иметь друзей и включаться в школьные и общественные мероприятия. Друзьям нравится ее спокойная теплота и уравновешенность, хотя они иногда сердятся на нее из-за отказа принять чью-либо сторону в споре. Юность для Гестии может стать временем приобретения глубоких религиозных убеждений. Если она захочет последовать религиозному призванию, это может привести ее к единственному прямому конфликту с родителями. Хотя некоторые католические семьи приветствуют решение дочери стать монахиней, многие другие пугаются, если она так серьезно принимает свою веру. В наше время девушки-Гестии стали увлекаться различными восточными религиями, заполонившими Соединенные Штаты с семидесятых годов. Когда дочери-Гестии живут в ашрамах, поют нараспев на чужих языках и принимают новые имена, многие родители поднимают тревогу и ошибочно предполагают, что заставить их спокойных, послушных дочерей изменить свои убеждения будет легко. Но дочери-Гестии с уверенностью и сосредоточенностью богини-девственницы делают то, что имеет значение для них, не подчиняясь желаниям своих родителей. Женщина-Гестия, поступающая в колледж, часто ценит свободу, царящую в больших университетах, и возможность быть самостоятельной. Маловероятно, чтобы у женщины, являющейся исключительно Гестией, была личная причина поступать в колледж, так как интеллектуальные устремления, поиск мужа или приобретение профессии не отражают ее личных интересов. Такие мотивации – результат присутствия других богинь. Большинство посещающих колледж женщин-Гестий поступают так или потому, что для них являются важными и другие архетипы, или же такого поступка от них ожидают другие люди. Работа Рабочее место, связанное с конкурентной борьбой, не интересует женщину-Гестию. Ей не хватает честолюбия и побуждений; она не хочет признания; не ценит власть, стратегии достижения первенства чужды ей. В результате женщина-Гестия, вероятнее всего, занимается традиционной женской работой в офисе, где ее либо не замечают и считают то, что она делает, само собой разумеющимся, либо ценят, как драгоценность, ибо она работает уверенно и надежно, оставаясь вне интриг и слухов и обеспечивая порядок и теплоту. Женщина-Гестия получает удовольствие, подавая кофе и привнося в офис женское обаяние. Женщины-Гестии могут выделяться в профессиях, где требуется терпение и спокойствие. Например, женщина-Гестия – любимая модель фотографа из-за неосознанной грациозности и неподвижности, как у совершенно естественной в любой своей позе самодостаточной кошки, и потому, что есть в ее глазах нечто "обращенное внутрь". Многие женщины-Гестии хороши и на другом полюсе этой профессии. Терпение и спокойствие Гестии представляют качества, требующиеся фотографу, который должен ждать удачного момента, выразительного жеста или спонтанной композиции. Гестия может объединиться с другими архетипами, в результате чего работа такой женщины становится особенно эффективной. Например, лучшим воспитателем детского сада представляется сочетание материнского архетипа Деметры с Гестией. Ее коллеги восхищаются порядком, который она без усилий создает вокруг себя: "Она никогда не измотана. Может быть, дети улавливают исходящую от нее безмятежность? Все, что я знаю, – это то, что она каким-то образом превращает полную комнату соревнующихся за внимание детей в веселую, дружелюбную группу. Она как будто никогда не спешит, дарит свое полное внимание здесь, обнимает кого-то там, предлагает игру или книгу – и дети успокаиваются".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|