Рост территории. Административная реформа
Рост территории. Административная реформа На протяжении XVIII в. значительно увеличилась территория страны. Если в начале века она равнялась примерно 14 млн. кв. верст, то в 1791 г— около 14, 5 млн. кв. верст, т. е. увеличилась почти на 0, 5 млн. кв. верст. Намного увеличилось и население страны. По первой ревизии, проведенной в 1719 г., общая численность населения составляла 7, 8 млн. человек, по пятой ревизии, проходившей в 1795 г., — 37, 2 млн. человек, т. е. возросла почти в 2, 4 раза. При Екатерине II была проведена широкая административная реформа. В 1775 г. страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20. Население губернии составляло от 300 до 400 тыс. человек. В свою очередь губернии подразделялись на уезды с населением 20—30 тыс. человек. Вся полнота распорядительной и полицейской власти перешла к губернскому правлению. Государственные доходы находились в ведении казенной палаты, а хранили их губернские и уездные казначейства. 4. 3. Просвещенный абсолютизм в России В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. — время правления императрицы Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки. Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке от Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В. О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, " ситуацией прекрасные, а строением мерзкие". Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. " Вот я и в Азии", — писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. " Это — особое царство, — писала она, — столько разных объектов, достойных. внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно". Пока накоплявшиеся наблюдения еще не успели сложиться в цельный преобразовательный план, Екатерина, по выражению Ключевского, " спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления".
На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. " Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, — писала она еще до воцарения, — слава страны — моя собственная слава". Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения Екатерина II решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах новой философии и науки, открытых эпохой Просвещения. С этой целью в 1767 г. Екатерина II принялась за составление своей знаменитой инструкции — " Наказа Комиссии о составлении проекта нового Уложения". При его составлении она, по собственному признанию, " обобрала" Монтескье, разработавшего идею разделения властей в государстве, и других его последователей. Ее политика просвещенного абсолютизма предполагала правление " мудреца на троне". Она была хорошо образована, знала сочинения просветителей — Вольтера, Дидро и др., состояла с ними в переписке.
Ей удалось ввести их в заблуждение, они считали ее благодетелем всей нации, покровителем искусств. Вольтер называл ее " северная звезда", а в письме к одному русскому корреспонденту писал: " Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу". Об отношении Екатерины II к взглядам просветителей свидетельствует ее воспоминание о встречах с Дидро: " Я долго с ним беседовала, но более из любопытства, чем с пользой. Если бы я ему поверила, то пришлось бы преобразовать всю мою империю, уничтожить законодательство, правительство, политику, финансы и заменить их несбыточными мечтами". " Наказ" — компиляция, составленная по нескольким произведениям просветительского направления того периода. Главные из них — книги Монтескье " О духе законов" и работа итальянского криминалиста Беккариа (1738—1794) " О преступлениях и наказаниях". Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. " Наказ" состоял из 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Главы разделены на 655 статей, из которых 294 были заимствованы у Монтескье. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений и целесообразность наказаний. " Наказ" был проникнут гуманным и либеральным духом. Он утверждал необходимость самодержавия в России ввиду обширности пространства Империи и разнообразия ее частей. Цель самодержавного правления не то, " чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра". В " Наказе" императрицы цитаты из сочинений просветителей использовались для обоснования крепостного права и сильной самодержавной власти, хотя и были сделаны определенные уступки развивающимся буржуазным отношениям. Черты просвещенного абсолютизма просматриваются в создании судов, отделенных от административных учреждений, реализации выборного начала при замещении некоторых должностей, в бессословном обучении, провозглашенном в 1786 г. при организации губернских и уездных училищ. Давая оценку " Наказу" Екатерины II, В. О. Ключевский писал: " Свободная от политических убеждений, она заменяла их тактическими приемами политики. Не выпуская из рук ни одной нити самодержавия, она допускала косвенное и даже прямое участие общества в управлении... Самодержавная власть, по ее мысли, получала новый облик, становилась чем-то вроде лично-конституционного абсолютизма. В обществе, утратившем чувство права, и такая случайность, как удачная личность монарха, могла сойти за правовую гарантию". (Курс русской истории. Ч. V, с. 7).
“Уложенная комиссия” Самым крупным мероприятием просвещенного абсолютизма явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия). Социальный состав Комиссии, по подсчетам Ключевского, выглядел следующим образом: из 564 депутатов 5 процентов приходилось на правительственные учреждения, от городов — 39, дворянства — 30, сельских обывателей — 14 процентов. На казаков, иногородцев и остальные классы приходилось всего 12 процентов. Уложенная комиссия начала заседания в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На последующую российскую действительность работа этой Комиссии не повлияла, но зато шума и громкой фразеологии вокруг этой акции императрицы было предостаточно. На одном из заседаний Екатерине был присвоен титул " великой, премудрой матери Отечества". Екатерина не приняла и не отклонила титул, хотя в записке маршалу А. И. Бибикову (1729—1774) выразила свое недовольство: " Я им велела сделать Российской империи законы, а они делают апологии моим качествам". По данным Ключевского, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но из-за начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась. Новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины II.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|