Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные способы организации обучения иностранным языкам при проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования

Обеспечение стабильного функционирования и развития системы образования - необходимое условие развития общества и государства – во многих странах уже давно рассматривается как приоритетный вопрос государственной политики. Реформы образования проводятся сейчас в большинстве развитых стран мира. Общепризнано, что в 21 веке определяющим в конкуренции государств будет уровень образования нации в целом, ее способность реализовывать и развивать прогрессивные технологии.

В январе 2000 года в России была принята Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах, которыми владеет ученик. При этом в содержании образования должны быть обязательно включены иностранные языки и информационные технологии.

Согласно Концепции, главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направления модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

· обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

· достижение нового современного качества дошкольного общего и профессионального образования;

· формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

· повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

· развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышение роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Проводимый в настоящее время агога, родителя, образовательного учреждения.

сса - обучающегося спределения ответственности между субания внеэксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования обусловлен следующими причинами: сохранение здоровья детей, повышение качества общего образования, влияние демографических и социально-экономических факторов, необходимость обеспечения преемственности уровней образования, создание условий для индивидуализации и профилизации обучения.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 07.06.2001 г. № 2329 в 2001 году начат эксперимент в 1953 общеобразовательных учреждениях 76 субъектов Российской Федерации и Российской академии образования, количество обучающихся в 1-х и 10-х классах – 178 тысяч человек.

Участие в эксперименте обуславливалось принципом добровольности субъектов Российской Федерации, общеобразовательных учреждений, родителей и учащихся.

В целях обновления содержания обучения иностранным языкам перед началом эксперимента в 2000-2001 годах по заказу Министерства образования РФ был создан новый базисный план, предусматривающий обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 классы в начальной школе при двух часах в неделю, в основной школе (5-10 классы) при трех часах в неделю, а на старшей ступени обучения в школе (11-12 классы) изучение иностранного языка является обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).

Кроме того, были опубликованы для широкого обсуждения примерные учебные программы, соотносимые с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» и «Обязательным минимумом содержания образования в начальной, основной и полной средней школе».

В новой программе заявлено, что целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне.

Это должно обеспечить минимально необходимый и достаточный уровень функциональной грамотности выпускников для успешного продолжения их образования и трудовой деятельности, а также облегчить их адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни современного мирового сообщества.

Программа состоит из трех крупных блоков, соответствующих трем ступеням обучения иностранным языкам в школе: начальная школа, основная школа, старшая ступень обучения, которая, в свою очередь, подразделяется на общеобразовательный и профильный уровни.

В рамках данного эксперимента в экспериментальных школах началось обучение иностранным языкам со 2 класса.

Учителям, учащимся и их родителям были предложены для включения в эксперимент 3 УМК по английскому языку, 2 УМК – по немецкому языку и по 1 УМК – по французскому и испанскому языкам. Министерство образования России планирует проверить их с точки зрения посильности и доступности, эффективности реализации с их помощью личностно-ориентированного подхода, а также способности развивать мотивацию школьников к изучению иностранных языков.

Введение профильной школы в 11-12 классах общеобразовательных учреждений России должно способствовать существенному усилению личност­ной и индивидуальной направленности образова­ния. Это касается как содержания общего образо­вания, так и форм его организации: обеспечение роста вариативности образования и увеличение возможностей выбора курсов, факультативов са­мим учеником.

В ходе проводимого эксперимента проводит­ся изучение особенностей профильного обучения в рамках следующих трех основных форм:

· профильные классы в общеобразовательных уч­реждениях, реализующих несколько (один-три) определенных профилей обучения;

· группы профильного обучения в многопрофиль­ных общеобразовательных учреждениях;

· профильное обучение по индивидуальным про­граммам в малокомплектных общеобразователь­ных учреждениях.

Основой профильного обучения являются двухуровневые образовательные стандарты: стан­дарты профильного обучения (для профилирующих учебных предметов) и общеобразовательные стан­дарты (для непрофилирующих учебных предметов, широкая апробация которых начнется с 2003-2004 учебного года).

Профилизация старшей школы должна быть соотнесена с введением института еди­ных экзаменов.

В 2002 году в едином государственном экза­мене приняли участие 257 тысяч выпускников из 16 субъектов Российской Федерации, 128 высших учебных заведений (из них 89 вузов Министерства образова­ния России и 39 вузов других министерств и ве­домств), 136 образовательных учреждений среднего профессионального образования, 25 государствен­ных вузов из регионов, не участвующих в экспери­менте, принимали свидетельства с результатами единого государственного экзамена.

Как показывает анализ материалов прошлого года, на местах была соблюдена процедура экзаме­на, обеспечена секретность экзаменационных мате­риалов, отработана технология использования обо­рудования и передачи информации на федераль­ный уровень.

В 2002 году эксперимент проходил на базе английского языка.

В 2003 году 4 основных языка были включе­ны в эксперимент.

В соответствии с личностной ориентацией образования итоговая аттестация по иностранным языкам направлена на выяснение того, что выпуск­ник знает и умеет, на учет индивидуальных особен­ностей школьников, их потребностей, возможностей, способностей, склонностей. Аттестация носит гиб­кий характер и ориентирована на проверку дости­жения выпускниками нижней планки уровня обученности, заданной минимальными требованиями к подготовке выпускников, которые были сформули­рованы в Проекте федеральных программ. Аттестация одновременно даёт возможность проверить более высокий уровень обученности выпускников.

Сегодня по всем 4 языкам составлены спе­цификации экзамена, кодификаторы, демонстраци­онные версии тестов. Для дифференциации выпу­скников по качеству владения иностранным языком и последующего отбора в вузы экзаменационная работа содержит разные по сложности части. Ос­новную часть ее составляют задания, выполнение которых позволяет зафиксировать достижение уча­щимися уровня обязательной подготовки по пред­мету.

В 2003 году ЕГЭ по иностранному языку проводился в один день в два этапа: сначала выпускники выполняли задания письменной части на проверку умений в аудировании, чтении, письме и на про­верку уровня лексико-грамматических навыков (на выполнение письменной экзаменационной работы было отведено 180 минут), а затем продемонстрировали свои умения в говорении (устная часть).

Следует также отметить, что в связи с ре-формированием образования в регионах страны остро встали кадровые проблемы: уровень квали­фикации учителей, их готовность к опытно-экспериментальной работе. Решение поставленных задач, в частности, введение профильного обучения на старшей ступени школы, изменение содержания социально-экономического, гуманитарного блока дисциплин, введение новых предметов в начальной школе, использование современных педагогических систем и технологий требует высококвалифициро­ванных кадров. Для успешного решения задач об­новления общего образования, необходимы серьез­ные изменения в системе подготовки педагогиче­ских кадров. В настоящее время Министерством образования РФ ведется разработка Концепции модернизации педагогического образования, разра­батываются разноуровневые программы для раз­личных категорий учителей, рассматривается во­прос о создании широкой сети центров переподго­товки учителей на базе региональных институтов повышения квалификации и переподготовки работ­ников образования, оборудованных современной компьютерной техникой, необходимыми учебно-методическими, аудио- и телекоммуникационными средствами.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...