Метод искусственного базиса
(М-задача) Метод искусственного базиса применяется при решении задач линейного программирования, системы ограничений которых не являются каноническими. Рассмотрим задачу в общем виде:
(1) (2) Пусть система (1) не является системой с базисом. Прибавим к левой части каждого уравнения системы (1) переменную уi ≥ 0, которую назовем искусственной. Система примет вид:
(3) (3) – система с базисом.
Составим новую целевую функцию:
(4) Задача нахождения максимума функции (4) при ограничениях (3) называется М-задачей.
Замечание 1. Если исходная задача решается на минимум, то целевая функция М-задачи составляется так:
В обоих случаях М может принимать сколь угодно большое положительное значение.
Замечание 2. Искусственные неизвестные следует вводить только в те ограничения, которые не содержат базисных неизвестных.
Связь между решениями исходной и М-задачей устанавливается следующими теоремами.
Теорема 1. Если в оптимальном плане М-задачи все искусственные переменные равны нулю, то соответствующее решение исходной задачи также является оптимальным.
Теорема 2. Если в оптимальном плане М-задачи хотя бы одна из искусственных переменных отлична от нуля, то исходная задача решения не имеет.
Алгоритм метода искусственного базиса имеет свои особенности:
1) симплексная таблица имеет две оценочные строки: М-строку и Z-строку. Оценка в М-задаче имеет вид: а + bМ, где М > 0 сколь угодно большое число. Следовательно, знак оценки определяется знаком коэффициента b. Число а записываем в Z-строку (первую строку оценки), а коэффициент b – в М-строку (вторую строку); 2) разрешающий столбец выбирается по оценкам М-строки;
3) если все искусственные переменные вышли из базиса, задача решается дальше обычным симплекс-методом; 4) если М-задача решена, но искусственные переменные не вышли из базиса, то исходная задача решения не имеет.
Пример 1. Преобразуем систему ограничений к системе уравнений:
Второе и третье ограничения не содержат базисных неизвестных, поэтому мы добавляем искусственные переменные именно в эти уравнения:
Целевая функция М-задачи:
Составляем симплексную таблицу:
Оптимальный план: Замечание. Как только искусственные переменные выходят из базиса, элементы М-строки обращаются в ноль, и в дальнейшем М-строка из рассмотрения исключается.
Пример 2. Вводим балансовые переменные:
Система не каноническая. Составляем М-задачу:
Решаем М-задачу симплексным методом:
М-задача решена (нет отрицательных оценок в М-строке), но в этом решении искусственная неизвестная y осталась в базисе, следовательно, исходная задача не имеет оптимального решения, так как область допустимых решений этой задачи пустая.
Решить следующие задачи:
1.
3.
5.
7.
9.
11. 2.
4.
6.
8.
10.
12. 13.
15.
14.
16. ДВОЙСТВЕННОСТЬ Пример 1. Рассмотрим задачу об оптимальном плане выпуска продукции: для изготовления 4 видов продукции используется 2 вида сырья. Запасы сырья и его расход на изготовление единицы каждого вида продукции даны в таблице:
Определить оптимальный план выпуска продукции из условия максимизации прибыли. Математическая формулировка (модель) задачи: Максимизировать функцию
при ограничениях
Предположим, что некоторая организация желает приобрести сырье, которым располагает предприятие. Надо оценить каждую единицу, используемых ресурсов. Будем такую оценку условно называть ценой.
Обозначим соответственно, через и цену единицы сырья А и Б. Производство продукции вида I приносит предприятию доход 12 денежных единиц. При этом расходуется 4 единицы сырья А и 0 единиц сырья Б. Выручка от продажи сырья, расходуемого на единицу продукции I по ценам и , составит . Эта величина должна быть не меньше тех доходов, которые предприятие получит от реализации продукции вида I, следовательно, . Аналогичные рассуждения в отношении единицы продукции вида II, III, IV приводят к следующим неравенствам:
Общая стоимость всех запасов сырья, приобретаемого организацией, составит . Покупатель будет стремиться купить сырье как можно дешевле, т.е. минимизировать функцию . Получим задачу:
Получили задачу, двойственную данной. Следовательно, для стандартной задачи нужно выполнить следующие действия, для того чтобы получить ей двойственную: 1) число неизвестных в двойственной задаче равно числу ограничений в исходной; 2) неравенства в системе ограничений двойственной задачи будут противоположного смысла, чем неравенства в системе ограничений исходной задачи; сохраняется неотрицательность переменных; 3) свободные члены ограничений исходной задачи становятся коэффициентами целевой функции двойственной задачи, а коэффициенты целевой функции исходной задачи превращаются в свободные члены двойственной задачи;
4) в исходной задаче целевая функция минимизируется, а в двойственной – максимизируется. По решению одной из задач можно сразу определить решение другой.
Решим исходную задачу симплекс-методом:
.
Следовательно, для двойственной задачи
.
Неизвестные в двойственной задаче равны соответствующим оптимальным оценкам базисных переменных исходной задачи плюс коэффициент, стоящий в таблице над соответствующей базисной переменной (Сj), т.е. . Проверим: .
При , .
Пример 2. В двойственной задаче к основной переменные могут иметь любой знак. Составим двойственную задачу к основной:
Двойственная задача имеет следующий вид:
Решим двойственную задачу графически
Координаты точки А дают значения неизвестных и , при которых функция принимает минимальное значение. Найдем координаты этой точки:
По решению двойственной задачи найдем решение исходной по второй теореме двойственности (теореме равновесия). Подставим координаты точки в систему ограничений двойственной задачи:
Получим:
Первое неравенство выполняется как строгое неравенство, следовательно, соответствующая переменная исходной задачи равна 0. Последние два неравенства обращаются в равенства, следовательно, соответствующие им переменные > 0. Решая систему:
получим ответ для исходной задачи: .
В следующих примерах составить двойственную задачу к данной. Одну из задач решить и найти оптимальное решение другой задачи (по основной теореме двойственности; по теореме равновесия).
1.
3.
5.
2.
4.
6. 7.
9.
11.
13.
15.
8.
10.
12.
14.
16. ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА
Классическая транспортная задача – задача о наиболее экономном плане перевозок однородного продукта или взаимозаменяемых продуктов из пунктов отправления в пункты назначения. На m станциях отправления сосредоточенно соответственно единиц некоторого однородного груза. Этот груз следует перевезти в n пунктов назначения , причем в каждый из них надлежит завезти соответственно единиц этого груза. Известны транспортные издержки , связанные с перевозкой единицы груза из пункта . Требуется составить такой план перевозок, при котором сумма транспортных издержек окажется минимальной. Рассмотрим закрытую модель, т. е. будем рассматривать задачи в которых суммарные запасы грузов у поставщиков равны суммарным потребностям потребителей: . Составим математическую модель задачи. Ограничения по ресурсам: Ограничения по потребителям: Условия неотрицательности: Целевая функция: Транспортную задачу решают методом потенциалов, но применить его можно только в том случае, когда найден какой-то план задачи. Существует несколько методов нахождения исходного допустимого решения (плана): метод «северо-западного» угла, метод минимального тарифа.
Метод «северо-западного» угла Не учитывая стоимости перевозки единицы груза, начинаем заполнение таблицы с удовлетворения потребностей первого потребителя за счет запаса поставщика . Затем удовлетворяем потребности потребителя , и так далее, пока все потребители не будут удовлетворены, а поставщики разгружены.
Метод минимального тарифа Выбираем клетку с наименьшим тарифом ; записываем в клетку максимально возможную поставку. При этом могут встретиться три случая: В первом случае потребности удовлетворятся полностью запасами поставщика . Столбец исключаем из рассмотрения. Во втором исключаем строку , записав в клетку . В третьем принимаем . Затем записываем ноль в следующую по строке или столбцу клетку и исключаем и пункт . На каждом шаге таблица сокращается, и в итоге получим допустимый план задачи. Замечание 1. В транспортной таблице занятые клетки соответствуют базисным неизвестным, а пустые клетки свободным неизвестным. Число базисных неизвестных в системе ограничений транспортной задачи равно m+n-1, где m – число поставщиков, n – число потребителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|