Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проекта как метода обучения




Большинство авторов, дающих определение про­екта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие про­блемы, которую предстоит решить в ходе рабо­ты над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной про­блемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также ста­новится средством решения проблемы проекта.

Итак, выяснение исходной проблемы, формули­рование цели и создание умозрительного образа проектного продукта — первые характерные осо­бенности проекта.

Еще одно отличие проекта — предварительное планирование работы. Весь путь от исходной про­блемы до реализации цели проекта необходимо раз­бить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить спосо­бы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информа­ции; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опро­сов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенны­ми потребительскими свойствами, т.е. удовлетво­рять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.

Проект обязательно должен иметь письменную частьотчет о ходе работы, в котором описыва­ются все этапы работы (начиная с определения про­блемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная инфор­мация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его пу­бличная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но де­монстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает реф­лексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.

Итак, проект характеризуется:

• наличием исходной проблемы;

• заранее определенной цели;

• плана предстоящей работы.

По завершении работы над проектом:

• исходная проблема должна быть решена (пред­ложен способ ее решения);

• должен быть создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы проекта);

• должен быть представлен письменный отчет о ходе работы над проектом;

• должна быть проведена публичная защита про­екта, презентация его результата.

По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает после­довательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Кроме того, проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение — активно-деятельностный способ обучения, при кото­ром осуществляется целенаправленная учебная де­ятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их до­стигает

ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Письменная часть проекта является отчетом о том, как шла работа. Эта часть работы имеет четкую структуру.

 

Требования, предъявляемые к письменной части проекта:

Ø Титульный лист

Ø Содержание

Ø Введение

Ø Основная часть

Ø Заключение

Ø Библиография

Ø Приложения

 

Титульный лист

Полное наименование учебного заведения

 

_____________________________________________

(формулировка темы проекта без кавычек и без точки)

 

Проект

ученика... класса

(фамилия, имя)

 

Руководитель проекта

(фамилия, инициалы)

 

Город, год

 

Содержание — это перечисление глав (в том числе библиография и приложения) с указанием страниц. На титульном листе и на странице, на которой помещено само содержание, номера страниц не ставятся, а на странице, где находится

введение, ставится цифра 3, так как она фактически идет третьей по счету.

Введение, в котором необходимо:

• показать, чем интересна и важна выбранная тема проекта, обосновать свой выбор, то есть описать проблему, над которой работа­ли;

• рассказать, чего надо добиться в результате работы, в чем состоит цель проекта;

• дать план работы с указанием всех ее этапов, задач каждого этапа, подробно описать способы решения задач на каждом этапе, сроки выполнения каждого этапа работы;

• описать, что будет представлять собой про­ектный продукт.

Основная часть, в которой надо поместить:

· подробное описание хода работы, включающее все ее этапы;

· анализ всего процесса работы и всех ее этапов, принимаемых решений и их обо­снование, используемых ресурсов;

· описание и анализ идей и эмоций, возникав­ших в ходе работы над проектом.

Заключение, в котором следует:

· оценить результат проекта (проанализи­ровать, что получилось или не получилось и почему; подумать, удалось ли добиться того, что запланировано, когда начинался проект, как стали бы действовать, если бы еще раз пришлось работать над таким же про­ектом);

· показать перспективы возможной дальнейшей работы по данному проекту;

· сделать основные выводы и показать свою точку зрения на затронутые в проекте проблемы, подвести итоги работы.

Библиография, где представляют:

· список использованной литературы с указанием выходных данных книг и статей;

· адреса сайтов в Интернете, с которыми ра­ботали;

· ссылки на интервью, если брали их у специа­листов;

· указания фильмов, если их просматривали и т.п.;

· перечень музеев, если их посещали.

Приложения. Сюда можно поместить иллюстрации, графики наблюдений, эскизы, тексты, интервью специалистов, анкеты, опросные листы (если использовались) и т.п.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...