Особенности проекта как метода обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта — первые характерные особенности проекта. Еще одно отличие проекта — предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
Проект обязательно должен иметь письменную часть — отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта. Итак, проект характеризуется: • наличием исходной проблемы; • заранее определенной цели; • плана предстоящей работы. По завершении работы над проектом: • исходная проблема должна быть решена (предложен способ ее решения); • должен быть создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы проекта); • должен быть представлен письменный отчет о ходе работы над проектом; • должна быть проведена публичная защита проекта, презентация его результата. По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Кроме того, проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение — активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА Письменная часть проекта является отчетом о том, как шла работа. Эта часть работы имеет четкую структуру.
Требования, предъявляемые к письменной части проекта: Ø Титульный лист Ø Содержание Ø Введение Ø Основная часть Ø Заключение Ø Библиография Ø Приложения
Титульный лист Полное наименование учебного заведения
_____________________________________________ (формулировка темы проекта без кавычек и без точки)
Проект ученика... класса (фамилия, имя)
Руководитель проекта (фамилия, инициалы)
Город, год
Содержание — это перечисление глав (в том числе библиография и приложения) с указанием страниц. На титульном листе и на странице, на которой помещено само содержание, номера страниц не ставятся, а на странице, где находится введение, ставится цифра 3, так как она фактически идет третьей по счету. Введение, в котором необходимо: • показать, чем интересна и важна выбранная тема проекта, обосновать свой выбор, то есть описать проблему, над которой работали; • рассказать, чего надо добиться в результате работы, в чем состоит цель проекта; • дать план работы с указанием всех ее этапов, задач каждого этапа, подробно описать способы решения задач на каждом этапе, сроки выполнения каждого этапа работы; • описать, что будет представлять собой проектный продукт. Основная часть, в которой надо поместить: · подробное описание хода работы, включающее все ее этапы; · анализ всего процесса работы и всех ее этапов, принимаемых решений и их обоснование, используемых ресурсов; · описание и анализ идей и эмоций, возникавших в ходе работы над проектом.
Заключение, в котором следует: · оценить результат проекта (проанализировать, что получилось или не получилось и почему; подумать, удалось ли добиться того, что запланировано, когда начинался проект, как стали бы действовать, если бы еще раз пришлось работать над таким же проектом); · показать перспективы возможной дальнейшей работы по данному проекту; · сделать основные выводы и показать свою точку зрения на затронутые в проекте проблемы, подвести итоги работы. Библиография, где представляют: · список использованной литературы с указанием выходных данных книг и статей; · адреса сайтов в Интернете, с которыми работали; · ссылки на интервью, если брали их у специалистов; · указания фильмов, если их просматривали и т.п.; · перечень музеев, если их посещали. Приложения. Сюда можно поместить иллюстрации, графики наблюдений, эскизы, тексты, интервью специалистов, анкеты, опросные листы (если использовались) и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|