Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благословенный дар творчества

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Члены вселенского тела

1.Мудрец сказал:

- Так Высшее Существо увидел, что создание облика вселенной не завершено из-за неспособности отдельных стихий первичного вещества к взаимодействию.

2.Тогда силою времени Он вошел в двадцать три вещественных стихии. Время есть та сила, что обеспечивает взаимодействие вселенских стихий.

3.Когда стихии обрели способность взаимодействовать - создавать образы, - частицы сознания обнаружили, что умеют воспринимать внешний мир, и тогда приступили они к деятельности, подобно человеку, что берется за работу тотчас после пробуждения.

4.Приведенные в движение волею Высшего Существа двадцать три стихии образовали исполинское тело - Вселенная обрела облик.

5.Она заключила в себе три яруса бытия, населенных живыми существами разного уровня сознания - существами движущимися и неподвижными, очарованными обманом и способными видеть суть вещей.

6.Тысячу небесных лет покоился Он в водах, наполняющих золотое яйцо вселенной, а в Нем все живые существа.

7.Некогда однообразное вещество разделилось на стихии и обрело телесный облик. В теле вселенной пребудет единое Сознание, и обладает оно десятью силами и действует тремя способами.

8.Вселенское Существо суть первое воплощение и полное проявление Сверхсущества в вещественном мире. Он – источник жизненной силы для несчетного множества существ. В Нем покоится и разворачивается творение.

9.Вселенная обладает телом, умом и чувствами, в ней обращаются десять жизненных сил, которые проистекают из единого сознания Вселенной.

10.Итак, Сверхсущество присутствовал в сознании сил, коим предстояло действовать внутри вселенной, будучи ее неотъемлемыми частями. Вняв их мольбам, Он после некоторого раздумья явил вовне Свой вселенский облик, дав каздой обособленной стихии способность постичь ее место в мироздании.

11.Приняв вселенский облик, следом Высшее Существо разделил Себя на множество богов, что управляют силами зримой природы.

12.Огонь исторгся из уст Его, и огонь тот стал богом Агни, от которого черпают живые существа способность облекать свои мысли в слова.

13.Из нёба Вселенского Существа произошел владыка вод Варуна, от коего живые твари получили способность ощущать вкус языком.

 

14.От ноздрей Вселенского Существа произошли двое братьев Ашвини, благодаря которым живые существа способны различать запахи.

15.Из глаз Вселенского Существа произошел владыка света Солнце, кто наделил обитателей мира способностью различать цвета.

16.От кожи Вселенского Существа отделился владыка ветра Анила, даровавший живым созданиям способность осязать.

17.От ушей Вселенского Существа произошли повелители сторон света, которые наделили живых существ способностью слышать и различать направления.

18.От волос на теле Вселенского Существа произошли боги, наделившие живых тварей ощущением зуда и удовольствием от прикосновения.

19.От детородного члена Вселенского Существа произошел прародитель видов жизни, который наделил смертных желанием соития и сладострастием.

20.От заднего прохода Вселенского Существа произошел владыка Митра, который наделил живых существ способностью переваривать еду и испражняться.

21.Из рук Вселенского Существа произошел владыка небес Индра, который наделил живых тварей способностью делать дела и добывать средства к существованию.

22.Из ног Вселенского Существа на свет появился божество Вишну, который наделил смертных способностью передвигаться.

23.Из разума Вселенского Существа произошел повелитель речи Брахма, который наделил живых тварей способностью познавать предметы и их назначение.

24.Из сердца Вселенского Существа произошел бог Луна, который наделил живущих тварей способностью мыслить и принимать решения.

25.Из самости Вселенского Существа произошел владыка Рудра, который наделил обитателей вселенной способностью осуществлять задуманное и строить отношения с прочими существами.

26.Из созерцательности Вселенского Существа произошла совокупная Природа, которая наделила живущих рассудительностью и способностью видеть суть вещей.

27.Из головы Вселенского Существа произошли небеса; из ног – земная твердь; из живота - поднебесье. Каждый из трех ярусов творения был заселен существами, имеющими сходные меж собою качества.

28.Добродетельные существа – боги и небожители - населяют верхние ярусы творения. Те же, кто подвержен страстям, – люди и существа их круга - обретаются в земных пределах.

29.Мрачные существа из свиты Рудры населяют ярус, что расположен между небом и землей.

30.Соискатели мудрости, что изошли из уст Вселенского Существа, составляют духовное сословие среди смертных; в обществе они по праву занимают места учителей и воспитателей.

31.Из рук Вселенского Существа произошли воители-защитники, чей долг - оберегать общество от смуты и беззакония.

32.Из бедер Вселенского Существа произошли земледельцы и ремесленники, призванные снабжать общество едою и полезными предметами.

33.Из ног Вселенского Существа произошел рабочий люд, дабы своим прилежным служением они помогали прочим сословиям исполнять свой долг.

34.Всякому сословию отведено отдельное поприще, и всякое сословие по-своему очаровано прелестными образами зримого мира. Дабы развеять обман, смертному должно довериться учителю, что существует вне сословных ограничений.

35.Никто не в силах, любезный Видура, постичь до конца, как живет и развивается во времени тело Вселенной, созданное чарами Высшего Существа.

36.Я описал тебе облик Вселенной так, как услышал от своего учителя. Всевышнего невозможно заключить в слово, но словом можно Его прославить. Для того и наделил Господь нас даром речи.

37.Слово об играх Господних, изреченное мудрецами былых времен, есть подлинное богатство человека. Внемля сказаниям о забавах Всевышнего и свойствах Его Личности, ухо человеческое осуществляет свое предназначение, ибо Господь дал нам слух, чтобы мы услышали Его слово.

38.Итак, пробыв в раздумьях тысячу лет, первый сочинитель мира познал лишь то, что величие Надмирного Существа непостижимо.

39.Забавы Всевышнего смущают разум просветленных мужей. И мудрено смертному познать пути Верховного Лицедея, если Сам Он не ведает Своего могущества.

40.Так ответил Господь на мольбы вселенских стихий, признавшихся в неспособности взаимодействовать друг с другом. С Его изволения силы природы обрели волю, мысль и речь, коими приводится в движение совокупное вещество.

ГЛАВА СЕДЬMАЯВопросы учителю 1.Блаженный Шука сказал: - В ответ на речь Майтрейи ученый сын Вьясы молвил.2.- О премудрый муж, объясни мне, как бесконечное единое Целое может совершать движение? Как может обладать волею и свойствами? Как Нечто, заполняющее Собою все, способно воплощаться? 3.Откуда взяться желанию у Того, кто насыщен Сам Собою? Ведь Он не дитя малое, чтобы тянуться к играм от неудовлетворенности тем, что имеет.4.Ты сказывал, что Высшее Существо силою воли творит мир разнообразия, поддерживает его и сокрушает, дабы потом начать творить заново. Что побуждает Его к действию? Ужели недостаточно Ему быть Самим в Себе?5.Сознание пребудет вне времени и обстоятельств. Отчего малая его частица впадает в забытье и помрачение? Отчего душа вдруг мнит себя смертной? Ужели невежество сильнее духа? Ужели тьма способна сокрыть свет, сознание - приобрести свойство вещества?6.Бог вечно пребудет с каждой Своею частицею, с каждой душою. Почему дозволяет Он ей страдать? Почему не предотвращает поступки, за которые ей придется мучиться в будущем?7.Истинно то, что вечно. Как истина может быть жертвою обмана? Как вечное Блаженство в отдельной Своей части способно испытывать боль? Как Совершенное делается порочным?8.Святой Шука сказал: - Вопросы гостя поначалу привели старца в замешательство. Лишь призвав на помощь внечувственный опыт, мудрец продолжил свой сказ.9.Майтрейя сказал: - Единое Сознание, полагают некоторые, однажды становится жертвою самообмана, при этом оставаясь свободным от условностей. Такое утверждение противоречит здравому смыслу.10.В действительности, отдельная частица единого Сознания обзаводится самомнением – образом, с которым отождествляет себя. Страх расстаться с приобретенным образом и есть страх смерти. Душа не умирает, как не лишается головы человек, которому снится, что его обезглавливают.11.Подобно тому, как отраженная в воде Луна кажется колеблющейся, сознание, отраженное в веществе, будто бы приобретает вещественные качества.12.Разорвав узы с миром вещей, сознание растворяет в небытии свой вещественный образ. Отдав себя во служение Высшему Существу, частица сознания возвращает себе свой истинный нетленный облик.13.Лишь примкнув к Высшему Существу, чувства отдельного существа приходят в согласие и находят свое исполнение. И тогда только частица сознания избавляется от страха и тревог, подобно человеку, что пробудился от дурного сна.14.Внемля притчам о Всевышнем, Его забавах и нраве, душа освобождается от страданий. Те же, в ком уже пробудилось желание служить благодатной пыли с лотосных стоп Господа – обретают бесконечное Счастье.15.Видура молвил:- Точно луч солнца в мрачном подземелье, ответы твои, мудрый муж, рассеивают тьму моих сомнений.

16.Если страдания наши происходят от наблюдения за колебанием вещества, то все они - обман, наваждение.

17.В здешнем мире счастливы либо откровенные глупцы, либо шагнувшие за грань разума. Все прочие принуждены влачить жизнь, полную тоски и мучений. 18.Просветленный старец, ты открыл мне глаза на природу зримого мира. Образы, что окружают меня – лишь плод моего воображения. Я склоняюсь к твоим стопам и молю не оставлять меня в моем шествии к Истине. 19.Ученые мужи говорят, что всякий, кто отдал себя во служение Кришне – врагу демона Мадху - избавляется от страданий и обретает свое естество в обители Счастья.20.Человеку, невоздержанному в страстях, не видать неомраченного бытия, где вечно правит Бог богов - Владыка жизни. Сердцу не мил путь к Истине, если одолевает нас жадность к власти, богатству и славе.21-22.Итак, ты сказал, что, сотворив из совокупного вещества исполинское тело вселенной и наделив вещество чувствами и орудиями чувств, Всевышний вошел в него как одушевленное начало, Душа вселенной, которая возлежит на водах Причинного океана – первозданного вещества. Движимое Одушевленным началом, вещество приобретает облики и переходит из одного состояния в другое. Тысячерукое и тысяченогое тело вселенной заключает в себе множество ярусов, в которых обитают существа разного уровня сознания.23.У одушевленной Вселенной есть орудия чувств, предметы ощущений и десять жизненных ветров, что образуют три вида жизненной силы. Расскажи, как живет эта исполинская особь, и какие задачи выполняют члены громадного тела.24.Как передается жизнь от родителя сыновьям, дочерям и внукам? Как удерживается сходство внутри семейств и видов жизни?25.Для чего саморожденный патриарх произвел на свет царей ману, которых величают блюстителями закона Божьего? Расскажи мне о них и их потомках.26.Поведай о ярусах вселенной, что расположены выше и ниже Земли, об их величинах, а также о величине и очертаниях Земли.27.Как произошли на свет твари ходячие, ползучие и летающие – люди, боги, звери, птицы, гады? Почему одни вынашиваются во чреве, другие созревают в яйце, третьи произрастают из плода в земле? 28.Поведай о саморожденном Брахме, Вседержителе Вишну и всеблагом Шиве, что заключают в себе три состояния природы. Как Высшее Существо воплощается в зримом мире, и в чьем обществе предается Своим блаженным играм?29.Расскажи о сословиях и духовных чинах, о сословных нравах и обязанностях, о достоинствах их и пороках. Как произошли на свет мудрецы, хранители священных преданий?30.Какие есть виды жертвенной деятельности и как она совершается? Что значит «единение с Единым» путем действия, отделения Его от стихий, свершения таинств и поминания о Нем? Почему к единому Богу ведет такое множество дорог и как найти наиболее годную для себя? 31.Откуда берется противление Богу и какова судьба богоборцев? Чем чревато кровосмешение сословий? Как душа перевоплощается в следующее тело? От чего душа воплощается в разных видах жизни? Как это зависит от состояния ее сознания?32.Священное слово гласит, что первостепенным для человека является исполнение долга, имущественное благополучие, чувственные удовольствия и освобождение. Каким трудом лучше всего добывать себе средства к существованию? Как удержать закон и порядок среди людей, добивающихся этих очевидно разных целей?33.Как появились на свет родоначальники Вселенной, где обитают они ныне и как человек должен почитать их? Как звезды и прочие небесные тела соотносятся друг с другом? Как исчисляется время в разных ярусах Вселенной? 34.Что пользы человеку от делания добра ближнему? Что пользы ему от воздержания? Что лучше - жить в миру, окружив себя заботами, или отречься от земных дел? На кого уповать человеку в час смертельной опасности?35.Что есть долг человека и закон Божий? Какая польза Богу от исполнения нами Его законов?36.Вероятно, не все вопросы я задал тебе, мудрец, а из тех что задал, есть несущественные. Потому я доверяю тебе самому решить, что будет полезно мне знать в поиске Истины, а что лишь смутит мою душу.37.Из каких начал состоит вселенная и что происходит со стихиями во время всеобщего разрушения? Кто остается с Богом, когда мир погружается в небытие? Чем занят Он в промежутках между уничтожением и творением мира?38.Каково место Бога и отдельных душ в пределах сотворенного мира? Что есть природа? Как появились на свет притчи и святые предания? Какое место занимает учитель в жизни человека? Каковы должны быть отношения духовного воспитателя и воспитанника? 39.Обитель Бога - Его запредельное бытие, мы представляем себе так, как живописуют ее в старинных преданиях просветленные мужи. Но возможно ли узреть Истину самостоятельно, без помощи кого бы то ни было?40.К тебе, Майтрейя, я обращаю свои вопросы, ибо слывешь ты в миру мудрым провидцем и непревзойденным знатоком древних преданий. 41.Ответом своим ты поможешь всем искателям Истины. Ведь ни добрые дела, ни воздержание, ни жертвоприношения, ни умозрительные построения не могут сравниться с даром, что несет людям видящий Истину.42.Блаженный Шука продолжал: - Речи Видуры оживили в сознании мудреца образы запредельного мира, потому заговорил он с великим воодушевлением. Начал он свой рассказ с того, как появилось на свет первое святое предание. ГЛАВА ВОСЬMАЯВсевышний является творцу 1.Mайтрея сказал: - Видура, ты воистину Пуру, вполне потомок древнего рода, что испокон века сопровождал Всевышнего в Его играх на Земле. Потому дела твои и речи ныне я полагаю сопричастными Его играм.2.Сказ свой я начну с Былины, кою Господь самолично поведал четырем мудрым отрокам в назидание тем чадам Своим, что ради мимолетных удовольствий готовы обрекать себя на тяжкие страдания.3.Некогда четверо юных провидцев Кумаров пожелали узнать истину о всеблагой причине бытия, Васудеве. Для разрешения своей загадки они отправились к первичному Существу Санкаршане, что исторгает и вбирает в Себя вселенную.4.Ощутив присутствие непрошенных гостей, Тот, на ком зиждется мир, прервал раздумья о Господине Своего сердца и приоткрыл Свои лотосные очи.5.Путь к Основе мироздания мудрецы проделали по руслу божественной Ганги к самому ее устью. Волосы на их челах еще не обсохли от влаги, когда припали они к стопам Того, кому молятся влюбленные дочери змеиных царей.6.И когда юнцы принялись торжественным и певучим ладом прославлять чудные деяния мирового Владыки, Он раскрыл клобуки над тысячей Своих голов, и подножье вселенной озарилось сиянием самоцветов, что украшают Его чела.7.И тогда всеблагой Господь поведал юным отшельникам сию Божественную Былину – Бхагавату Пурану, которую в поздние времена предводитель четырех отроков Санат пересказал мудрецу Санкхьяяне. Так на свете появилось первое святое Предание.8-9.Санкхьяяна изрек божественное предание учителю богов Брихаспати и моему духовному наставнику Парашаре, от коего, с благословения Пуластьи услышал я о чарующем бытии, что простирается по ту сторону чувственного опыта. Ныне, Видура, я поведаю тебе все, что узнал от моего учителя.10.В начале был покойный, безбрежный, бездонный океан, в водах которого на ложе-Змее покоился Он – Предвечное Существо, прикрыв глаза и погрузившись в сон. Тот океан – есть внешняя сила Первосущества, - совокупное вещество.11.Подобно огню в дереве, частицы жизни заключены были в теле Единого Существа. Недвижимые, пребывали они в глубоком сне, и образы их были не проявлены. Воды, в которых Он покоился, есть первозданная природа, что от прикосновения Его взгляда пришла в движение, которое суть время.12.Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длятся четыре тысячи веков, возлежал Он в полусне. Возбужденные движением времени, бесчисленные живые существа, заключенные в Едином Существе, проснулись к действию, и Он заметил, что тело Его обрело синеватый оттенок.13.Движимое, но еще неизменчивое вещество родило первый, едва зримый образ, который привлек внимание Дремлющего: взор Существа, обращенный вовне, стал первым действием творения.14.Из чрева Высшего Существа вырос золотой лотос, в котором заключена была совокупная деятельность пробужденных частиц сознания. Сиянием своим лотос озарил покойные воды первичного вещества.15.Затем Вездесущий Владыка, повелитель движимого и недвижимого бытия, вошел во вселенский лотос в облике Мировой Души и наделил его тремя состояниями вещества. Через год на золотом лотосе возник нерожденный, самобытный творец грядущего мира - Брахма.16.Рожденный на лотосе решил осмотреться вокруг – и у него появилось четыре лица. От их взгляда изошли четыре стороны света. Оглядевшись во вне, он обнаружил, что нет никого, кроме него.17.Сколь ни старался перворожденный, не сумел он постичь ни пространство вкруг себя, ни лотос, что возвышался над необозримыми водами, ни свое назначение. В раздумьях провел творец первый день бытия, а в конце того дня задул опустошающий ветер, что принялся вздымать исполинские волны вокруг Брахмы и раскачивать лотос.18.- Кто я и зачем я здесь? Одинок ли я или где-то есть иные? - размышлял будущий создатель. - Что скрывает пучина, из которой тянется сияющее сиденье мое?19.Прильнув к стеблю лотоса, перворожденный отправился на поиски его корня. Не найдя оного на поверхности воды, он опустился в бездонную пучину.20.И проник он туда, где нет счета времени и пространству, в область, что существует до начала бытия, где не вертится колесо времени, вселяющее страх в души живых. Там, во мраке, за точкой отсчета, первозданный бог также не нашел своих корней.21.Оставив поиски, раздосадованный, он вернулся на венец лотоса и, затаив дыхание, погрузился в раздумья о происхождении себя и смысле существования.22.Через сто лет он узрел в своем сердце образ Того, Кто существует до начала бытия и пребудет всегда – Того, кто был предметом исканий разума.23.То же Существо он увидел вовне, возлежащим среди бескрайних вод на белом исполинском ложе, коим был для Него тысячеглавый Змей. Тьма рассеялась в свете бесчисленных самоцветов, что созвездиями блистали на Змеиных клобуках. 24.Предвечный Владыка сиял точно гора в лучах заходящего солнца, с золотою веришиною-шлемом, унизанным разноцветными каменьями. Благоуханные венки из прекрасных цветов горными реками ниспадали с могучих плеч Его на грудь. Запястья Его были украшены жемчужными ожерельями. Кораллово-красные стопы Его источали благоухание листьев туласи. 25.Облаченный в золотистые одежды, украшенный разноцветными каменьями и золотом, Господь вмещал в Себя пространство трех миров.26.Зачарованный ногтями Всевышнего, что напоминали лепестки распустившегося в лунном свете лотоса, перворожденный склонился к стопам, под сенью которых находят убежище все живые твари.27.Чарующей улыбкою Господь Вседержитель развеял печаль Своего перворожденного чада. В ушах Всевышнего сверкали серебряные серьги в виде драконов. Очертания лика Его, очи, брови и нос были безукоризненно соразмерны.28.цвета пыльцы кадамбы покрывала стан Всевышнего, перехваченная поясом, расшитым в золото. На груди Господа в окружении жемчужного ожерелья красовался изящный знак удачи Шриватса.29.Словно цветущее сандаловое дерево в лучах утреннего солнца, Господь блистал жемчугами и самоцветами. Сам Себе Владыка и Источник жизни, предавался Он неге, увитый многоглавым исполинским Змеем, как раскидистое древо, увитое многими гадами.30.Над главою Покровителя жизни нависали тысячи клобуков великого Аспида, увенчанных золотыми уборами. И гляделся Владыка движимых и неподвижных тварей горою с золотыми веришинами, усеянными сияющими каменьями, что погружалась в приливы вселенских вод.31.Ни солнце, ни луна, ни ветер с огнем, ни прочие стихии не смели приблизиться к Владыке жизни, чей покой охранял пылающий круг, а слух ублажала поющая дивным многоголосием цветочная гирлянда.32.Неожиданно в образе лотоса, растущего из вод пуповинной впадины Вседержителя, творец увидел грядущую вселенную, и разделил ее в уме на воду, небо и твердь. 33.В тот же миг Брахма ощутил в себе созидательное семя, что побуждало в нем страстное желание деятельности. Распознав в явленном существе своего Господина, а Его окружении - пять причин творения, перворожденный раскрыл уста и изрек Богу молитвенное слово.

ГЛАВА ДЕВЯTАЯ

Благословенный дар творчества

1.Брахма сказал: Долгие годы пришлось провести мне в воздержании, прежде чем сумел я лицезреть Тебя, Господи. Вездесущий, Ты сокрыт от глаз пытливых. Ты – единая Истина, но невозможно постичь Тебя. Побуждая к действию, Ты остаешься недвижим. Бездействуя, Ты утверждаешь Свое превосходство над всем сущим.

2.Над Тобою не властны законы бытия. Узреть образ Твой возможно лишь с Твоего изволения. Нет Истины превыше Тебя. Все прочие образы – суть продолжения образа, что явил Ты ныне мне. Из Твоего пупа произрастает лотос, из коего я появился на свет.

3.Несравненный и Неповторимый, Ты – суть сознающее Себя Блаженство. Сиянием Своего разума Ты пронизываешь все сущее. Силы Твои неиссякаемы и неисчилимы. Целое бытие существует в Твоем сознании и всякое движение происходит с Твоего изволения. Мир есть мысль Твоя, чувства и плоть, но мир этот не возымеет над Тобою действия.

4.Красота и благодатное Совершенство Собственнолично, я в почтении склоняюсь пред Tобою, чье очарование делает всякого рабом Твоим. Ты, но не дары Твои - есть высшее благо души. Лишь враг себе самому не увлечется Твоей красотою.

5.Господи, благоуханием Твоих лотосных стоп насыщена первичная мудрость. Всякий внимающий Твоему слову (Веде), исполняется любовью и преданностью Тебе. Однажды заняв престол любящего сердца, Ты навечно пребудешь его Владыкою.

6.Кто не сыскал прибежище у Стоп Твоих, тот обречен тревожиться о своей плоти, имуществе и родне. Кто печется о добром имени, о накоплениях, тот стяжает лишь скорбь, унижение и тоску.

7.Незавидна судьба всякого, кто отчуждает себя от служения Тебе, Господи, кто отвращает слух свой от слова о Тебе. Глупцы хоронят себя заживо в заботах о суетных вещах. Ради мига скоротечных удовольствий безумцы трудятся днями напролет, готовые ради плотской утехи творить всякое зло и подлость.

8.Господи, Веришитель чудных дел! Печальна участь охотников до бренных благ – голод с жаждою терзают их, холод и зной отбирают силы, недуги плоти и ума сокращают жизнь. Алчному сердцу не сыскать близкого сущесва в целом свете. Вся родня его – похоть и гнев, что пребудут с ним до самой смерти. Жалок его век и печален его исход.

9.Охотник до чувственных удовольствий живет во сне, но страдает наяву. Воистину, погоня за суетными радостями умножает печаль. Не вырваться из силков обмана, не избежать разочарований, покуда лелеешь надежду на счастье в призрачном мире.

10.Бедолаги в погоне за плотскими утехами изнуряют себя тяжким трудом во все дни свои, ночами же терзаются бессонницей и страхом утратить накопленное. Судьба то и дело повергает в прах все их надежды на мирное благополучие. Но ни мудрому, ни глупцу не дано вырваться из круговорота рождения и смерти, покуда не примет он прибежище в Тебе, Господи, Безупречной Красоте. Ибо не мудрость, но упоение хмельною повестью о Тебе несет душе желанное блаженство.

11.Служители Твои созерцают ухом облик Твой. Принимая в круг возлюбленных Своих иную душу, Ты навечно становишься обладателем лотоса ее сердца. Бесконечно милостивый к рабам Своим, Ты являешь им тот облик, что более прочих дорог им.

12.Небожители ублажают Тебя роскошными подношениями, к коим Ты неизменно равнодушен, ибо не Тебя жаждут сильные мира Сего, но Твоих даров. От Тебя не укроются помыслы серца. Друг и Благодетель всем, Ты сокрыт от взора всякого, кто не предан Тебе беззаветно.

13.Лишь посвященные Тебе благодеяния, воздержания, набожность и верность заповедям благотворны для души. Пусты плоды всякого труда, совершенного не ради Тебя.

14.Я склоняюсь пред Тобою, Господи Неотразимый, чей образ не сотворен из осязаемого обмана, - зримого вещества. Разумом возможно постичь Твое беспредельное Бытие. Но разум бессилен узреть, что таится за Твоею беспредельностью. Господи, я падаю ниц пред Тобою, Кто творит, хранит и обращает в небытие целое мироздание.

15.Нет у меня иного прибежища, кроме стоп Твоих, Господи, чьи деяния, образ и свойства столь похожи на таковые здешнего, искривленного мира. Имя Твое столь чудесно, что всякий изрекший его в миг смерти, искупает грехи всех прошлых жизней и непорочным ступает в Твою блаженную обитель.

16.Господин мой, Tы - корень древа вселенной, в коей содержатся три яруса жизни. Древо сие многоветвистое, есть древо осязаемого разнообразия, - суть сплетение трех стволов: меня, – создателя, владыки гор Шивы - разрушителя и Тебя, могучий Хранитель бытия, пред Кем я в почтении падаю ниц.

17.Позабыв о том, что время перемалывает в прах плоды их усилий, смертные добывают в тяжких трудах земные блага. Ты, Господи милосердный, единственное убежище узников мира вещей, ибо всякий труд во имя Тебя не сковывает душу, но дарует ей блаженную свободу. Пред Тобою, чей лик есть самое Время, я падаю ниц в почтении.

18.В облике неумолимого времени Ты поглощаешь плоды наших деяний, принимая тем самым нашу жертву. Неизмеримо долгая жизнь моя, сложенная из двух великих пор, прошла в воздержании и самосозерцании, в усилиях постичь мою природу и природу вне меня. Господи Предвечный, прими непомерное воздержание мое как жертвенное действо, посвященное Тебе.

19.Забавы ради Tы принимаешь образы животных, людей и небожителей, забавы ради нисходишь к ним в их обличии. Играючи учишь чад Своих исполнять собсвтенный долг и блюсти Закон веры, данный Тобою в начале времен. Неподвласный законам Природы, Ты подчиняешься оным, вызывая изумление в стане верных Своих служителей. Я в почтении склоняюсь пред Tобою, чудным Лицедеем, подчинившимся произвольно законам плоти.

20.Господи, Ты покоишься на змеином ложе, покуда вкруг Тебя бушуют волны безбрежной стихии. Нежен и сладок сон Твой и никем не тревожим, а во чреве Твоем упрятаны целые миры.

21.Пред Тобою склоняю я главы свои. Tвоею милостью взошел я из небытия на цветке лотоса, что произрастает из Твоего пупа. И был замыслен я Тобою дабы, вдохновленный Твоим образом, воссоздавать то, что уже существует в Тебе. В нутре Твоем покоится грядущая вселенная, покуда Ты не пробудишься от блаженного сна, покуда очи Твои не раскроются предрассветными лотосами.

22.Господи милосердный, Душа вселенной, даруй мне Свою созидательную силу. Ты - Причина жизни и Цель живущих, Хранитель бытия и дарователь благ. Надели меня волею и способностью созерцать, без коих немыслимо созидание. Не позволь мне забыть, что творю я во имя Тебя, и ради Тебя одного пребуду в здешнем мире.

23.От сердечного удовольствия и для удовольствия веришишь Ты игры Свои. Дозволь мне, Господи, быть орудием в Твоей созидательной игре. Убереги от гордыни самостийности, дабы не оскверниться мне делами моими. Пусть во всех начинаниях я буду ведом Твоею волею. Да не прервется голос Твой из сердца моего. Да не обольстят меня плоды трудов моих. Да не утвержусь я во мнимом мире.

24.Силам Твоим несть числа. Возлежа во всемирных водах, в блаженной дреме, Ты исторг из пупа Своего золотой лотос, на веришину коего поместил меня. Наделив покорного слугу Своего творческой силою, Ты вложил в сознание мое образ грядущей вселенной и указал на вещественные стихии, из коих ей надлежит быть воссозданной по образу и подобию Твоему. Но не во власти моей оживить ее, ибо только Ты имеешь силу вдохнуть жизнь.

25.Милость Твоя не ведает пределов. Сущий до начала времен, озари лик Свой дружелюбной улыбкою, благослови на созидание взглядом Твоих лотосных очей. Утоли творческие чаяния мои, изгони томление из сердца.

26.Mайтрея сказал: Друг мой, Видура. Так, открыв для себя Причину своего явления на свет, Перворожденный возвал к милости Всевышнего, вложив в молитву весь разум свой и красноречие. Первым деянием творца было сотворение сей молитвы, окончив которую, он сомкнул уста свои словно утомленный тяжким трудом.

27-28.Молитва есть деяние сердца. В молитве творец просил Всевышнего даровать ему способность сообразить вселенную, что до той поры содержалась непроявленно в бытии Вседержителя.

Прежде чем Господь Бог дозволил первосуществу явить на свет сокрытое благолепие, Он напутствовал дитя Свое такими речами.

29.Всевышний молвил: Сын Мой, в сердце своем ты стяжал сокровище вдохновенного знания. Отныне до скончания века не будет в нем места унынию от бездействия, ибо изнутри Я буду направлять твое творчество. Подчинив сердце Моей воле, ты будешь знать способ, место и время для созидания.

30.Отныне и впредь пред всяким творческим действом, воздержить от делания и вслушайся в сердце твое, где Я пребуду вечно. Так угождая Мне, ты преуспеешь во всяком начинании.

31.Посвящай Мне всякое свое деяние, и Ты увидишь Меня всюду. Увидишь что целый мир твой во Мне, что сам ты и всякая одушевленная тварь пребудут в Моем нутре.

32.Я невидимо пронизаю все сущее как огонь пронизает древо до того, как обратиться в пламя. Видящий Меня вездесущим не прельстится обманом, какой бы образ тот не принял.

33.Отделив себя самое от внешнго твоего образа, отняв ум свой и чувства от зримой природы, ты узреешь Мой подлинный облик и обретешь свое естество в сношении со Мною.

34.Насели сотворенное тобою пространство одушевленными тварями. И покуда вершишь дела свои в угоду Мне, Мое благословение пребудет с тобою. Покуда гордыня самостийноти не проникнет в твое нутро, ты будешь созерцать Мой образ. В самозабвенной верности Мне душа постигает Мою истинную природу.

35.Даже производя на свет несчетное потомство ты сохранишь целомудрие, если в мыслях своих будешь со Мною.

36.Не сотворенный стихиями, недоступный чувствам, не имеющий ощутимых качеств и самости, образ Мой сокрыт от взора воплощенных существ. Но ты узрел Меня, ибо стремился ко Мне преданною молитвою.

37.Ни разумом, ни опытом ты не сумел обранужить корень лотоса, на котором впервые осознал свое существо. Разум, отделяющий возможное от невозможного, бессилен дотянуться до Корня бытия, ибо в той области нет невозможного.

38.Всякое достоинство твое, - молитвенное слово, разум, воздержание и самое вера в Меня – все есть плод Моей милости к тебе. Всегда помни об этом, первозданное чадо Мое.

38.Дитя Мое, Я весьма доволен живописанием тобою Моих свойств, что невежественному оку представляются обыденно мирскими. Потому Я дарую тебе способность творить, ибо хорошо и благолепно творение того, кто узрел и ладно воспел Мой образ. Да исполнится чаяние твое, да прославишь ты Меня творчеством своим.

40.Всякого, кто прежде творения творит молитву Мне, Я не замедлю наградить исполнением всех его желаний, ибо Я повелеваю судьбою и воля Моя – непреложный закон.

41.Ибо угождение Мне есть цель всякого доброго дела, воздержания, жертвенного действа, самосозерцания и отрешения от мира.

42.Я – Душа всякой жизни, Я – Владыка всякой живой твари. Ни плоть, ни родичи, ни имущество, но Я, Вседержитель, есть сокровище всякого, кто живет вечно.

43.Услышь голос Мой в сердце твоем. Следуя его зову, ты утолишь свое чаяние – наплодишь свой мир живыми тварями. Я вдохну в тебя знание, благодаря которому ты из плоти вселенной создашь плоть живых существ.

44.Mайтрея сказал: Благословив первозданное чадо Свое творить новый мир и наполнить его жизнью, Господь, возлежащий в предвечных водах, удалился от взора творца.

ГЛАВА ДЕСЯTАЯПоследовательность творения 1.Видура сказал: Скажи, о мудрый муж, что сталось с Брахмою после того, как Всевышний удалился от его взора? Как из всеобщего вещества прародитель лепил плотские образы живых существ?2.От начала времен ты постиг события мира и сокровенный смысл их. Скажи, с чего начались во вселенной многочисленные виды жизни? 3.Сута продолжал: Вдохновленный просьбою Видуры, Майтрейя восчерпал из сердца своего знание о былых временах. 4.Mайтрея молвил: В течение ста звездных лет создатель, смирившись с волею Всевышнего, творил воздержание от дел.5.По завешении названного времени прародитель почувствовал, как дрожит, качаясь, лотосное ложе его в бурных волнах первичного океана, что вздымаются от неведомо откуда набежавшего ветра. 6.Употребив всю силу, что скопил он воздержанием от дел, Брахма втянул в себя буйствующий ветер, и вместе с ним многое количество первозданной воды.7.Умиротворив стихию внешнего пространства, творец задумался о том, как разместить в нем ярусы грядущей вселенной, чей образ дотоле покоился в слебле первозданного лотоса.8.Затем, не сходя со цветка, он силою разума вторгся во внутреннее пространство стебля и разделил оный поначалу на три, потом на дважды по семь равных долей, коим суждено было стать ярусами жизни в будущей вселенной.9.Сии чертырнадцать ярусов, снабженные разными условиями жизни, призваны быть убежищем для живых существ разного уровня сознания, разного понимания своего долга.10.Видура сказал: О мудрый муж, как создатель исчислял годы, если в ту пору не было светил и не было движения, коим отмечается время? Что такое время? По каким признакам определяется его присутствие?11-12.Mайтрея отвечал: В ту пору, друг мой, не кому было отмерять время, но столько, сколько длится сто звездных лет, прародитель восседал в задумчивости. Время, есть среда, в коей взаимодействуют три состояния вещества. Время понуждает вещество видоизменяться – перетекать из одного состояния в другое. Время однородно, не имеет начала и конца. Оно орудие Всевышнего, коим Он являет Свои забавы в сиюминутном мире. Силою времени Вседержитель отделяет Себя, сущего в вечности, от Своей сотворенной, преходящей природы, которая не воздействует на Него, но служит предметом воздействия.13.Вещество в том виде, в каком оно представлено ныне, было таким и в прошлом времени и останется во времена грядущие. Время изменяет все, к чему касается, самое же оно остается неизменно.14.Многообразие зримого мира происходит от воздействия сознания на вещество, сущее в трех состояниях. Творение вещественного мира проистекает в девять отрезков времени. Разрушаются вещественные, предметные образы по трем причинам: от времени, от разложения на стихии, от забвения сознательным существом.15.В первую пору творения в сознании Сверхсущества образуется однородная вещественная жижа. От Его взгляда она проявляет три состояния – просветление, возбуждение и помрачение,- с которыми затем взаимодействует отдельное сознание. Во вторую пору творения появляется отдельное существо - наблюдатель, у коего складывается самость - мнение о себе. Следом в сознании существа образуются стихии, опыт и способность действовать.16.В третью пору творения возникают образы чувственного восприятия - звук, цвет, запах, поверхность [жар] и вкус, которые суть - свойства вещественных стихий. В четвертую пору творения появляются знание и действие.17.В пятую пору творения из высшего состояния вещества, просветл
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...