Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие №29. Критические периоды в развитии плода и новорожденного. Предымплантационный период. Имплантационный период




Практическое занятие №29

Критические периоды в развитии плода и новорожденного

Цель: Изучить периоды развития и критические периоды в развитии плода и новорожденного.

¨ Задание:  

1. Прочитайте статью и заполните таблицу 20.

Таблица 20

Периоды развития плода

 

Период развития плода Характеристика периода Какие нарушения ожидаются
     

Периоды развития плода:

1. Предымплантационный (с момента оплодотворения яйцеклетки со сперматозоидом до внедрения оплодотворенной яйцеклетки в слизистую стенки матки);

2. Имплантационный (прикрепление оплодотворенной яйцеклетки к стенке матки);

3. Органогенез и плацентация (период формирования всех органов и тканей плода, а также плаценты);

4. Плодный – период роста и развития сформированных органов и тканей.

Предымплантационный период

Движение яйцеклетки по маточной трубе происходит под воздействием женских половых гормонов эстрогенов и прогестерона. Прогестерон - гормон беременности, который на ранних сроках беременности вырабатывается в яичнике (на месте лопнувшего фолликула образуется желтое тело, которое продуцирует в большом количестве этот гормон и способствует наступлению и поддержанию беременности). Если прогестерона вырабатывается недостаточно, яйцеклетка из маточной трубы попадет в полость матки с опозданием. При повышенной перистальтике маточной трубы оплодотворенная яйцеклетка попадет в полость матки раньше, чем она может внедриться в слизистую, вследствие чего яйцеклетка может погибнуть. Так как при этом беременность не состоится, задержки очередной менструации не будет, то беременность останется не диагностированной, нераспознанной.

   Период продвижения оплодотворенной яйцеклетки по маточной трубе считается первым критическим периодом беременности (с 12-14 до 10-8 дней до начала очередной менструации). В результате нарушения сложных механизмов регуляции работы маточной трубы яйцеклетка после оплодотворения также может внедриться в стенку трубы (внематочная беременность).

Имплантационный период

Этот период проходит еще до предполагаемой менструации, чаще всего тогда, когда женщина еще и не подозревает о своей беременности. Попадая в полость матки, зародыш уже состоит из 16-32 клеток, однако он не сразу внедряется в слизистую матки, а еще в течение двух дней находится в свободном состоянии. Эти два дня с момента попадания оплодотворенной яйцеклетки в полость матки до ее прикрепления к стенке матки составляют имплантационный период. Место внедрения зависит от ряда обстоятельств, однако чаще всего это передняя или задняя стенка матки.

Питание плодного яйца в этот период происходит за счет местного растворения слизистой стенки матки с помощью ферментов, выделяемых плодным яйцом. По истечении 2 суток плодное яйцо внедряется в слизистую матки, которая содержит в большом количестве ферменты, гликоген, жиры, микроэлементы, защитные антитела и другие биологически активные вещества, необходимые для дальнейшего роста зародыша.

Второй критический период беременности - имплантация, то есть прикрепление плодного яйца к стенке матки. На процесс имплантации большое влияние оказывают гормональные факторы: концентрация таких гормонов, как прогестерон, эстрогены, пролактин (гормон гипофиза – железы, расположенной в головном мозге), глюкокортикоиды (гормоны надпочечников) и т. д.

Огромное значение имеет и подготовленность слизистой оболочки матки к имплантации, готовность ее принять плодное яйцо. После абортов, выскабливаний, длительного ношения внутриматочной спирали, инфекций, воспалительных процессов может нарушиться рецепторный (воспринимающий) аппарат эндометрия, то есть чувствительные к гормонам клетки, расположенные в слизистой оболочке матки, неправильно реагируют на гормоны, из-за чего слизистая матки недостаточно подготавливается к предстоящей беременности. Если плодное яйцо недостаточно активное, своевременно не выделяет нужное количество ферментов, разрушающих слизистую матки, то оно может внедриться в стенку матки в нижнем сегменте или в шейке матке, в результате чего возникает шеечная беременность или аномальная плацентация (плацента перекрывает выход из матки частично или полностью).

Наличие сращений (синехий) в полости матки после воспалительных процессов, выскабливаний, а также миомы матки тоже могут препятствовать нормальной имплантации.

Период органогенеза и плацентации

Данный период продолжается с момента внедрения плодного яйца в слизистую оболочку матки до 10-12 недель беременности, когда полностью сформированы все органы и ткани плода, а также плацента (детское место - связующее звено между плодом и материнским организмом, с помощью которого происходят процессы питания, обмена веществ и дыхания плода в утробе матери). Это очень ответственный период внутриутробной жизни, т. к. в это время идет закладка всех органов и тканей плода. Уже на 7-й день после оплодотворения яйцеклетки организм матери получает сигнал о беременности благодаря гормону – хорионическому гонадотропину (ХГ), который выделяется плодным яйцом. ХГ, в свою очередь, поддерживает развитие желтого тела в яичнике. Желтое тело выделяет прогестерон и эстрогены в количестве, достаточном для поддержания беременности. На начальном этапе беременности, до формирования плаценты, желтое тело берет на себя функцию гормональной поддержки беременности, и если по тем или иным причинам желтое тело работает неполноценно, то могут возникнуть угроза выкидыша, выкидыш или неразвивающаяся беременность.

Весь период органогенеза и плацентации также является критическим периодом внутриутробной жизни плода, т. к. плод высокочувствителен к повреждающему влиянию окружающей среды, особенно в первые 3-6 недель органогенеза. Этот критический период развития беременности особенно важен, т. к. под влиянием неблагоприятных факторов окружающей среды эмбрион может погибнуть или у него могут возникнуть аномалии развития.

В эти периоды особенно опасно влияние на зародыш факторов окружающей среды, в числе которых:

- физические (ионизирующие излучения, механические воздействия); это может быть действие ионизирующей радиации, например, в условиях техногенной катастрофы на атомных объектах, механические воздействия в виде вибрации и проч. на соответствующих производствах или в момент спортивных тренировок. Что касается влияния радиации, то, если она воздействует на женщину до имплантации зародыша (в предыимплантационный период), в 2/3 случаев эмбрион погибает. В период органогенеза и плацентации часто возникают пороки развития или наступает внутриутробная гибель зародыша или плода.

- химические: фенолы, окись азота, пестициды, тяжелые металлы и т. д. - эти вещества также могут попасть в организм беременной, если она работает на соответствующих производствах или при проведении ремонта в помещении, где долго находится женщина. К химическим веществам относятся никотин, алкоголь, некоторые лекарственные препараты, например используемые для лечения онкологических заболеваний, и т. д. Из химических соединений особенно неблагоприятно сказываются на состоянии зародыша свинец, ртуть, бензол, никотин, оксиды углеродов и другие вещества, которые могут вызвать пороки развития.

Некоторые лекарственные препараты особенно противопоказаны во время беременности (например, противоопухолевые антибиотики); если они принимались, то рекомендуется прерывание беременности на ранних сроках. При приеме некоторых лекарственных средств необходимы консультация генетика, тщательное наблюдение во время беременности за состоянием зародыша и плода (УЗИ, исследование крови на хорионический гонадотропин, альфа-фетопротеин, эстриол, которые позволяют заподозрить наличие пороков развития плода – анализ проводится в 16-20 недель беременности).

Женщин, работающих на химическом производстве, во время беременности необходимо перевести в другие, менее опасные цеха.

- биологические (например, вирус герпеса, цитомегаловирус, вирус краснухи, и т. д. ) (Таблица 21).  

 

Таблица 21

Влияние биологических факторов на состояние плода и новорожденного

 

Инфекция у матери Влияние на состояние плода и новорожденного
Краснуха Слепота (катаракта), пороки сердца, глухота, умственная отсталость, водянка головы, недоразвитие глаза, увеличение селезенки и печени, гепатит, энцефалит и т. д.
Герпес Генерализованный герпес, воспаление мозга, гибель плода
Свинка Гибель плода, нарушение строения внутренней выстилки сердца
Полиомиелит Аборты, мертворождения, различные уродства
Сифилис Аборты, мертворождения
Дизентерия Аборты, мертворождения
Стрептококк Аборты, ранняя детская смертность, нарушения мозгового кровообращения
Токсоплазмос Аборты, мертворождения, нарушение мозговых оболочек и мозга, врожденные аномалии (ЦНС и глаз)
Цитомегаловирус Недоразвитие головного мозга, повреждение светочувствительной оболочки глаза, умственная отсталость

 

В критические периоды вредные воздействия приводят к наиболее тяжелым последствиям - гибели зародыша или формированию грубых пороков развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...