Образовательные технологии
Программой курса предусмотрено чтение лекций в различных формах их проведения: проблемные лекции с элементами эвристической беседы, информационные лекции, лекции с опорным конспектированием, лекции-визуализации. Проведение семинарских занятий осуществляется в форме развернутой беседы на основании плана, а также в форме семинаров дискуссий, решения проблемных задач, докладов и диспутов. Освоение курса предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий, которые заключаются в подготовке докладов, сообщений, конспектов; работу с информационными базами данных; написании психологического эссе. Курс «психологии зрелости и старения» (для студентов дневной формы обучения) общим объемом 72 часа изучается в течение одного 5 семестра, его изучение завершается экзаменом. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Текущий контроль качества освоения знаний осуществляется в форме периодического тестирования, а также на семинарских занятиях в форме устных выступлений, реферирования текстов, обсуждения дискуссионных проблем. Промежуточный контроль предполагает выполнение индивидуального творческого задания: 1. самостоятельное исследование по какой-либо малоизученной проблеме; 2. психологическое эссе; 3. практическая разработка ролевой игры по заданной теме, с последующим её проведением. Предлагаемый спектр творческих заданий ориентирован на углубленную самостоятельную работу по осмыслению не столько конкретного материала, сколько фундаментальных акмеологических проблем, либо анализ собственного психологического состояния. Самостоятельная работа студентов организуется следующим образом:
- для самоконтроля знаний по курсу, студент может обратиться к предложенным вопросам, темам докладов или подготовить сообщение по указанной в программе проблематике; - реферирование первоисточников, статей в периодических изданиях; - составление словарей-тезаурусов; - подготовка к тематическим дискуссиям; - подготовка письменной работы (эссе). Отразить прошлое, настоящее, будущее в контексте отношения к себе, к деньгам, к политике, к семье, браку, друзьям, карьере, профессии, здоровью, родителям, детям, межличностные отношения, сексуальные отношения. План эссе на тему: ü «Я» и «взрослость». ü Моя взрослость. ü Мой жизненный путь. I глава – Я в прошлом. (детство, подросток, юность) II глава – Я в настоящем. III глава – Я в будущем. Подразделы глав1, 2, 3. 1. Мое отношение к своему физическому облику. 2. Мое отношение к своему полу. 3. Мое отношение к себе в обществе. 4. Мое отношение к собственности. 5. Мое отношение к деньгам. 6. Мое отношение к дружбе. 7. Мое отношение к любви. 8. Мое отношение к семье. 9. Мое отношение к родителям. 10. Мое отношение к профессии. 11. Мое отношение к карьере. 12. Мое отношение к политике. 13. Мое отношение к стране. 14. Мое отношение к смерти. 15. Мое отношение к жизни.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Экспресс тест на остаточные знания Инструкция: В течение 15 минут в свободной форме ответьте на поставленные вопросы. Вопросы: Ø Определите возрастом границу периода взрослости, зрелости и старения. Ø Опишите специфику психического развития в период взрослости; в период старения. Ø Можете ли вы назвать себя взрослым? Какие признаки позволяют (не позволяют) сделать это. Почему? Ø Ваши ожидания от курса «Психология зрелости и старения»
Критерии оценки знаний студентов. Обязательным условием допуска студента к итоговой аттестации является удовлетворительное или успешное прохождение промежуточной аттестации (1 или 2 балла) в течение семестра. Студент допускается к экзамену, если все виды работ (написание дидактических тестов по разделам, участие в дискуссиях на семинарских занятиях, выступление с докладами и сообщениями) выполнены в срок. В случае неудовлетворительного прохождения промежуточной аттестации (0 баллов), преподаватель имеет право назначить комиссионный прием экзамена без права пересдачи. В итоговой оценке по курсу учитывается эффективность выполнения студентом всех форм работы в течение семестра. Экзаменационная (итоговая) оценка по дисциплине: Отметка «отлично» ставится, если: знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные: § Студент свободно владеет научными понятиями; § Студент способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу положений существующих теорий, научных школ, направлений по вопросу билета; § Логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете; § Ответ не содержит фактических ошибок и характеризуется глубиной, полнотой, уверенностью студента; § Ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики; § Студент демонстрирует умение вести диалог и вступать в научную дискуссию. Отметка «хорошо» ставится, если: знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; раскрыто содержание билета, имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы: § В ответе имеют место несущественные фактические ошибки, которые студент способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу; § Недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета; § Недостаточно логично построено изложение вопроса; § Ответ прозвучал недостаточно уверенно; § Студент не смог показать способность к интеграции и адаптации знаний или теории и практики. Отметка «удовлетворительно» ставится, если: знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью содержание билета раскрыто слабо, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета:
§ Программный материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки; § Ответ носит репродуктивный характер; § Студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты; § Нарушена логика изложения, отсутствует осмысленность представляемого материала; § У студента отсутствуют представления о межпредметных связях. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если: § Обнаружено незнание или непонимание студентом сущностной части общей психологии; § Допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно; § На большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов. Примерный перечень практических заданий, требующий самостоятельной подготовки: ТЕМА 2. Метрические границы периода взрослости и старости, виды возрастных периодизаций. Вопросы для обсуждения: 1. Проблема периодизации психологического развития, критерии выделения возрастных периодов. 2. Подходы к периодизации второй половины жизни человека /Ш.Бюлер, Э. Эриксон, Б. Ливерхуд, Г.Цукерман, В.И.Слободчиков/. 3. Специфика периодизации взрослого и позднего возраста. 4. Понятие «психический возраст» 5. Старость как особый период возрастного психологического развития. Сопоставление периода старения с другими психологическими возрастами. 6. Виды возрастов: биологический возраст, социальный, психологический, рекреационный. 7. Зрелость и старость как психологический возраст.
ТЕМА 3 Топологические характеристики периода взрослости и старости. Вопросы для обсуждения: 1. «Макро» и «микро» периоды в развитии человека, их сущность и протяженность. 2. Значение кризисов в развитии. 3. Виды кризисов взрослого и пожилого человека. Определить понятия: время, микропериод, макропериод, историческое время, критическое время, периодизация, кризис, возрастной кризис. «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «жизненная позиция», «жизненная линия», «жизненная перспектива», «стратегия жизни».
ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ: Основания периодизаций возрастного развития (начиная с подросткового возраста и до старости): 1. периодизация по Э. Эриксону, 2. периодизация по З. Фрейду, 3. периодизация АПН СССР 1965г., 4. периодизация В. И. Слободчикова, 5. периодизация Ш Бюлер, 6. периодизация Н. Я. Пэрна
ТЕМА 5 Взрослый и пожилой человек в обществе, семье, культуре. Вопросы для обсуждения: 1. Особенности отношения к пожилым людям в разные эпохи 2. Основные социально-психологические установки по отношению к старости. 3. Теории социальных изменений в пожилом возрасте. 4. Этапы развития семьи и возрастные этапы жизни. 5. Типы взаимодействия взрослых и пожилых людей в семье. 6. Выход на пенсию как «маркерное» событие в жизни человека. Аттитюды к выходу на пенсию. Подготовка к выходу на пенсию. 7. Социально-психологические факторы, определяющие специфику старения и положение пожилых людей в обществе. 8. Половозрастные различия социального отчуждения пожилых людей. 9. Социально-психологическая адаптация пожилых людей. Направления социальной работы с пожилыми людьми. Эйджизм в социальной и психологической работе с пожилыми людьми. Социально-психологичекая компетентность в работе с пожилыми людьми. 10. Цели, методы психологической помощи пожилым людям. Направления оказания социально-психологической помощи пожилым людям. Формы организации помощи.
ТЕМА 6 Возрастной подход к изучению взрослого человека и человека пенсионного возраста как индивида. Вопросы для обсуждения: 1. Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека в различные периоды взрослости и старения. 2. Физическое здоровье, физическая форма, сила и выносливость (смертность, болезнь, нетрудоспособность, физические недостатки) 3. Сексуальность во взрослости, способность к воспроизведению потомства. 4. Задачи развития в период взрослости и старения. 1. Сохранение и изменение физических возможностей в среднем возрасте. 2. Факторы здоровья. Психические заболевания и старение. Клиническая геронтология, синдром депрессии и синдром деменции. 3. Морфо-функциональные изменения в старости 4. Причины старения /наследственность и окружающая среда. 5. Проблема психосоматического взаимодействия в пожилом возрасте. 6. Когнитивные изменения в процессе старения 7. Тестирование по методике С. Бем «Маскулинность - фемининость». Работа с результатами, обсуждение психологического пола.
Определить понятия: психофизиологические функции человека, факторы развития, опыт, аффективная сфера, здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье, факторы здоровья, сексуальность, задачи развития,психические заболевания, средний возраст, кризис, кризис середины жизни, старость, смерть.
СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: Эволюция психофизиологических функций человека. Сенсомоторная организация в различные периоды взрослости и старости. Психофизиологическое развитие в период взрослости и старения. Признаки физиологического старения. Теории старения (запрограммированная теория старения, генетическая мутационная теория, теория катастрофы накопления ошибок в синтезе белка, аутоиммунная теория старения). Сенсорные изменения при старении. Неравномерность и индивидуальное своеобразие физического и психического старения. Аффективная сфера. Возрастные изменения в эмоциональной сфере пожилого человека. ТЕМА 9 Развитие субъекта деятельности, проф.самоопределение и саморазвитие Вопросы для обсуждения: 1. Позиция субъекта в профессиональной деятельности. 2. Профессиональное и личностное самоопределение. 3. Роль жизненного опыта в усвоении знаний. 4. Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Повышение профессиональной квалификации. Профессионализм и возраст. 5. Оценка себя как профессионала. 6. Противоречия личностного и профессионального развития. Профессиональное долгожительство. Переоценка профессиональной карьеры, трудовой стресс. Профессиональное выгорание и деформация в деятельности. 7. Самореализация человека в период зрелости и старения как предмет познания. 8. Взрослый человек и человек пенсионного возраста как субъект общения. 9. Обучение и труд как факторы интеллектуального развития человека зрелого и пенсионного возраста. 10. Факторы, влияющие на развитие человека в период взрослости (обучение, труд, жизненный опыт, профессиональная жизнь и др.) 11. Особенности отношений в семье. Сфера общения в среднем и пожилом возрастах. 12. Динамика интеллекта в пожилом возрасте. 13. Продуктивные показатели пожилого возраста.
СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. Понятие профессионального здоровья. Профессиональное самосохранение. Профессиональное долгожительство. 2. Переоценка профессиональной карьеры, трудовой стресс. 3. Профессиональное выгорание и деформация в деятельности. 4. Опасности выхода на пенсию и изменения статуса.
ТЕМА 10. Особенности личности и индивидуальности зрелого и пожилого человека. Вопросы для обсуждения: 1. Возрастная динамика личностных особенностей. 2. Типология личности пожилых людей. Изменения личности в пожилом возрасте. 3. Особенность эмоциональных переживаний в пожилом возрасте. 4. Переживания горя и тяжелой утраты в позднем возрасте. 5. Поведенческие особенности. 6. Особенности самосознания пожилого человека. Мотивационно - потребностная сфера в позднем возрасте. Творческая продуктивность в пожилом возрасте. 7. Стратегии преодоления трудностей. Стили жизни пожилых людей. Личностные типы по показателям уровня активности, стратегиям преодоления трудностей, отношению к себе и миру, удовлетворенности жизнью. Перспективы развития в старости.
СООБЩЕНИЯ И ДОКЛАДЫ: 1. Возможно ли развитие взрослого человека как личности. 2. Особенности самооценки пожилого человека. 3. Психологический витаукт, как механизм стабилизации Я-концепции. 4. Особенности переживания горя в пожилом возрасте. 5. Особенности отношения пожилого человека к смерти. 6. Изменения личностных черт в пожилом возрасте. 7. Типологии личности пожилых людей. 8. Характер в позднем возрасте. 9. Особенности мотивационно-потребностной сферы в пожилом возрасте. 10. Успешное старение. Проблема удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте. 11. Значение установок и личностного выбора в процессе старения. Личностный контроль как фактор эффективного старения. 12. Поиски нового смысла жизни, новой системы ценностей и возможность достижения творческой самореализации в старости. 13. Социальные связи как важнейший фактор оптимального старения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|