Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Психология зрелости и старения»
Направление подготовки
«Психология»
Профиль подготовки
«Прикладная психология»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Кемерово 2010
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Психология зрелости и старения» являются ознакомление студентов с:
- предметом, методами, практическими задачами и актуальными проблемами «Психологии зрелости и старения».
- феноменологией зрелости и старения, кризисами в развитии человека;
- возрастными аспектами развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека в целом;
- особенностями развития личности в период взрослости и старения;
- основными направлениями современных исследований, с ролью онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, со значением общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения;
- кризисными точками в личностном и профессиональном развитии;
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в цикл дисциплин по выбору (Б.3.В.6). Программа курса «Психология зрелости и старения» для студентов направления «Психология» социально - психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с основной образовательной программой, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030300 «Психология», 2009 г.
Содержание дисциплины «Психология зрелости и старения» является логическим продолжением, углублением знания, полученного в результате овладения дисциплиной «Психология развития, возрастная психология», «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психофизиология».
Условиями успешного прохождения курса являются:
- глубокие и обобщенные знания основных понятий психологии, физиологии;
- практические умения рассмотреть целостность психического развития человека;
- сформированные навыки самоанализа развития и способность к самостоятельной деятельности;
- сформированные навыки научно-исследовательской работы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология зрелости и старения»
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
А) общекультурные (ОК)
ОК 7. Способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей.
Знать: возрастные особенности личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе.
Уметь: установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать.
ОК 8. Способность и готовность к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них.
Знать: возможности региональных социальных и психологических центров поддержки пожилых людей.
б) профессиональные(ПК)
ПК 5. Способность и готовность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
Знать: возрастные аспекты развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенности развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе.
Уметь: определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
Владеть: навыками самоорганизации личностного и профессионального развития: навыками самоанализа и рефлексии направления, динамики, качественных характеристик и темпа личностного и профессионального самоопределения и становления в Кузбасском регионе.
ПК 8. Способность и готовность к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности.
Знать: основные направления современных исследований, понимать роль онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимать значение общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения.
Уметь: использовать совместно с магистром практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
- Знать: ОК-7, ОК-8, ПК-5, ПК-8 возрастные аспекты развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека в целом; особенности развития личности в период взрослости и старения; основные направления современных исследований, понимать роль онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимать значение общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения.
- Уметь: ПК-5, ПК-8, определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
- Владеть: ПК-5 навыками самоорганизации личностного и профессионального развития: навыками самоанализа и рефлексии направления, динамики, качественных характеристик и темпа личностного и профессионального самоопределения и становления.
4. Структура и содержание дисциплины «Психология зрелости и старения»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы
| Всего часов
|
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
|
|
Аудиторные занятия всего
|
|
В том числе:
|
|
Лекции
|
|
Семинары
|
|
Самостоятельная работа
|
|
В том числе:
|
|
Творческая работа (психологическое эссе)
|
|
Практическая работа (подготовка доклада)
|
|
Практическая работа (решение задач)
|
|
Самостоятельная работа с книгой
|
|
Самостоятельная работа с информационными базами данных
|
|
Вид промежуточного контроля (дидактический тест)
|
|
Вид итогового контроля (экзамен)
|
|
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
|
| лекц
| практ
| с\р
| к\р
|
|
| Прикладное и теоретическое значение психологии зрелости и старения, задачи курса.
|
|
|
|
|
| Конспект
Беседа
|
| Метрические границы периода взрослости и старости, виды возрастных периодизаций.
|
|
|
|
|
| Доклады, сообщения
|
| Топологические характеристики периода взрослости и старости.
|
|
|
|
|
| Дискуссия, сообщения, доклады
|
| Итого:
|
|
|
|
| | экзамен
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
|
| Прикладное и теоретическое значение психологии зрелости и старения, задачи курса.
| Место психологии зрелости и старения в системе наук. Психология развития, геронтология, психология, социология. Круг проблем психологии зрелости и старения. Неоднозначность понятий «зрелость», «старение». Объект, предмет психологии зрелости и старения. Виды исследований и методы психологии зрелости и старения.
| ОК 7. Обобщенное знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастных проблем человека, проживающего в промышленно развитом регионе.
|
| Метрические границы периода взрослости и старости, виды возрастных периодизаций.
| Проблема периодизации психического развития. Подходы к выделению жизненных стадий. Задачи развития в разные возрастные периоды. Понятие «психологический возраст». Зрелость и старость как психологический возраст. Специфика периодизации взрослого и позднего возраста. Периодизации второй половины жизни \ Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Д.Б.Бромлей и др.\. Продуктивные показатели пожилого возраста.
| ОК 7. Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастных проблем человека, проживающего в промышленно развитом регионе.
ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе.
Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
|
| Топологические характеристики периода взрослости и старости.
| «Макро» и «микро» периоды в развитии человека, их сущность и протяженность.
Значение кризисов в развитии. Виды кризисов взрослого и пожилого человека.
Топологические характеристики периода взрослости. Виды возрастов: биологический возраст, социальный, психологический, рекреационный.
Индивидуальное развитие, описываемое в понятиях: «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива», «стратегия жизни».
| Ок 7. Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе.
|
| Зрелость и старость как социокультурное явление.
| Категория возраста в традиционных и современных культурах. Возрастной символизм различных культур.
| ОК 7.
Умение установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать.
|
| Взрослый и пожилой человек в обществе, семье, культуре.
| История формирования стереотипов пожилого человека.
Определение старости в разные времена. Образ старости в христианской культуре. Теории социальных изменений в пожилом возрасте \ теория разобществления, теория активности, теория социального обмена, теория модернизации \. Социальные факторы, определяющие статус пожилых людей в обществе. Социальные стереотипы пожилых людей.
Роль семьи в жизни взрослого и пожилого человека.
Демографические и социологические изменения семьи. Этапы развития семьи. Функции семьи по отношению к взрослому и старшему поколению. Обретение и потеря семейных ролей. Роль бабушки в современной семье.
Выход на пенсию и особенности адаптации пожилых людей. Выход на пенсию как маркерное событие в жизни человека. Фазы пенсионного процесса. Аттитюды к выходу на пенсию. Подготовка к выходу на пенсию. Факторы социальной адаптации личности в позднем возрасте. Критерии социальной адаптации. Кризис позднего возраста. Повышение уровня социально-психологической адаптации пожилых людей.
Социально- психологические проблемы пожилых людей. Противопоставление молодых и старых. Возрастная сегрегация пожилых людей. Участие пожилых в жизни общества. Групповая солидарность пожилых людей. Условия и качество жизни в позднем возрасте.
Социально- психологические феномены в работе с пожилыми людьми. Эйджизм в социально-психологической работе с пожилыми людьми. Социально-психологическая компетентность в работе с пожилыми.
Жестокое отношение к пожилым.
Система социально- психологической помощи пожилым людям.
Теоретические и практические вопросы психологической работы с пожилыми людьми. Цели психологической помощи пожилым людям. Групповая терапия, дискуссионные клубы, семейная психотерапия. Направления социально-психологической помощи пожилым людям: создание системы социальной поддержки, расширение компетентности пожилых людей, преодоление негативных психологических установок. Институциональный уход. Семейная помощь и уход за пожилыми людьми.
| ОК 7.
Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе.
Умение установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать.
ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе.
Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
Владение навыками самоорганизации личностного и профессионального развития: навыками самоанализа и рефлексии направления, динамики, качественных характеристик и темпа личностного и профессионального самоопределения и становления в Кузбасском регионе.
|
| Возрастной подход к изучению взрослого человека и человека пенсионного возраста как индивида.
| Эволюция психофизиологических функций человека. Возраст и индивид. Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека в различные периоды взрослости и старения.
Сенсомоторная организация в различные периоды взрослости и старости.
Психофизиологическое развитие в период взрослости и старения.
Признаки физиологического старения. Теории старения (запрограммированная теория старения, генетическая мутационная теория, теория катастрофы накопления ошибок в синтезе белка, аутоиммунная теория старения).
Сенсорные изменения при старении. Неравномерность и индивидуальное своеобразие физического и психического старения.
Аффективная сфера. Возрастные изменения в эмоциональной сфере пожилого человека.
| ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе.
Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
ПК-8. Знание основных направлений современных исследований, понимание роли онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимание значение общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения.
Умение использовать совместно с магистром практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
|
| Особенности когнитивного развития человека в период взрослости, старости.
| Когнитивное старение. Характеристики объема восприятия, внимания, психомоторных реакций в пожилом возрасте. Особенности памяти пожилых. Нарушение памяти у пожилых (дисмнезии, псевдореминисценции). Интеллект пожилого человека – особенности и своеобразие. Изучение интеллектуального функционирования в позднем периоде жизни. Критерии интеллекта в старости – мудрость, опытность, проницательность.
| ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе.
Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса.
ПК-8. Знание основных направлений современных исследований, понимание роли онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимание значение общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения.
Умение использовать совместно с магистром практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
|
| Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития в период взрослости, старости.
| Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития. Пол и различные виды деятельности. Маскулинность – фемининность и род занятий в период взрослости и старения.
| ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе.
Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса.
|
| Развитие субъекта деятельности, проф.самоопределение и саморазвитие.
| Позиция субъекта в профессиональной деятельности. Профессиональное и личностное самоопределение. Задачи психологии обучения взрослых. Возраст и обучаемость. Роль жизненного опыта в усвоении знаний. Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Повышение профессиональной квалификации. Профессионализм и возраст. Оценка себя как профессионала. Противоречия личностного и профессионального развития. Профессиональное долгожительство. Переоценка профессиональной карьеры, трудовой стресс. Профессиональное выгорание и деформация в деятельности.
Самореализация человека в период зрелости и старения как предмет познания.
Взрослый человек и человек пенсионного возраста как субъект общения.
Обучение и труд как факторы интеллектуального развития человека зрелого и пенсионного возраста.
| ОК 7.
Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе.
Умение установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать.
ОК 8.
Знать: возможности региональных социальных и психологических центров поддержки пожилых людей.
ПК 5. Знание возрастных аспектов развития отдельных психических функций, личности взрослого и пожилого человека; особенностей развития личности в период взрослости и старения в Кузбассе.
Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
|
| Особенности личности и индивидуальности зрелого и пожилого человека
| Возрастная динамика личностных особенностей. Типология личности пожилых людей. Изменения личности в пожилом возрасте. Особенность эмоциональных переживаний в пожилом возрасте. Самооценка пожилых людей. Переживания горя и тяжелой утраты в позднем возрасте. Особенности самосознания. Поведенческие особенности.
Особенности самосознания пожилого человека. Мотивационно - потребностная сфера в позднем возрасте. Творческая продуктивность в пожилом возрасте.
Стратегии преодоления трудностей. Стили жизни пожилых людей. Личностные типы по показателям уровня активности, стратегиям преодоления трудностей, отношению к себе и миру, удовлетворенности жизнью. Перспективы развития в старости.
| ОК 7.
Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе.
Умение установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать.
ОК 8.
Знать: возможности региональных социальных и психологических центров поддержки пожилых людей.
ПК-8. Знание основных направлений современных исследований, понимание роли онтогенеза и жизненного пути в становлении личности, понимание значение общения, познания и труда для развития в период взрослости и старения.
Умение использовать совместно с магистром практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
|
| Признаки зрелости личности; исследования характеристик зрелой личности.
| Признаки зрелости личности в трудах классиков психоанализа, трансперсональной и гуманистической психологии, психосинтеза: Ш. Бюлер, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн, Э. Эриксон, Э. Фромм, Г. Олпорт, Э. Шпрангер, В. Ливехуд, В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу, Л. Зонди, К. С. Холл., Г. Линдсей, В. Сатир.
Отечественные исследования характеристик зрелой личности: С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев и др.
| ОК 7.
Знание возрастных особенностей личности в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, возрастные проблемы человека, проживающего в промышленно развитом регионе.
Умение установить доверительный контакт и диалог с клиентом в период поздней взрослости и в пожилом возрасте, убедить и поддержать.
ПК 5.
Умение определять кризисные точки в личностном и профессиональном развитии жителей Кузбасса; использовать практическую направленность деятельности психолога на оптимизацию и повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в период взрослости и старения.
Владение навыками самоорганизации личностного и профессионального развития: навыками самоанализа и рефлексии направления, динамики, качественных характеристик и темпа личностного и профессионального самоопределения и становления в Кузбасском регионе.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: