Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска . 199
Развивающаяся семья...........................................203 Краткое содержание главы.......................................209 Часть II. Детство Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие.............................................. 214 Предварительный обзор.........................................214 Новорожденные................................................215 Физическое и моторное развитие.................................222 Сенсорное и перцептивное развитие...............................236 Когнитивное развитие...........................................246 Развитие речи..................................................257 Краткое содержание главы.......................................270 Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие.. 274 Предварительный обзор.........................................274 Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве...............276 Паттерны ранних отношений.....................................284 Отцы, братья, сестры и семейная система..........................296 Развитие личности на втором году жизни..........................300 Занятость родителей............................................308 Краткое содержание главы.......................................315 Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.. 318 Предварительный обзор.........................................318 Физическое развитие............................................320 Развитие двигательных навыков..................................326 Когнитивное развитие...........................................331 Память и когнитивное развитие..................................341 Развитие речи и культура........................................345 Игра и научение................................................354 Краткое содержание главы.......................................360 Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...............363 Предварительный обзор.........................................363 Проблемы развития и техники совладания.........................365
Агрессия и просоциальное поведение..............................376 Сверстники, игра и развитие социальных навыков...................384 Понимание себя и других........................................388 Семейная динамика.............................................396 Краткое содержание главы.......................................410 Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве.......413 Предварительный обзор.........................................413 Физическое и моторное развитие.................................414 Когнитивное развитие...........................................422 Оценка интеллекта и достижений.................................431 Научение и мышление в процессе школьного обучения...............441 Оглавление Нарушения и расстройства развития..............................448 Краткое содержание главы.......................................453 Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.............457 Предварительный обзор.........................................457 Развитие личности в расширяющемся социальном мире..............458 Социальное знание и моральное сознание..........................461 Продолжающееся влияние семьи..................................468 Отношения со сверстниками и социальная компетентность...........478 Краткое содержание главы.......................................488 Часть III. Подростковый возраст Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте.............................................. 492 Предварительный обзор.........................................492 Подростковый период в наше время...............................493 Физическое развитие и адаптация.................................495 Сексуальные установки и поведение...............................504 Когнитивные изменения в подростковом возрасте...................513 Краткое содержание главы.......................................519 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте.............................................. 522 Предварительный обзор.........................................522 Задачи развития подросткового возраста...........................523 Семейная динамика.............................................530 Взаимоотношения в подростковый период..........................533
Трудности подросткового возраста................................540 Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте.......550 Краткое содержание главы.......................................556 Часть IV. Взрослость Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие.....560 Предварительный обзор.........................................560 Перспективы развития в периоде взрослости.......................562 Общее физическое развитие......................................566 Секс и сексуальность............................................571 Когнитивная непрерывность и изменчивость........................580 Периодизация и задачи развития у взрослых.......................586 Краткое содержание главы.......................................598 Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...........601 Предварительный обзор.........................................601 Длительность и изменчивость....................................602 Личность, семья и работа........................................603 Установление близких отношений................................609 Родительство и развитие взрослых................................617 Профессиональный цикл........................................625 Оглавление 9 Работа и пол...................................................636 Краткое содержание главы.......................................642 Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости.... 646 Предварительный обзор.........................................646 Развитие в среднем возрасте.....................................647 Физическая стабильность и изменчивость..........................652 Здоровье и болезни............................................. 661 Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте.................................................... 670 Краткое содержание главы.......................................680 Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости...........682 Предварительный обзор.........................................682 Стабильность и изменчивость личностного развития.................683 Семья и друзья: межличностные контексты.........................691 Изменение семьи...............................................702 Стабильность и изменчивость профессиональной жизни..............710 Краткое содержание главы.......................................716 Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие......719 Предварительный обзор главы....................................719 Старение сегодня...............................................720 Физические аспекты старения....................................730
Причины старения..............................................741 Когнитивные изменения в пожилом возрасте.......................744 Краткое содержание главы.......................................756 Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие... 759 Предварительный обзор главы....................................759 Личность и старение............................................761 Выход на пенсию: значимое изменение статуса......................770 Семейные и личные связи.......................................775 Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население.....782 Краткое содержание главы.......................................790 Глава 19. Смерть и умирание.................................793 Предварительный обзор главы....................................793 Страх смерти..................................................794 Встреча с собственной смертью...................................798 В поисках гуманной смерти......................................802 Горе утраты и скорбь............................................809 Завершая жизненный цикл.......................................816 Краткое содержание главы.......................................817 Глоссарий....................................................... 819 Список литературы...............................................846 Алфавитный указатель.............................................928 Предисловие к русскому изданию Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его 1есомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех эта-юв человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, юбственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важ-1ейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, — целостный под-сод к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультур-гых, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и зыявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и;убъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физиче-;кого, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов.
В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития. Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности. В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков. В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека. В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения. Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызы- Предисловие к русскому изданию 1 1 вает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы «Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности», «Трудности родителей-одиночек» (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), «Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей» и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам. Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Л. А. Головей Предисловие История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human development, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение — лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути. Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|