Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутриполитическая обстановка. Начало царствования Петра I




Внутриполитическая обстановка

Сложной при первых Романовых была внутриполитическая обстановка страны. С 1630 - 1650 гг. восставали жители 30 городов — Великого Устюга, Новгорода, Воронежа, Курска, Владимира, городов Сибири и др. Наиболее крупные восстания были в Москве (1648), Пскове и Новгороде (1650). Они были по­давлены, а их активные участники казнены.

XVII в. принес серьезные потрясения русской церкви. К сере­дине этого века в русском обществе нарастало недовольство церковью, поддерживавшей порядки, усиливающий угнетение простого народа, а также неблаговидным поведением многих церковнослужителей, отсутствием единообразия церковной службы. В религиозных книгах и церковных обрядах накопились существенные разночтения; священные каноны толковались противоречиво. В каждой местности были свои традиции совершения культа. порядок проведения богослужения расходился с греческим чином. Таким образом назрела необходимость реформы церкви. В 1653 - 1660 гг. патриарх Никон (1605 - 1681) провел церковную реформу. Она унифицировала церковные обряды и установила единообразие богослужения для всех православных церквей. За образец был принят греческий чин, все священные и богослужебные книги исправлялись по греческим образцам, для богослужения допускались иконы только греческого письма.

Несмотря на то, что реформа патриарха Никона поддерживали государь Алексей Михайлович, его ближайшее окружение и высшее духовенство, произошел раскол русской церкви. Против реформы церкви выступили попы и протопопы в Москве (И. Неропов, С. Внифатьев), в Суздале (Н. Пустосвят), в Юрьевце - Аввакум Петров и другие города. Их стали называть раскольниками.

Протопоп Аввакум (1620—1682) был идеологом староверия, старообрядцев. Они требовали возврата к прежним обрядам и традициям; читать и петь во время службы одновременно разное несколькими голосами (реформа устанавливала единоголосие); крестное знамение производить двумя перстами, а не тремя, как полагала реформа; поклоны при богослужении должны оставать­ся поясными, а не земными, как вводила реформа; они требовали возврата к ходу посолонью, а не крестному ходу навстречу солн­цу, как предусматривала реформа.

На стороне старообрядцев оказалось множество горожан, крестьян, стрельцов. Раскол церкви стал формой социального протеста народных масс.

Все положения реформы были одобрены земскими соборами 1654—1656 гг.; раскольников осудили и отлучили от церкви. Священника Аввакума сослали в Даурию (Забайкалье), возвраща­ли в Москву, снова ссылали, затем расстригли, прокляли и со­жгли.

Социальный протест раскольников по сути направлялся в фа­натизм и аскетизм, мистику: сторонники раскола отрицали все новое и иноземное; враждебно относились к светской культуре, знаниям. Поэтому оценивать раскол как подлинно прогрессивное явление нельзя, хотя благодаря староверию сохранилось много письменных памятников прошлых веков.

Вмешательство Никона во внутренние и внешнеполитические дела государства, оправдываемое тем, что " священство выше царства" (церковь выше монарха), привело к разрыву патриарха с царем. Земский Собор 1666—1667 гг. лишил Никона патриарше­ства и сослал.

В период царствования Алексея Михайловича произошла крупнейшая в истории России Крестьянская война 1670—1671 гг. Ее предводитель — Степан Разин (ок. 1630—1671) донской казак, атаман, сначала воевавший с крымскими татарами, затем с тур­ками. В 1667 г. с отрядом казацкой бедноты он совершил поход на Волгу и Яик, затем Персию по Каспийскому морю. Весной 1670 г. возглавил Крестьянскую войну, в которой проявил себя способным организатором и военачальником. Обещал уничтожить рабство, освободить крестьян от власти бояр и дворян. Наряду с казачеством в войне участвовали народы Поволжья. Восставшие взяли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, осадили Симбирск, но войскам Разина было нанесено поражение. Атаман ушел на Дон, но был предан домовитыми казаками, пленен и казнен в Мо­скве. После казни Разина война еще продолжалась, отдельные отряды выступали во многих городах Поволжья, Галицкого уезда, в Соловецком монастыре.

Начало царствования Петра I

С 1682 по 1696 гг. русский престол занимали сыновья царя Алексея от разных браков — Петр (1672—1725) и Иван (1666—1696). Поскольку они были малолетними, то правительни­цей являлась их сестра царевна Софья (1657—1704), правившая с 1682 по 1689 гг. В этот период усилилась роль князя 5. Голи­цына (1643—1714), фаворита царевны.

В 1689 г. Петр 1 достиг совершеннолетия, женился и проявил стремление к борьбе со старыми отжившими боярскими тради­циями. Софья предприняла попытку с помощью стрельцов, недо­вольных созданием полков нового строя, потерей многих своих привилегий, лишить власти Петра. Однако она потерпела неудачу. Петра поддержали Преображенский и Семеновский полки, многие бояре и дворяне, московский патриарх и даже некоторые стре­лецкие полки. Петр удержал трон, наказал бунтовавших стрель­цов, расформировал стрелецкое войско, Софью постригли в мо­настырь.

В 1696 г. умер Иван V, Петр стал единодержавным правите­лем. Первой задачей Петра было продолжение борьбы за Крым. Он направил свои действия на овладение Азовом — турецкой крепостью в устье Дона. Но из-за плохо подготовленной осадной техники и отсутствия судов русские войска потерпели неудачу. Тогда Петр приступил к строительству флота на р. Воронеж. По­строив за один год 30 крупных судов, увеличив вдвое сухопутную армию, Петр в 1696 г. блокировал Азов с моря и овладел им. Для закрепления на Азовском море он соорудил крепость Таганрог.

В 1697 г. он отправился с " Великим посольством" в Европу, сочетая дипломатическую миссию с многообразными познава­тельными задачами в кораблестроении, военном деле, ремесле.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...