Равновесная рыночная цена.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Система цен и виды цен Система цен – это совокупность видов цен действующих на рынке и взаимосвязанных между собой. Система цен в РФ включает в себя следующие виды цен: 1.Оптовая 2.Отпускная 3.Розничная 4.Закупочная 5.Тарифы на услуги Цена – денежное выражение стоимости товаров (оказание выполненных работ, услуг). Оптовые цены – цены, по которым реализуются крупная партия продукции предприятий. Розничные цены – цены по которым товар реализуется в сети розничной торговли. ВИДЫ ЦЕН 1. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен: свободные (рыночные) и регулируемые. Свободные цены (рыночные цены) - это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. Регулируемые цены - это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. 2. По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Скользящая цена - это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. Подвижная цена - такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится
3. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте. Публикуемые цены - это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов. Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после в исполнения заказа. 4. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены.
Система цен, их классификация. Система цен – единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Изменение уровня, структуры и динамики одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Систему цен принято подразделять на условные блоки: 1. Оптовые цены – цены, по которым реализуются крупная партия продукции предприятий. Оптовые цены бывают:
· Трансфертная цена – цена, по которой реализуется продукция при ее передаче от одного подразделения другому в пределах одного предприятия. · Закупочные цены (фиксированные и сезонные)– оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохозяйственной продукции. · Биржевая цена – цена, формирующаяся на основе биржевых котировок, надбавок, скидок. 2. Розничные цены – цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли. Розничные цены имеют две разновидности: · Аукционная цена – цена товаров, проданных на аукционе; · Продажная цена – цена, установленная на товар при продаже его на свободном рынке. 3. Цены на строительную продукцию: · Сметная стоимость строительства – отражает уровень предельных затрат на строительство объектов. · Прейскурантная цена – средняя стоимость единицы продукции объекта строительства. · Договорная цена – цена, которая устанавливается по согласованию между заказчиком и подрядчиком строительства. 4. Тарифные услуги транспорта – плата за перемещение груза и пассажиров: тарифы авиационного, железнодорожного, морского, автомобильного, речного транспорта. 5. Мировые цены (цена экспорта, цена импорта) – цены обслуживающие международный рынок в целом. 6. Тарифы на услуги, оказываемые населению – тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, бытовые услуги, медобслуживание и др.
Структура цены В состав оптовой цены промышленности включается оптовая цена предприятия, скидка или наценка, в которую входят издержки и прибыль, акцизы, НДС. Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки надбавок и скидок к ним в зависимости от качества товаров, расстояния, места поставки, предусмотренного биржевым контрактом. Структура оптовой цены – это элементы оптовой цены, составляющие в сумме ее размеры: себестоимость производства, прибыль производителя, акциз, наценка сбытовая оптовая. Закупочные цены (фиксированные и сезонные) – оптовые цены, по которым происходит реализация сельскохозяйственной продукции. Биржевая цена – цена, формирующаяся на основе биржевых котировок, надбавок, скидок.
Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС, торговая надбавка или торговая скидка, а также налог с продаж. Структура розничной цены - это есть соотношение отдельных элементов цены выраженная в процентах или удельный вес этих элементов в цене товаров. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).
Типы ценообразования В современном мире сосуществуют различные типы (системы) ценообразования. Основные из них представлены на схеме. Были и существуют сделки, в которых не учитывают затраты труда. Даже в самой развитой торговле рекламная передача доли товара происходит бесплатно (например, раздача мыла для того, чтобы сделать людей покупателями). Обычно учитывают издержки, но принципиально новым типом учета является определение альтернативных издержек. СВОБОДНЫЕ цены устанавливаются объективно на рынке в результате конкуренции самостоятельно - субъектами рынка. Это исторически исходная и сегодня базовая форма ценообразования. В таком случае цены детерминированы многими законами рынка, которые были рассмотрены: спросом и предложением, стоимостью и т.п. Они могут быть устойчивыми, т.е. существовать длительное время на неизменном уровне. ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ назначают (их называют также «назначаемые цены»). Они могут быть постоянными или устанавливаться на определенный период времени. Период может быть ограничен, например, сезоном года. Этот тип цен является главным, и его необходимо конкретнее рассмотреть с помощью систематики цен. Это практика монопольного ценообразования. Различие этих цен идет по степени силы или монопольной власти. Обособляют полтора десятка стратегий ценообразования: географический принцип (разные цены в разных регионах), единые цены у потребителя, единые цены у производителя, зональные цены (чем дальше зона от производителя, тем дороже) и т.п.
Стратегия ценообразования - выбор возможной динамики цены, соответствующей интересам конкретного предприятия. Гетерогенность рынка в современном мире объясняет и различные типы стратегии ценообразования. Для кого-то главное - выжить и он довольствуется минимальными условиями при реализации своих товаров. Другие проводят политику завоевания рынка. Есть и те, кого устраивает только получение сверхприбыли - «снять сливки». Целью стратегии может быть уменьшение вероятности появления конкурентов на рынке. Монополии используют разные стратегии ценообразования в зависимости от обстоятельств. Лимитирующее ценообразование - стратегия ценообразования, при которой господствующая на рынке фирма устанавливает цену на уровне меньше того, который дает возможность получать краткосрочную прибыль. Сначала продают по ценам, которые существуют на рынке. В таком случае не учитывают своих затрат труда вообще. Одни идут от спроса или «восприятия покупателей», другие - от издержек. При установлении цен стремятся обеспечить безубыточность и получение прибыли. В связи с этим обычно ориентируются на издержки производства. При этом могут заранее устанавливать справедливую для себя норму прибыли, например 15-20% (подход “Дженерал Моторз”). Учитывают текущие цены или цены конкурентов. Этот фактор может быть главным. В таком случае доля прибыли существенно отклоняется от предпочтительной нормы. При определенных условиях главным оказывается восприятие цен покупателями - устанавливают такие цены, по которым покупатели берут товар ввиду всех факторов конъюнктуры рынка. ПЛАНОВЫЕ ЦЕНЫ - высшая форма постоянных цен. Они возникают в условиях микромаркета и представляют "ценовую вертикаль" от «производителя до розницы». Их можно рассмотреть на примере советской системы ценообразования. В СССР предприятия реализовали свою продукцию по различным каналам. Обычно существовало три типа канала реализации товаров. Непосредственная торговля производителей и потребителей товаров. В таком случае цены, как правило, были договорными. Более развитая форма торговли включала посредников, которые обеспечивали реализацию товаров. В таком случае в цены включали издержки и прибыль оптовых предприятий. Товары народного потребления шли через розничную торговлю. Соответственно формировались и цены на товары, которые учитывали расходы и прибыль магазинов. Все это происходило на основе тщательно разработанной системы наценок и скидок, налогов и т.п., что не исключало многих противоречий и просто ошибок в ценообразовании.
Оптовая цена предприятий включает себестоимость и прибыль, возникающую свободно или устанавливаемую нормативно. Такие цены имеют место в непосредственной торговле предприятий с потребителями. Ранее эти цены составляли 50% от всех цен. Одновременно, эти цены - основа для всей системы цен промышленности. По этим ценам предприятия продают свои товары оптовой торговле и тем самым данные цены становятся основой оптовой цены промышленности. Оптовые предприятия устанавливают наценку на товары для покрытия своих расходов и образования своей прибыли. Разновидностью этой цены является оптовая цена промышленности с налогом. Налог идет в бюджет государства. Розничные цены возникают на основе оптовых цен промышленности и наценки торговых предприятий. Розничные цены называют: цены, такса, тарифы, штрафы, заработная плата. Функции цены Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей: 1) количественные показатели: ВВП; национальный доход; объем капитальных вложений; объем товарооборота; объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.; 2) качественные показатели: рентабельность; производительность труда; фондоотдача и т.д. Стимулирующая функция цены выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя через величину заключенной в ней прибыли. Стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в сектора экономики и виды производств с более высокой нормой прибыли.
Равновесная рыночная цена. При нормальных рыночных отношениях спрос (означает платежеспособность населения, т.е. желание и финансовую возможность потребителя приобрести товары или пользоваться услугами в определенное время и в определенном месте) и предложение (количество конкретных товаров, которое продавцы готовы поставить покупателю в определенное время и в определенном месте) должны уравновешиваться. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. Она формируется вследствие равновесия спроса и предложения и по ней товары будут обмениваться на деньги. Равновесие спроса и предложения отражает компромисс между покупателем и продавцом, реализующийся во взаимном согласии совершить сделку купли продажи. Графически это отображается путем совмещения кривых спроса и предложения. Состояние равновесия никогда не бывает постоянным, оно меняется под влиянием различных факторов, обусловленных спросом и предложением, при этом при соответствующем изменении цены происходит сдвиг кривых спроса и предложения вправо или влево. Сущность равновесия спроса и предложения состоит в определении состояния общего экономического равновесия рынка, когда товары находят своих покупателей через механизм рыночного ценообразования. Рыночная цена есть результат конкурентного сопоставления цен спроса и предложения при их различных объемах.
Затратный подход Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки». В этой группе методов расчёта цен выделяют: Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»). Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства). Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре. Более совершенным и более сложным является многофакторный метод ценообразования, который учитывает целый комплекс условий, формирующих цену. Метод прямых затрат подразумевает установление цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки. При этом постоянные расходы не распределяются по отдельным товарам, а погашаются за счет разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Такую разницу называют маржинальной прибылью (добавленной). Функция издержек заключается в установлении нижней границы для первоначальной цены на продукт, хотя ценность этого продукта для потребителя определяется высшей границей установления цены на него. В действительности переменные издержки могут при определенных условиях выступать в качестве нижней границы цены. В случае метода прямых затрат ценообразование начинается с оценки потенциального объема продаж по каждой предлагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых затрат, переменных; определяется величина наценки на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предлагаемой цене, при этом вычитаются из полученных суммарных наценок постоянные расходы и определяется прибыль при реализации продукции
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|